Русская линия
Сегодня.Ru Сергей Спиридонов04.07.2006 

«Россия воскреснет. Ее тело — наша государственность»
В стране вспоминают мученика Андроника

«Нужна такая работа, чтобы сорганизовать весь народ русский в единую семью, твердо и сознательно стоящую за свое святое, народное, историческое достояние — веру христианскую и Царя самодержавного. Помни, что все эти появившиеся партии не добро твое имеют в виду, а лишь господство над тобой. А главное — все эти партии стараются извести веру в земле твоей, — ту веру, которой ты живешь уже тысячу лет… Дело в борьбе между верой и неверием, между христианством и антихристианством».

Священномученик архиепископ Андроник (Никольский).

88 лет назад — в июне 1918 года принял мученическую смерть замечательный подвижник и ревностный патриот архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский).

Будущий архиерей родился 1 августа 1870 г. в семье диакона Ярославской епархии и в миру звался Владимиром Александровичем. Образование получил в Ярославской духовной семинарии, затем в Московской духовной академии, где был пострижен в монашество. В 1895 г. рукоположен во иеромонаха, служил помощником инспектора Кутаисской семинарии, инспектором Ардонской Александровской миссионерской семинарии. В 1897−99гг. — член духовной миссии в Японии, по возвращении на родину назначен ректором Уфимской семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1906 г. хиротонисан во епископа Киотосского и назначен помощником просветителя Японии свт. Николая (Касаткина). В марте 1908 г. назначен епископом Тихвинским, первым викарием Новгородской епархии.

В это сложное время, когда только начали стихать революционные страсти, владыка не убоялся травли и согласился стать почетным председателем Новгородского отдела Союза Русского Народа (СРН). Но главная его заслуга перед монархическим движением состояла в том, что он издал брошюру «Беседы о Союзе Русского Народа», в которой не только защитил патриотов от необоснованных нападок, но и обосновал с позиций православного вероучения многие постулаты монархической идеологии. Епископ Андроник рассматривал патриотическое движение как общественно-политическую силу, призванную охранить вековые духовные, государственные и национальные традиции русского народа.

«Союз Русского Народа не партия. Союз есть сам великий Русский Народ, собирающийся с духом, чтобы отстоять свое достояние от возможных бед. Это есть сам народ, отгребающийся или освобождающийся от натиска всяких партий, от всего партийного и наносного, а не народного. Поэтому он так ненавистен всем партиям, что опасен им своею беспартийностью и глубокою и исключительной народностью. Пусть ни один малодушный не смущается, когда враги народа или не понимающие его истинного блага закидывают клеветою имя Союза, обзывая союзников черносотенцами. Мы желаем быть русскими всегда, везде и во всем — в семье, в школе, государстве, в общественной жизни, в церкви», — писал владыка Андроник. И как удивительно актуально звучат эти слова сегодня.

В марте 1913 г. владыка был назначен епископом Омским и Павлодарским, а через год его перевели в Пермь. Современный автор его жития пишет: «На обрыве тысячелетней христианской истории России на Пермскую кафедру взошел подвижник и архипастырь-миссионер, подобный св. Стефану Пермскому. Его жизнь была образцом древнего благочестия. Это был подвижник, молитвенник и нестяжатель, всякое материальное благополучие и богатство вменявший ни во что. Все средства владыка жертвовал на помощь беднякам. Одевался он просто, никогда не носил шелковых ряс; и хотя был награжден многими орденами, но наград никогда не надевал. Святитель был ревностным исполнителем иноческих правил и церковных обрядов. Он строго постился: в постные дни питался одними овощами, в скоромные — обходился малым количеством пищи, а в последние дни страстной седмицы употреблял в пищу только просфору и чай. Накануне дня, когда ему должно было совершать литургию, владыка почти не спал, всю ночь простаивая на молитве». Владыка внимательно относился к общественным настроениям во вверенной ему епархии, пытаясь отвратить народ от пагубы безбожия. В 1916 г. его усилиями в Пермской епархии были созданы миссионерские курсы по обличению неверия и социализма.

С тяжелым сердцем принял владыка известие об отречении Императора Николая II от престола. Обращаясь к верующим с проповедью, он сказал: «Не стало у нас Царя… Как триста лет тому назад, в лихолетье, разворовали Отечество подлые людишки и ввергли его в погибель, так и ныне до этого довели бесчестные царские слуги». Владыка призывал Русский Народ к молитве и покаянию, ибо только «тогда минует разруха жизни, минует опасность для Отечества, и Господь, как нашим предкам, изведет нам мужа мудра и добра». В 1917−18гг. он участвовал в работах Поместного Собора Православной Российской Церкви, на котором был избран одним из шести заместителей членов Св. Синода. В это же время он был возведен в сан архиепископа. По окончании Собора владыка вернулся в Пермь, где уже начинались бесчинства большевиков. В годину лютых гонений на Православие владыка мужественно восстал против беззаконников, недаром его прозвали «огнь пылающий». Весной в местных газетах началась травля архиепископа Андроника, у него был произведен обыск. Тучи сгущались, близкие, в страхе за жизнь владыки, уговаривали его скрыться. Но он отказался, заявив, что не оставит паству и готов умереть за Христа.

Ожидая ареста, владыка чувствовал себя совершенно спокойно, он ежедневно исповедовался и приобщался Святых Таин, и светлое настроение не покидало его. 4 июня 1918 года вооруженный отряд в 1500 человек под руководством бывшего каторжника Мясникова окружил архиерейский дом. Мясников был «идейным»: еще находясь на излечении в психиатрической больнице, он написал богохульный опус и «подал прошение об исключении его из православных христиан». Столь значительные силы, что привели чекисты для ареста архиепископа Андроника, были собраны, поскольку «народные освободители» панически боялись, что народ встанет на защиту горячо любимого архиерея (что и произошло). Началось восхождение владыки на Голгофу.

«Одетый по-дорожному в рясу и клобук, с посохом в руке, обычной быстрой своей походкой шел на смерть архипастырь. Он был спокоен. Не доходя до конца лестницы несколько ступеней, он поднял глаза на нашу группу, почти не останавливаясь на ходу, поднял руки и благословил нас. Последний раз прозвучал для нас его голос «Прощайте православные!», — описал арест владыки очевидец.

Сохранились и свидетельства о нахождении архиепископа в ЧК: «Он снял с себя нагрудный крест, завернул его в большой шелковый лиловый платок, положил перед собой на письменный стол, поднялся с кресла и, обращаясь к нам, сказал примерно так: «Мы враги открытые, примирения между нами не может быть. Если бы положение было противоположным, я, именем Господа Бога, приняв грех на себя, благословил бы повесить вас немедля. Других разговоров от меня не будет». Потом сел, не спеша, развернул крест, надел на шею, спокойно поправил его на груди и превратился в будто бы отсутствующего человека». Святитель шел крестным путем Христа, восходя ко Господу, оставляя богоотступникам их рукотворный ад.

…Ночью чекисты вывезли архиепископа в окрестности Перми и убили.

Незадолго до ареста владыка, вразумляя одного священника, сказал пророческие слова: «Может быть, и меня на свете не будет, но не покидает меня надежда и уверенность, что Россия воскреснет со своим возвращением к Богу. Ободряйте всех и примиряйте озлобленных с жизнью, вливайте в них начала светлой жизни по Евангелию Христа… Воскреснет душа народная, воскреснет и тело ее — наша здоровая государственность». Священномученик Андроник прославлен на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года.

Сергей Спиридонов

http://www.segodnia.ru/?part=article_print&id=2581


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика