Русская линия
Независимое военное обозрение Вадим Соловьев12.08.2005 

Подводников топят флотоводцы
Планы развития ВМФ не отвечают требованиям морской службы

В эйфории, вызванной удачным спасением батискафа АС-28 «Приз», министр обороны РФ был скор на различного рода посулы. Как панацея от всех возможных морских бед прозвучало его обещание закупить два глубоководных английских спасательных аппарата типа «Скорпион».

Однако уже на следующий день, 9 августа, российское государственное агентство РИА «Новости», говоря дипломатическим языком, дезавуировало это заявление Сергея Иванова. Некий источник из Минобороны (резонно предположить — кто-то из близкого окружения самого главы военного ведомства) сказал: «Решение по закупке британских аппаратов для нужд российских Вооруженных сил пока не принято. Российская промышленность, сегодня способна выпускать аппараты, которые по техническим данным не уступают аппаратам „Скорпион“, а в ВМФ России есть опыт использования подобных машин».

Эта разноголосица, как капля воды, отражает всю непоследовательность проводимой в РФ военной модернизации.

За пять лет, прошедших после катастрофы «Курска», серьезных выводов о всеобъемлющей тактике спасения подводников так и не было сделано. Хотя это является прямой задачей военного руководства. Главное в работе военачальника, как исстари учат уставы, предусматривать возможные негативные варианты развития событий и планировать соответствующие меры не только по их предупреждению, но и по ликвидации негативных последствий.

Сегодня есть и военно-морская доктрина, и планы строительства боевых кораблей, а также другие документы по развитию ВМФ на долгосрочный период. Они призваны предвидеть будущее флота. Согласно докладам высших должностных лиц, все намеченное реализуется. Однако если систематически происходят чрезвычайные происшествия, чреватые гибелью людей, то это означает лишь одно — планы и программы не точны. То есть предвидение расходится по важным позициям с вызовами военной практики.

Отсюда и шараханья: вчера закупили спасательное оборудование, а оно оказывается неэффективным, сегодня хотим приобрести иностранные спасательные аппараты, а завтра мы их заменяем мифическими отечественными, послезавтра и вовсе забываем и о тех, и о других. То есть планы — планами, а жизнь — жизнью с ее проблемами и катастрофами. Потому и прорехи в профессионализме заполняются откровенным враньем.

Когда грянула трагедия «Курска», никто не мог толком сказать, каковы запасы жизнеобеспечения на подводной лодке, даже не знали, насколько хватит кислорода для личного состава. Через пять лет — ЧП на Тихом океане,

и вновь Главный штаб ВМФ путается с цифрами: то ли запаса воздуха на батискафе осталось на сутки, то ли на пять дней. Оказалось, что запасов воды и пищи на АС-28 не было совсем. И мало кто верил, что с экипажем поддерживается гидроакустическая связь.

В эти дни только ленивый не сравнивал спасательную операцию на Тихом океане с гибелью пять лет назад атомной подлодки «Курск». Все настолько очевидно — и время года, и обстоятельства, и отношение высшего командования. Пожалуй, претерпела изменение лишь позиция Верховного главнокомандующего. Только грозный окрик Главковерха на третий день трагедии побудил Сергея Иванова срочно вылететь в Петропавловск-Камчатский. Первоначально же министр обороны индифферентно отнесся к чрезвычайной ситуации у берегов Камчатки (зачем, дескать, вмешиваться, там работы по спасению ведут специалисты).

Если в ситуации с «Курском» военачальники всячески убаюкивали президента оптимистичными докладами, то сегодня, явно не поверив им, глава государства побудил военное руководство к активным действиям. Ведь первые сутки разыгрывающейся трагедии военное командование вообще заняло позу умолчания. Решалась дилемма: что важнее — сохранить военные секреты или спасти людей. О ЧП же стало известно местным журналистам со слов родственников терпящих бедствие моряков.

Президент, представляется, остро почувствовал тревогу общественности за судьбу экипажа батискафа. Вот в этом, пожалуй, и состоит отличие ситуации с «Курском». Поэтому и финал спасательной операции оказался так же совершенно иным: моряков подняли с большой глубины, вовремя обратившись за иностранной помощью.

Правда, теперь стали раздаваться заверения, что могли бы справиться и собственными силами, но в это даже не искушенному в военно-морских делах человеку поверить сложно. И закупленное после аварии с «Курском» спасательное оборудование на 40 млн. долларов оказалось абсолютно непригодным для вызволения АС-28 из пучины. И бравада относительно того, что мы можем производить спасательные аппараты, аналогичные английским и американским, тоже не решает существа вопроса. Нет аппаратов — и все тут. Или они неисправны (подробнее см. материал «Механические водолазы» на 4-й стр. этого номера).

Хотя комиссия по расследованию еще работает, но ее окончательный вывод уже запрограммирован в Минобороны. На сей раз ответственным назначат главкома Военно-морского флота адмирала Куроедова — ему ведь все равно идти на пенсию, как никак 61 год. На место главкома прочат адмирала Владимира Масорина, нынешнего начальника Главного штаба ВМФ, временно исполняющего обязанности главнокомандующего.

Сможет ли один человек переломить закостенелую систему? Хотелось бы надеяться, что сможет. И не один, а вместе с теми офицерами и адмиралами флота, которые заждались действенных и эффективных перемен.

http://nvo.ng.ru/wars/2005−08−12/1_flot.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика