Русская линия
Красная звезда Алексей Лященко15.08.2005 

Реанимация гонки ядерных вооружений

Минувшая неделя прошла под знаком шестидесятой годовщины атомных бомбардировок японских городов Хиросимы и Нагасаки, которую провели США 6 и 9 августа 1945 года. Даты первого реального применения атомного оружия — Америка сбросила тогда на Японию две маломощные по нынешним меркам бомбы — снова привлекли внимание мировой общественности к проблеме нераспространения ядерного оружия в частности и ситуации вокруг глобальной безопасности в этом аспекте вообще. «Это больше не повторится», — выбито на одном из памятников жертвам атомной бомбардировки в Японии. Но уверенности в этом, к сожалению, остается все меньше — в подходах к важной для человечества теме ядерной безопасности пока преобладают глубокие разногласия и двойные стандарты.

Тон задают Соединенные Штаты

Точное количество ядерных вооружений и боеприпасов, которые сегодня находятся в мировых арсеналах, неизвестно. Но есть другая цифра — совокупная мощность ядерного оружия ныне составляет 5 тысяч мегатонн — примерно 1 тонна на каждого жителя Земли. Казалось бы, этого более чем достаточно, чтобы уничтожить земную цивилизацию. Тем не менее гонка ядерных вооружений, почти потерявшая свой накал в 90-х годах прошлого века, вновь набирает темп, и тон в ней по-прежнему задают Соединенные Штаты, первыми создавшие и первыми применившие это чудовищное оружие. Стремясь к обеспечению полной мировой гегемонии Америки, в Вашингтоне не скрывают, что в достижении этой цели возможно и использование ядерного оружия. «С точки зрения администрации Буша, ядерное оружие понадобится нам и в середине XXI столетия, и в дальнейшем», — заявил Роберт С. Норрис, эксперт группы по контролю за вооружениями.
В 2001 году Пентагоном была разработана новая концепция, предусматривающая применение ядерного оружия против «новых» потенциальных противников, обладающих, по мнению США, оружием массового уничтожения, — как это декларировалось, например, в отношении Ирака. В соответствии с ней, для того чтобы США могли с предельной быстротой наносить удары по противнику в любой части света и гарантированно обеспечить безопасность своей территории, Пентагон сосредотачивает усилия на трех направлениях — создании ракет большой дальности, оснащенных как обычными, так и новыми ядерными боеголовками; развертывании, в том числе в космосе, системы противоракетной обороны; воссоздании сети оружейных лабораторий и производства ядерного оружия.
В настоящее время в США, по данным аналитических центров, стоят на вооружении 5.300 ядерных боезарядов. Еще 5.300 находятся в резерве. Причем около 2.000 из них находятся в полной боевой готовности и могут быть использованы спустя считанные минуты после принятия такого решения. В 2004 году Вашингтон выделил на ядерные оружейные программы 6,3 миллиарда долларов — почти на 300 миллионов больше, чем в 2003 финансовом году (получатель — в основном министерство энергетики США). В проекте бюджета 2006-го финансового года (начинается 1 октября) на эти цели выделено уже 6,6 миллиарда долларов. Значительная часть этих средств идет на создание мини-ядерных средств для уничтожения заглубленных объектов. Подобное оружие даст Пентагону возможность уничтожать подземные командные пункты, центры управления и скрытые запасы оружия, которые, по убеждению вашингтонской администрации, существуют, например в Иране и КНДР. Сообщается, что в рамках этих проектов США рассматривают возможность модификации боеголовок B61 и B83. Напомним, что боеголовка B61 — компонент тактической водородной бомбы, которая может быть доставлена к цели средствами тактической и стратегической авиации: бомбардировщиками B-52 и B-2, а также истребителями F-16. B83 предназначена для сбрасывания с малых высот и доставляется к цели в основном на B-2.
Следует отметить, что без испытаний такое оружие не может быть поставлено на вооружение. Однако, возобновляя ядерные испытания, США нарушат ряд международных договоренностей. Например, США вместе с Россией подписали Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Россия ДВЗЯИ ратифицировала и таких испытаний не проводит. Не проводят сейчас ядерных испытаний и американцы, но Вашингтон этот документ не ратифицировал (это, кстати, означает, что он не вступил в силу). Более того, есть предположения, что он может от него отказаться. Что такое возможно, сомневаться не приходится — Америка уже не раз демонстрировала свою «исключительность». Достаточно вспомнить ее выход из Договора по ПРО 1972 года. Тем более что известно о выделении 25 млн. долларов на подготовку полигона в Неваде к возобновлению ядерных испытаний. Причем он должен быть готов к их проведению не через 2 — 2,5 года после принятия политического решения, как сейчас, а спустя 18 месяцев.
Гонка ядерных вооружений может распространиться и на космос. Инициатива начать этот процесс также принадлежит американскому военному ведомству. Именно оно заявило о намерении приступить к милитаризации космического пространства как оборонительными, так и наступательными вооружениями. «Кто владеет космосом, тот владеет миром», — заявляет Пентагон. Эти заявления вызвали опасения в международном сообществе — вывод Америкой оружия в космос заставит адекватно реагировать и другие государства.
Все эти действия США, значительно понижающие порог возможного применения ядерного оружия и подкрепленные официальными доктринальными установками, не оставляют другим государствам иной возможности защиты суверенитета, кроме обладания таким же оружием.

«Черный» рынок технологий

Сейчас у всех на слуху ядерные программы Северной Кореи и Ирана. Причем северокорейские власти не скрывают, что они используют ее для создания ядерного оружия, необходимого для обеспечения безопасности страны, и в первую очередь «для отражения американской агрессии». Тегеран, наоборот, утверждает, что его ядерная программа носит мирный характер. Хотя некоторые эксперты, преимущественно американские, считают, что она может использоваться для создания ядерного оружия. И опять же для защиты от США, так как их лидеры причислили Иран к странам «оси зла», с которыми Америка намерена строить политику только с позиции силы. Мировое сообщество прилагает огромные усилия, чтобы убедить Пхеньян и Тегеран отказаться от ядерных программ, однако, учитывая прежде всего силовую политику США, сделать это трудно.
Тем более что Северная Корея и Иран не единственные в этом плане страны. Как известно, в настоящее время ядерным оружием, помимо официальных членов «ядерного клуба», обладают Индия, Пакистан и, по некоторым оценкам, Израиль. Еще порядка 20 государств, по мнению экспертов МАГАТЭ, являются «пороговыми», то есть потенциально способными в достаточно короткие сроки ядерное оружие создать. К наиболее близким к «порогу» странам относят ЮАР, Аргентину, Бразилию, Южную Корею и Тайвань. По оценкам специалистов-атомщиков, по сравнению с уровнем 1998 — 2000 годов загрузка мощностей по обогащению урана во всех упомянутых странах повысится к 2005 — 2007 годам в целом на 25−35 процентов, а избыточные эти мощности за то же время сократятся минимум на треть. При этом наименьший уровень контроля за ракетными арсеналами и средствами доставки ядерных зарядов вообще со стороны международных структур характерен для Бразилии, КНДР, Пакистана, Тайваня, Турции и Южной Кореи. Аргентина, Бразилия, Израиль, Пакистан и Индия до сих пор не присоединились к ДНЯО, под вопросом участие в этом документе Тайваня.
Глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммед аль-Барадеи — главный «надзирающий» за ядерной сферой в масштабах планеты — четко определяет сегодняшние основные угрозы. «Возник ядерный черный рынок, который развивается чрезвычайно умно, — говорит гендиректор МАГАТЭ. — В одной стране составляются планы, в другой изготавливаются центрифуги, которые потом отправляются через третью страну к неизвестному конечному потребителю. Замешаны предприимчивые ядерные эксперты, бессовестные фирмы, даже государственные органы. Очевидно, что в последние годы система международного контроля за экспортом оказалась совершенно беспомощной».
Особая опасность этих процессов состоит в том, что распространение ядерного оружия, как и других видов оружия массового поражения, близко смыкается с другой глобальной угрозой — международным терроризмом: преступники пытаются получить доступ к такому оружию и технологиям его производства. Все чаще власти многих государств говорят об опасности появления у террористических организаций так называемых грязных бомб, содержащих радиоактивные материалы.
В этом плане примечателен недавно обнародованный доклад министерства энергетики США и главного контрольного управления американского конгресса. По этим данным, в течение последних 5 лет на территории США было зафиксировано 1.300 случаев исчезновения радиоактивных веществ в количестве, достаточном для создания «грязной бомбы» (изотоп-238 в несколько сотен раз более радиоактивен, чем оружейный плутоний-239; попадание даже крошки плутония-238 в легкие человека может вызвать рак). Радиоактивные материалы как теряли, так и похищали. По данным исследования, со временем значительная часть пропавших материалов была найдена властями, но в ряде случаев опасные изотопы исчезли бесследно.
Подобные признания самих американцев, тратящих миллиарды долларов на защиту своих ядерных объектов, заставляют все более серьезно воспринимать заявления и предупреждения международных чиновников. «Угроза ядерной войны приблизится, если мы не задумаемся о новой международной системе контроля», — считает гендиректор МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи.

Как укрепить режим нераспространения

Уже на протяжении 35 лет одной из основ глобальной безопасности остается Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Заключенный во времена «холодной войны», в наше время ДНЯО явно переживает кризис соблюдения и доверия. В мае этого года состоялась очередная обзорная конференция (проводится каждые пять лет) по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия. Делегаты на продолжавшейся в течение месяца конференции не смогли предложить миру никаких решений по устранению растущих ядерных угроз. Почти две трети времени было потрачено на проведение прений по повестке дня и организации работы, а не на обсуждение по существу вопроса о том, как укрепить режим нераспространения ядерного оружия.
Такое отношение к нему объясняется многими факторами. В том числе двойными стандартами в международной политике и стремлением США сломать существующую систему стратегической стабильности. Об их отказе от Договора по ПРО здесь уже говорилось. А вот еще один пример в этом плане. Как известно, в мае 2002 года Россия и США подписали Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Через год документ был ратифицирован сторонами и вступил в силу. По этому договору Россия и США должны были к 2012 году довести число своих ядерных боеголовок до 1.700 — 2.200. И Москва, и Вашингтон отметили тогда, что «реализация Договора о СНП станет значительным вкладом сторон в выполнение их обязательств в отношении ядерного разоружения согласно статье VI Договора о нераспространении ядерного оружия и будет способствовать укреплению режима нераспространения».
Однако сейчас, всего через пару лет после вступления документа в силу, в США все чаще слышны заявления высокопоставленных представителей администрации, что Вашингтон не уменьшит свои ядерные вооружения, как того требуют соглашения с Россией. Например, первый замминистра энергетики США, руководитель национальной администрации по ядерной безопасности Линтон Брукс заявлял, что ядерный арсенал США к 2012 году будет сокращен «примерно на две трети», но «данное сокращение не достигнет уровня 1.700 — 2.200 ядерных боеголовок». «Драматическое сокращение, прописанное в московском договоре, основано на том, что Россия не представляет прямой угрозы США, — подчеркнул Линтон Брукс. — Но опыт прошедших 15 лет ясно показал, что не следует основывать нашу безопасность на фальшивой уверенности в том, что мы можем предвидеть будущее».
Естественно, существующую систему стратегической стабильности и режим нераспространения как составную ее часть необходимо совершенствовать. Однако зачастую те же США предлагают для этого то, что диктуется сугубо их интересами. Уже два года действует американская инициатива по безопасности в борьбе с нераспространением ОМП, его компонентов и средств доставки — ИБОР, которую поддержало порядка 60 государств. Россия присоединилась к ИБОР в 2004 году. Сама инициатива предусматривает возможность силовых действий в отношении воздушных и морских судов иностранных государств, если есть подозрения, что на них перевозятся запрещенные компоненты и материалы — таким образом США и страны-участники пытаются не допустить попадания опасных технологий «не в те руки». Однако существует риск, и он, по мнению экспертов, весьма велик, что ИБОР может стать одним из элементов давления на любое неугодное Вашингтону государство, да и просто дает возможность США контролировать товарооборот. А если учесть, что сфера действия ИБОР распространяется на весь мир, то эти действия способны принять планетарный масштаб.
В этом плане Россия старается предпринимать другие — пусть меньших масштабов, но конкретные и реальные шаги, для того чтобы снять напряженность в сфере нераспространения. Например, Минобороны России в августе 2004 года провело беспрецедентные учения в Мурманской области, где расположен один из объектов 12-го Главного управления Минобороны, отвечающего за эксплуатацию ядерного оружия. На этих учениях, получивших название «Авария-2004», присутствовали 49 наблюдателей из 17 стран — членов НАТО, которым показали, как в России охраняют и защищают ядерное оружие.
«Точечные» операции по возврату урана в Россию, усиление контроля над перемещением радиоактивных материалов — еще одно из направлений действий нашей страны по укреплению режима нераспространения. И по-прежнему в отличие от Вашингтона Москва предпочитает международный подход и в принятии решений в сфере нераспространения, и их обязательность для всех стран. Ключевое место для таких решений — ООН.
Так, Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма. Ее проект был внесен делегацией РФ на рассмотрение государств — членов сообщества наций в 1998 году, и она стала первым договором, принятым в ООН по инициативе России. Документ предусматривает обеспечение антитеррористической защиты как мирного, так и военного атома, пресечение терактов с использованием самодельных ядерных устройств, неотвратимость ответственности лиц, виновных в совершении актов ядерного терроризма, на основе принципа «либо выдай, либо суди».
Специалисты считают, что одобренная конвенция представляет собой первый универсальный договор, направленный на предотвращение угроз «нового времени» — потенциальных террористических актов массового поражения. Она также открывает дополнительные возможности для наращивания антитеррористического взаимодействия под эгидой ООН, включая скорейшее согласование внесенного Индией проекта всеобъемлющей конвенции о международном терроризме.
В Москве надеются, что принятая конвенция будет подписана во время предстоящего уже в этом сентябре саммита лидеров государств — членов ООН в Нью-Йорке, приуроченной к 60-летию этой организации. В повестке дня форума — масса вопросов обеспечения прогресса в области развития, безопасности и прав человека для всех государств и всех народов. И одним из главных станет необходимость найти выход из тупиковой ситуации на пути решения наиболее насущных проблем в области нераспространения ядерного оружия и разоружения. Если они не смогут добиться этого, то последствия может на себе испытать каждый.

http://www.redstar.ru/2005/08/1608/303.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика