Русская линия
Русская линия Игорь Алексеев25.01.2006 

«Бодрствуйте все, да не внидите в напасть..»
Архипастырские послания митрополита Казанского и Свияжского Иакова после освобождения Казани от большевиков в августе 1918 года и комментарий специалиста

ПОСЛАНИЕ ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА КАЗАНСКОЙ ПАСТВЕ ПО ПОВОДУ ПЕРЕЖИВАЕМЫХ СОБЫТИЙ

«Услышати же имате брани и слышание бранем. Зрите, не ужасайтеся»
Mф. 24 гл. 6 ст.


Возлюбленные о Господе Чада Св. Православной Казанской Церкви!
К Вам, верующим во имя Господа нашего Иисуса Христа, Моё Архипастырское слово.

Опасность близка. Враг, изгнанный из пределов Казани, еще не побеждён. Он напрягает свои последние силы, стучится во врата нашего града. Бодрствуйте все, да не внидите в напасть.

Пастырей св. Церкви призываю усилить свои молитвенные подвиги. Православные храмы должны быть открыты день и ночь: да совершается в них непрестанная молитва. Перед лицом общей опасности «не дадим веждам нашим дремания».

Все верующие, наипаче старцы и старицы, женщины и дети, присоедините ваши молитвы к молитвам пастырей.

Умоляйте Царицу Небесную пред Ея св. иконами и святителей Казанских о прощении грехов наших, о помиловании, о заступлении. Да будет наша общая неустанная, из глубины души взносимая молитва щитом, ограждающим град.

Имущие! Проявите Вашу горячую любовь к св. Церкви и обуреваемому отечеству: несите ваши материальные жертвы на дело защиты гонимой Церкви и спасения отечества.

Все способные носить оружие становитесь в ряды народной армии, немедленно, без колебания и страха, записывайтесь в добровольческие полки.

Спешите на борьбу: спасайте святыни наши от поругания, город — от разрушения, жителей — от истребления.

Усердная Заступница града нашего да сохранит нас от всякого зла. Св. Священномученик Ермоген да вдохнёт в борцов за правое дело дух непобедимого мужества. Святители Казанские да даруют им победу над врагами, земле нашей — мир и душам нашим, в печали сущим, утешение, радость и спасение.
Благословение Божие да пребудет на Вас и на граде нашем. Аминь.
Смиренный Иаков, Митрополит Казанский и Свияжский

К ДУХОВЕНСТВУ ГОРОДА КАЗАНИ

Настоящие тяжёлые дни налагают на всех нас великую ответственность. Всем ясно, что от исхода происходящей борьбы зависит судьба не только наших городских святынь, самого города, горожан и в первую может быть очередь духовенства, но зависит судьба и всей нашей дорогой родины: быть ли ей цельной, неразделённой, самостоятельной и самобытной, святой и православной Русью, или так и пребывать в порабощении, в угнетении, раздавленной насильниками, раздираемой на части, заливаемой братской кровью, несчастной страной. Наши горожане поняли важность момента и беспрерывной лентой идут в ряды защитников родины. Но для организации и поддержания новой собравшейся русской армии необходимы средства, которыми бы удовлетворилась всякая нужда наших самоотверженных защитников, дабы они постоянно имели случай убеждаться, что в своей борьбе с врагом не одиноки, а за ними стоить весь русский народ, помогающий им, кто чем может, проявляющий свое сочувствие им, пользуясь для этого всяким случаем. Пусть наши дорогие защитники, воины Народной Армии, знают, что им будет доставлено всё, в чём они будут нуждаться, что раненые и больные у них будут пользоваться чисто материнским уходом, что их семьи и близкие не останутся в их отсутствии без призора, чтобы никакая забота не отвлекала их от своего прямого ратного дела — идти всё вперед и вперёд к полной победе над врагом за свободу нашей Церкви и за благо всей нашей страны.

Я обращаюсь ко всему духовенству гор. Казани с архипастырским призывом немедленно придти на помощь Народной Армии своими пожертвованиями и в самых широких размерах организовать сбор пожертвований на это дело, пользуясь всяким случаем, и в храмах и по домам своих прихожан, употребив на это всё своё пастырское влияние. Собирайте деньги в кружки, заводите подписные листы за церковной печатью, и деньги направляйте обычным порядком чрез благочинных в Епархиальный Совет.
Августа 2 дня 1918 г.
Иаков, Митрополит Казанский

Комментарии к документу:

Этот пронзительный по своему содержанию документ попал ко мне, можно сказать, абсолютно случайно. Просматривая не так давно в Научной библиотеке Казанского государственного университета разрозненные экземпляры «Известий по Казанской Епархии» за 1918 год, я обратил внимание на несколько вложенных в один из номеров этого журнала одинаковых бумажных прямоугольников, отпечатанных в Казани в Товариществе «Центральная типография». Выяснилось, что это ничто иное, как листовочный вариант архипастырских посланий митрополита Казанского и Свияжского Иакова (в миру — И.А.Пятницкого) (1844 — 1922) к чадам и духовенству «Св. Православной Казанской Церкви», датированных 2 августа по старому (или 15 августа — по новому) стилю 1918 года. Судя по дате, эти листки были отпечатаны на десятый день после освобождения Казани от красноармейцев частями Чехословацкого корпуса (т.н. «белочехами») и «Народной армии» Комитета членов Учредительного Собрания («Комуча»), а затем распространялись по городу.

Казань в то время находилась на самом «острие» гражданской войны, так как её падение грозило богоборческой власти сокрушительной катастрофой. В случае дальнейшего успешного развития антибольшевистского наступления на Москву, судьба «красного» режима оказалась бы весьма незавидной. Именно поэтому в расположенный на подступах к Казани город Свияжск, ставший тогда главным рубежом обороны «страны Советов», уже через несколько дней после её падения прибыл сам нарком Л.Д.Троцкий, немедленно приступивший к укреплению дисциплины в отступающих красноармейских частях. Причём делал он это поистине сатанинскими методами, начав с санкционирования зверского убийства — в первые же часы своего пребывания в городе — управляющего Свияжским Успенским Богородицким мужским монастырём епископа Амвросия (в миру — В. Гудко). Именно здесь в Свияжске по приказу Л.Д.Троцкого была осуществлена первая в «Красной армии» децимация (расстрел каждого десятого бойца отступившего 2-го Петроградского рабочего полка), создан первый концентрационный лагерь, а также воздвигнут и торжественно открыт первый в России и в мире памятник «первому революционеру» Иуде Искариоту (правда, простоял он всего две недели, а затем куда-то бесследно исчез).

Всё это антихристианское беснование вольно или невольно придало противостоянию между «красными» и «белыми» под Казанью не только социальный, но и религиозный характер. Отнюдь не случайно именно тогда появились эти проникнутые болью, негодованием и призывами к борьбе архипастырские послания. Слова митрополита Иакова были услышаны в казанском обществе: молебны в городских храмах не прекращались ни на один день, люди активно записывались в добровольческое ополчение. Однако «Иудушке Троцкому» удалось с помощью невиданной досель жестокости остановить отступающих красноармейцев и вновь бросить их на Казань.

В ночь с 9 на 10 сентября (по новому стилю) 1918 года город пал, после чего в нём была устроена чекистская резня. Среди успевших накануне этого покинуть Казань десятков тысяч горожан был и престарелый митрополит Иаков, которому удалось перебраться в Иркутск. В ноябре 1918 года он был избран почётным председателем Сибирского церковного совещания, а затем, по некоторым сведениям, управлял Томской епархией на территории, контролируемой белогвардейскими войсками. Сведения о последних годах жизни митрополита Иакова достаточно противоречивы. Известно, в частности, что в 1921 году он был уволен на покой, а затем подвергся аресту и заключению. Местом его земного упокоения стал город Томск.
Игорь Алексеев, кандидат исторических наук (Казань)

https://rusk.ru/st.php?idar=324308

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика