Русский дом | Владимир Жилкин | 08.07.2006 |
Тихвинская икона Божией Матери находилась на Русской Земле с 1383 года. Это было время княжения в Москве великого князя Дмитрия Донского. На Куликовом поле был нанесён смертельный удар татарскому игу, началось возвышение Москвы. Тысячелетний восточно-христианский мир рушился под натиском турецких полчищ, но на севере явился новый оплот Православия, и знамением Божия Промысла стало тогда чудесное перенесение на Русский Север одной из величайших православных святынь — иконы Божией Матери, по преданию написанной Святым Евангелистом Апостолом Лукой. Икона эта, хранившаяся в Константинополе девятьсот лет, за семьдесят лет до его падения исчезла из храма и тогда же свершилось чудо её явления на Руси.
В 1383 году её увидели рыбачившие на Ладоге рыбаки. Это было 26 июня, и в этот день (9 июля н. ст.) Церковью совершается празднование иконы. Окружённая сиянием, она в течение короткого времени являлась в разных местах несколько раз, пока не стала окончательно на реке Тихвинке, неподалёку от места своего первого явления. Тогда для неё был поставлен деревянный храм. Храм трижды горел, но всегда икона оставалась неповреждённой. Едва появившись на Русской земле, икона прославилась силою своих чудотворений. И более пяти веков к реке Тихвинке со всей России стекался поток паломников. Множество больных и калек получали от чудотворной иконы исцеление. На месте её явления появилось селение Пречистенский погост, затем город Тихвин. На поклонение иконе в Тихвин приезжал царь Иоанн Грозный и тогда же повелел при храме, в котором пребывала икона, устроить мужской общежительный монастырь.
Монастырь стал твердыней на северных рубежах России. Шведы, пользуясь слабостью разорённой Смутою России, закрепили свои захваты на русском Северо-Западе, но их дальнейшее продвижение остановил Тихвинский Успенский монастырь. В 1613—1614 гг. на земле Новгородской повторился подвиг, совершённый несколькими годами ранее на земле Московской. Как и Троице-Сергиев монастырь. Тихвинский Успенский стал неодолимой для врага духовной твердыней. Предстательство Божией Матери образом чудотворной Её иконы не позволило огромному войску шведов одолеть Её святую обитель. Перед её списком состоялось заключение мира со Швецией в деревне Столбово в 1617 г.
Тихвинский монастырь был закрыт в 1924 г. Главный храм до середины 30-х гг. ещё действовал как приходская церковь, но в 1936 г. был включён в состав расположившегося в монастыре Тихвинского межрайонного краеведческого музея. Среди экспонатов этого музея была и находившаяся в соборе чудотворная икона, но с началом Отечественной войны она покинула место своего поругания. В оставленном Красной Армией Тихвине собор горел, когда вошедший в него немецкий солдат вынес из огня Чудотворный Образ.
История спасенной из атеистического плена Тихвинской иконы связана с деятельностью на русском Северо-Западе Псковской миссии. Один из её членов вспоминал: «Наша жизнь и работа при немецкой оккупации были непрерывной борьбой с немцами за душу русского человека, за наше право служить этой душе, служить нашему родному народу, из-под одного ига подпавшему под иго другое».
Священник Псковской миссии о. Георгий Тайлов писал: «Немцы отправили икону во Псков и передали её о. Н. Колиберскому, который в то время возглавлял Миссию. Чудотворная икона хранилась у него в отдельной комнате и 1 января 1942 г. была перенесена в кафедральный собор». В Пскове икона была более двух лет. 2 марта 1944 г. она прибыла в Ригу, где её встретил епископ Рижский Иоанн (Гарклавс). Тихвинская икона покидала Россию, когда в истории Русской Церкви открылась новая страница: советской властью Церковь была «реабилитирована» ради её патриотического служения. Но православные русские клирики, предстоявшие в годы войны чудотворной Тихвинской иконе, находились вне этого процесса и в силу многих причин были вовлечены в поток германского отступления.
В сентябре 1944 г. епископ Иоанн (Гарклавс) покинул Латвию и увез с собой чудотворную икону. В 1949 г. он прибыл в США. Там, в последствии, владыка Иоанн стал архиепископом Американской Автокефальной Православной Церкви, для которой Русская Православная Церковь является Церковью-Матерью. После его смерти в 1982 году икона хранилась в доме его сына, священника Сергия Гарклавса. С начала 90-х годов он постоянно бывал в России. При первом же своём приезде он посетил Тихвин, и тогда же на вопрос о возможности возвращения иконы в Россию он ответил, что владыка Иоанн, обязавший его быть не владельцем, но хранителем иконы, благословил вернуть икону в Тихвин, когда в России не будет угрозы Православию.
В 1995 г. был вновь открыт Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь. Отец Сергий, приезжая в Россию, всякий раз бывал в Тихвине и знакомился с ходом восстановительных работ в монастыре. Летом 2004 года чудотворная Тихвинская икона начала свой путь возвращения в Россию.
8 июля икона прибыла в Тихвин. В соборе Успенского монастыря она, помещённая в специальный киот, заняла свое место у правой колонны от входа, как и сотни лет назад. Вот уже два года к чудотворной Тихвинской иконе изо дня в день идут тысячи православных.