Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургМитрополит Вострский Тимофей (Маргаритис)16.06.2006 

Ответы иерарха Иерусалимской Православной Церкви митрополита Вострского Тимофея на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

— Владыка Тимофей, расскажите, что такое Иерусалимский Патриархат сегодня, ведь он располагается на территории Иордании, Израиля и Палестинской автономии, Саудовской Аравии и Арабских Эмиратов. Как удаётся соблюдать законы этих стран, как удаётся жить в непростых условиях?

— Я бы хотел вначале поблагодарить вас и Высокопреосвященнейшего архиепископа Викентия за его любезное приглашение выступить в программе, за его благословение пребывать и служить в пределах управляемой им Епархии.

Иерусалимский Патриархат — это четвёртый по очереди из древних патриархатов, но я не преувеличу, если скажу, что он занимает первое место в душах всех верующих, и особенно русских православных христиан. Потому что Патриархат известен как Матерь всех Церквей, потому что оттуда проповедь пошла по всему миру, апостолы по повелению Иисуса Христа проповедовали слово Евангелия во всём мире. Уважение к Иерусалимскому Патриархату проистекает из уважения к Святым местам, которые связаны с жизнью Иисуса Христа — нашего Спасителя. Он и родился по плоти во Святой Земле, творил чудеса, проповедовал, был распят, погребён и воскрес, даруя нам жизнь вечную.

— Сталкивается ли Церковь с трудностями осуществления своей миссии, ведь не все православные верующие с территории Палестинской автономии могут свободно посещать другие города, христианские святыни — Иерусалим, Назарет?

— Естественно. Каждая Православная Церковь, где бы она ни находилась, имеет свои внутренние проблемы. И это хорошо, потому что через проблемы люди становятся более верными, получают силу от веры. Когда были гонения на Церковь, то вера у людей была более твёрдая, искренняя. Иерусалимский Патриархат в течение всей истории имел очень много проблем, и в настоящее время мы прошли через большой Церковный кризис, но, слава Богу, с помощью Церквей-сестёр, особенно Русской Церкви, мы сумели найти наш мирный путь. Что касается политических конфронтаций в этом районе, то они всегда были, и мы молимся, чтобы Господь просвещал лидеров разных партий, чтобы они пред глазами имели ввиду прогресс народов, и сегодня, в век переговоров и диалогов, я уверен, что через мирные переговоры найдётся ответ на много сложных вопросов, с которыми сталкиваются жители Святой Земли.

Сегодняшний конфликт между Израилем и Палестинской автономией, надеемся, тоже найдёт своё решение. Дело в том, что многие из православных, которые живут на палестинской территории, не имеют доступ к некоторым святыням, но сотрудничеством с Церковью и израильскими властями это достигается. Церковь не имеет претензии на власть или на политические позиции, она всегда сосредотачивается на духовном воспитании людей, и это духовное воспитание включает в себя мирное жительство, потому что Сам Христос, когда проповедовал на земле, говорил: «Каждый человек должен стараться иметь мир с собой», — потому что это очень трудно иногда сделать, если человек противоречит самому себе. Господь дал нам Свой мир, и если мы обладаем миром Христовым в себе, то мы можем передавать этот мир окружающему миру.

— Владыка, насколько крепка вера в Иерусалимском патриархате, насколько люди глубоко верят? Как посещают храмы, растёт ли количество прихожан? Люди каких национальностей больше приходят?
— Христиане в Иордании, Палестинской территории регулярно посещают церковь, и Патриархия через её представителей, архиереев старается поднять духовность этого населения и показать ценности Православной Церкви даже неправославным жителям. В Израиле меньше арабского населения, но там очень много живёт эмигрантов, русских, которые тоже регулярно ходят в храмы.

— Как организована жизнь у русских православных людей, есть ли у них свои приходы, священники, владеющие русским языком? Как власти Израиля к этому относятся?

— До сих пор я не видел отрицательной реакции израильских властей. Ответственной за верующих, за приходскую жизнь является администрация местной Церкви. Одновременно с приходами, которые старается открывать Патриархия для говорящих на русском языке, имеется Русская Духовная Миссия в Иерусалиме.

— Владыка, как Вы оцениваете деятельность Русской Духовной Миссии, у которой тоже есть свои приходы, подворья в разных городах Израиля и Палестины, насколько это важно сегодня?

— Я не могу сказать, что есть приходская обязанность у Русской Православной Миссии в Иерусалиме, потому что, как я уже заметил, это обязанность Иерусалимского Патриархата, но Миссия помогает нашему пастырскому делу через те церкви, которые служат на славянском языке и таким образом дают возможность верующим, живущим в разных городах Израиля и говорящим на русском языке, участвовать в таинствах Церкви. Сегодня любой русский человек, живущий в любом городе или селе Израиля, может на транспорте попасть в любой храм и приобщаться Святых Христовых Таин. С большим душевным волнением я смотрю на русских паломников, когда они пешком обходят Святые места Иерусалима, иногда поют разные церковные песнопения и массовым Крестным ходом они удивляют и иноверцев, и других христиан, и нас самих.

— Владыка Тимофей, в начале ноября прошлого года в Иерусалиме состоялась Международная конференция «Иерусалим в Русской Духовной Миссии». Какова была её цель? Вы были на этой конференции, обращались к её участникам. Что она дала, какие результаты уже есть?

— Я представлял нашего Блаженнейшего Патриарха Феофила III, со стороны Иерусалимской патриархии я приветствовал эту конференцию. Выступало очень много учёных, которые подчёркивали положительный вклад присутствия Русской Духовной Миссии на Святой Земле. И Совет со стороны нашей Церкви обратился к присутствующим, чтобы все действия, которые впредь будут предприниматься Русской Духовной Миссией в Иерусалиме, были бы согласованы с Иерусалимской Церковью. Большая и положительная деятельность — это паломнические группы, которые принимаются Миссией, и сотрудничество с Церковью и людьми, которые хотят вложить свою энергию в духовное развитие Святых мест.

— А много таких людей или организаций? Насколько общественность принимает у вас участие в строительстве церковной жизни?

— Я ссылаюсь на больших благодетелей, которые находятся в России, которые никогда не забывают Святую Землю, а наоборот, всячески стараются помочь святым местам, церквям, священникам, начальникам Русской Церковной Миссии в Иерусалиме.

— Владыка, наши паломники, посещавшие Святую Землю во время схождения Благодатного Огня, говорят, что несмотря на все сложности, люди на улицах Иерусалима какие-то светлые, одухотворённые и всегда с радостью принимают огромное количество гостей. С чем это связано? С тем, что по этой земле ходил Спаситель? Люди, несмотря на все противоречия, войны, которые там идут, не утратили духовность и свет веры в своих сердцах.

— Что касается паломников, которые приезжают на Святую Землю, то у многих из них это план жизни, мечта жизни. Когда человек приземляется на Святую Землю, он ощущает в себе трепет, выходящий из религиозных чувств: он ходит по Земле, по которой Сам Христос ходил. В каждом старом городе — Иерусалиме и Назарете — человек чувствует присутствие Христа, каждый христианин живёт духом Воскресения, несмотря на то, что жизнь каждого напоминает Голгофу. И когда они поклоняются Святому Гробу Господню, они действительно находят там поддержку в своей надежде, что за Голгофой всегда идёт Воскресение. Этот радостный дух отражается и в местных жителях: они смотрят на паломников как на людей, которые приезжают с верой, — т. е. получается взаимообмен. Паломник говорит, что Христос вчера и сегодня, и во веки будет один и тот же, что мы стремимся через земной Иерусалим попасть в Иерусалим Небесный.

— Наталия из Екатеринбурга спрашивает: «Владыка Тимофей, меня очень интересует, каков был Ваш путь к вере, как Вы стали православным человеком, откуда хорошо знаете русский язык?»

— Во-первых, я родился в православной семье, но не все члены моей семьи были религиозны. Трудно передать, что я сам почувствовал, и почему я один из 5 детей часто ходил в церковь. Я, конечно, знаю объяснение, — это был призыв от Господа, — и я в 15 с половиной лет сам выразил желание оставить родителей и поехать в Иерусалим, вопреки родительской воле. Стать православным — это особый дар от Господа, я думаю, что каждый, кто ищет путь к вере, в Православии находит самый верный ответ, потому что Православие — это способ жизни. Нужно принять в глубине души Христа как Спасителя мира и веровать в сокровище традиций Православной Церкви, которые были получены от святых отцов всех Вселенских и поместных Соборов Православной Церкви. Слушательница мне простит, что я не хочу больше о себе говорить, самое главное могу сказать, что Господь в юности привёл меня в Иерусалим, и там я с этого малого возраста остался до сих пор и служу в Святой Иерусалимской Церкви на Святой Земле.

— Господь ведёт нашу жизнь и ничего без Его воли в нашей жизни не происходит?

— Жизнь в руках Божиих. Мы, как люди, должны проявить какой-то интерес, ведь Господь стучит в двери наших сердец, и мы должны открыть эту дверь, чтобы Он вошёл. И нашим примером, нашей жизнью, нашими делами мы должны готовить уютное место для того, чтобы Христос остался в наших сердцах. А если мы в Церкви находимся формально, если мы просто говорим, что мы православные христиане и гордимся этим, а не живём по-православному, по-христиански, если мы допускаем греховные поступки, то тогда мы как бы выгоняем Христа из нашего сердца и из нашей души.

— Жить по-христиански — это большой труд?

— Это подвиг, это постоянный подвиг, с тех пор, как человек входит в Церковь через таинство Крещения, до последнего издыхания. Потому что враг — дьявол — старается всячески отстранить человека от подвига, и поэтому нам не надо успокаиваться, что вот мы христиане, идём в церковь, исповедуемся, причащаемся. До последнего нашего издыхания мы должны держаться основных принципов церковности.

— Владыка, Вы сказали, что мы должны впустить Господа в наши сердца, услышать голос Божий. Я знаю, что много наших людей — паломников, изначально скептически относившихся к Православной вере, побывав на Святой Земле, в корне меняли свой взгляд на жизнь, и на веру, и на своё отношение к Богу. Видимо, там Он настолько близок, настолько воспринимает Его душа.

— Я встречался лично со многими людьми, которые приезжают на Святую Землю от любопытства, и мы их принимаем так же, как верующих людей, и хотим этим людям оказать помощь, чтобы они глубже поняли нашу веру. И там люди преображаются, некоторые из них исповедуются и говорят, что повлиял сам воздух Святой Земли и прикосновение к святыням, — которыми являются камни, одни камни, но в них есть благодать, присутствие нашего Господа. Они там чувствуют какой-то особый призыв к вере, к Церкви. И поэтому я бы советовал каждому, кто слышит о Христе, кто слышит об Иерусалиме, о Православной Церкви, чтобы постучал в дверь священника, в дверь архиерея, и от него получал более подробную информацию о том, как он должен поступать, чтобы быть верным чадом Православной Церкви.

— Путь к Богу мы не совершаем в одиночестве?

— Это двойное сближение. Когда мы человека какого-то приглашаем к себе, он должен откликнуться на этот зов, и наоборот, когда мы слышим что-то о вере, мы должны ответить положительно.

— Одно из величайших чудес — это схождение Благодатного Огня в Иерусалиме на Гробе Господнем в Великую Субботу. И мы сейчас ещё живём этим чудом, приветствуем друг друга словами «Христос Воскресе!» Расскажите, пожалуйста, Владыка, как в нынешнем году происходило это чудо?

— Схождение Благодатного Огня — это одно из самых впечатляющих обрядов и служб в Пасхальном периоде Иерусалимской Церкви, и вообще всего года. Это событие проповедует Воскресение Христа, и со всех сторон мира верующие православные и не православные приезжают для того, чтобы принять участие в этом событии. Среди паломников очень много русских, а в последние годы приезжают паломники из Екатеринбурга во главе с Его Преосвященством архиепископом Викентием. Конечно, тысячи и тысячи паломников хотели бы попасть в храм Воскресения, там государственными чиновниками принимаются строгие меры безопасности. Многие из паломников огорчаются, что остались на улице и не попали ко Гробу Господню. Не надо разочаровываться, Господь всем даёт возможность участвовать в этом радостном событии.

— В этом году Ваш Патриарх всего несколько минут молился в Кувуклии перед тем, как сошёл Благодатный Огонь. Это какой-то знак?

— Молитва Патриарха не включается в раннее пребывание в самой Кувуклии. Кто бывает на Святой Земле, тот знает, что сначала три раза идёт Крестный ход, который очень долго длится, и в это время Патриарх, конечно, молится про себя и просит помощи Божией, чтобы осуществить это последование. Иногда Патриарх выходит раньше, иногда задерживается в Кувуклии. Но Огонь сходит не по его личной молитве, а по молитвам всех верующих, которые его окружают.

— Как бы наука сегодня ни пыталась объяснить все православные чудеса (как, например, со святой водой — разложить её на составляющие), мне кажется, что эти чудеса, как чудо схождения Благодатного Огня, всегда будет для нас чудом необъяснимым.

— Кто в Бога Христа верит, тот не нуждается в особых чудесах. Чудеса у всех из нас бывают каждый день, мы просто не обращаем на них внимания. Все трудности, через которые мы проходим, думая, что мы не можем больше терпеть испытания, а Господь нам даёт силу — и это тоже одно из чудес. А что касается Благодатного Огня — тот же самый факт, что небольшое число православных в течение 20-ти веков смогли остаться возле Гроба Господня и праздновать там Воскресение Спасителя нашего Иисуса Христа — это одно из величайших чудес. Иерусалим неоднократно подвергался великим разрушениям, а Гроб Господень остался и Православная Церковь всегда непрерывно была на Святой Земле — это чудо.

— Владыка, мне всё-таки интересно, откуда у Вас хорошие знания русского языка? Вы в нашей Епархии не первый раз, но сложно научиться языку приездами.

— Я благодарен Русской Церкви, потому что она открыла свои школы для иностранцев. Я учился в Духовной Академии Санкт-Петербурга, тогда Ленинграда, и стараюсь говорить правильно.

— Как изменилась, на Ваш взгляд, православная жизнь в России со времён Вашей учёбы?

— Я учился во времена Брежнева — это были трудные времена для Церкви и для верующих. Я думаю, что нужно отдать должное и похвалу тем христианам, которые тогда исповедовали Христа, потому что они находятся в ряду с исповедниками веры. Я удостоился пообщаться с простыми верующими, тогда и от них я получал большую помощь и поддержку. Естественно, не сравнить ту эпоху с сегодняшним днём, — это одно из чудес, о которых я говорил раньше. Кто бы мог подумать, что те, кто служил атеизму, впоследствии будут участниками церковной жизни. И мы можем посмотреть на эту особую благодать Господа. Русская Православная Церковь переродилась, можно сказать, она получила свободу и показала, и показывает до сих пор, что она может достичь самый успешный этап в жизни. Как я уже сказал, жизнь православная — это не только мгновение, не только сегодня, а каждый час до последнего нашего вздоха.

Сегодняшнее преображение народа показывает, что у русского человека душа — это огонёк веры, горящее пламя, и миряне очень помогают преображению Церкви. Мы видим, что повсюду открываются монастыри, строятся новые храмы, восстанавливаются старинные храмы. Особенно в Екатеринбурге и в Верхотурье я вижу необыкновенный прогресс, и, конечно, это благодаря местному архиепископу Викентию. Естественно, невозможно было бы всё сделать, если бы не нашлись люди с глубокой верой и преданностью Православной Церкви, и которые помогают материально в осуществлении громадных проектов. Я посетил Ново-Тихвинский монастырь, Меркушино — там очень хорошие постройки, Храм-на-Крови и многие другие. Благодаря стараниям Владыки Викентия, построено новое здание Духовного центра — и это благодаря верующим чадам Екатеринбургской епархии.

— Слава Богу, у нас Россия была всегда богата меценатами — православными людьми!

Нам поступил вопрос: «Владыка, я бы хотела узнать Ваше мнение о русском человеке. Я часто бываю за границей, и мне очень обидно, когда говорят, что русские люди угрюмы и недоброжелательны. А поскольку Вы были в России не раз, учились, каково Ваше мнение о наших людях? Как Вам видится будущее нашей Родины?»

— Начну со второго вопроса. Когда Христос будет царствовать в сердцах людей, Россия будет процветать. Православная Церковь всегда способствовала тому, чтобы люди находили духовную поддержку и обучались, как надо вести себя и любить Родину. И когда русский любит свою Родину, только от этой любви можно ожидать добра. Я слежу за событиями в России, потому что я люблю Россию и вижу, что Президент страны и его окружение всячески стараются, чтобы не только материально поднять Россию, но и дать духовность людям, восстановить духовный принцип русского человека.

Ответ на первый вопрос: по природе, русский — очень нежный человек. Конечно, много изменилось во время безбожного режима: отсутствие воспитания людей на основе веры в Бога; отсутствие знаний о том, какие большие приношения совершались в пользу народа со стороны Русской Православной Церкви. Естественно, некоторые элементы, которые не имеют духовного богатства, возможно дали ложное представление о русских за рубежом. Я живу в Израиле, в Греции бываю и на Кипре, в Англии был, и везде отзываются о русских очень хорошо. И все удивляются глубокой вере русских людей. Русские выделяются верой и добрыми чувствами. Я пожил в России и только добро получал от моих русских сокурсников и от людей, с которыми я был связан.

— Несмотря на все гонения, русские люди пронесли эту веру.

Послушаем вопрос: «Митрополит Тимофей, я хотела бы приветствовать Вас стихами. Два года назад я прочитала своё любимое Послание — 22-ю главу „Откровения“, она меня затронула, и у меня родились стихи о Иерусалиме. Учитывая то, что Вы приехали со Святой Земли, я хотела бы прочитать их Вам как приветствие:

„Новое небо, новая земля,
Город новый на планете.
Всё новое, и новый я,
И всюду Божьи дети.
Славный город Иерусалим
Не смолкая славит Бога,
И рекою льётся гимн
От небесного чертога.
Только радость, только песни,
Нет в нём боли, смерти, слёз.
Новый город на планете
Без проклятья, войн, и гроз.
Новое небо, новая земля
Город новый на планете.
Всё новое, и новый я,
Всё Божье в чудном свете“.

Я хотела, чтобы все это увидели. Спасибо Вам большое за Ваш приезд, за Ваше пребывание на Российской земле».

— Спасибо за трогательное стихотворение. Конечно, я думаю, что новое найдём только в Небесном Иерусалиме. Мы не должны забывать, что в земном Иерусалиме стра-дания, боль и слёзы, — это путь, через который мы должны пройти. После Голгофы нас ожидает Воскресение, Небесный Иерусалим, в котором всё новое, где нет ни слёз, ни боли.

— Владыка, Вы посещали приют для девочек женского Ново-Тихвинского монастыря. Те- ма брошенных детей, беспризорности очень остро стоит в России. Как в Вашей стране Израиле с этой проблемой? Тоже такая страшная картина или несколько по иному?

— Я посетил приют и могу сказать, что он самого высокого уровня, даже в Европе и Америке не найдёшь приют для детей с таким особенным попечением, где детям дают так много. Считаю нужным поздравить инициаторов и исполнителей этого Божьего дела, конечно, с благословения Владыки Викентия, но непосредственными заботами Татьяны Алтушкиной. Я думаю, что этот приют станет примером, чтобы и в других городах нашлись люди, занимающиеся этим богоугодным делом.

Детский возраст — самый нежный, нуждающийся в нашем попечении. Вокруг нас много сирот, бедных, и Церковь, благочестивые люди должны заботиться о них. Не надо останавливаться только на детском возрасте. Есть молодые люди, которые сегодня более поддаются искушениям и соблазнам. Для молодых людей наше общество полно разных опасных новшеств. Большая болезнь нашей эпохи — это наркомания. Я видел, как в приюте занимаются с детьми: в детских лицах видна радость, которая подчёркивает, что они нашли материнскую любовь. Материнская любовь незаменима, но сколько случаев в наше время, когда сами родители относятся неправильно к своим детям, и дети в семье чувствуют, что якобы они в чужой среде. В приюте дети находят любовь и самое главное — это любовь к Богу.
— Владыка, на Ваш взгляд, насколько можно разделить понятия «духовность» и «религиозность»? Или возрождение духовности основано на возрождении веры?

— Духовность у человека приходит с верой, необходимо, чтобы люди познали Творца, жили согласно заповедям, и тогда внутренний мир может обогатиться силою Святого Духа. В церковных понятиях духовный человек тот, который познаёт Бога. Человек может получить все знания, а если он не познаёт Бога, он внутри пустой. Поэтому религиозность и духовность, по нашему понятию, всегда идут вместе. Конечно, бывают люди добрые и не верующие во Христа, но всё-таки Христос завершает духовность человека.

Я бы хотел передать уральцам благодать Гроба Господня и святых мест Святой Земли, передать благословение нашего иерарха — Патриарха Феофила — и поблагодарить Владыку Викентия за его приглашение.

С митрополитом Тимофеем беседовала Полина МИТРОФАНОВА.

http://orthodox.etel.ru/2006/22/arxip.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика