Русская линия
Красная звезда Александр Тихонов06.08.2005 

190 метров надежды
Тихоокеанский флот продолжает операцию по спасению экипажа затонувшего батискафа АС-28

ЧП случилось в минувший четверг, когда в бухте Березовая у восточного побережья Камчатки с военного спасательного судна осуществлялось штатное погружение подводного аппарата АС-28.
При погружении батискаф запутался в рыболовецких сетях. Из-за этого подъем аппарата, на борту которого были 7 моряков, оказался невозможным. 190-метровая глубина погружения не позволяет членам экипажа покинуть батискаф самостоятельно простым всплытием. В результате им остается лишь надеяться на товарищей и экономно расходовать запасы воды, еды и кислорода. По словам помощника главнокомандующего ВМФ РФ капитана 1 ранга Игоря Дыгало, экипаж располагает 7 комплектами регенерации воздуха, 7 индивидуальными и 7 портативными дыхательными аппаратами. Противостоять холоду — температура на борту батискафа всего 5 градусов выше нуля — помогают утепленные комбинезоны.

Наша справка
Батискаф АС-28 (мини-подлодка проекта 1855 «Приз» с титановым корпусом) предназначен для поисково-спасательного обеспечения подводных лодок. Рабочая глубина погружения до 1.000 м. Разработан в ЦКБ «Лазурит» (Нижний Новгород). Построен на заводе «Красное Сормово» в 1989 г. Размещается на борту спасательных кораблей. Спуск на воду и подъем на борт могут быть осуществлены при волнении моря до 5 баллов. Водоизмещение 55 кубометров, длина 13,54 м, высота 5,7 м, максимальная скорость 3,3 узла, экономическая скорость 2,3 узла, вертикальная — 0,5 узла, дальность плавания при скорости 2,3 узла — 21 миля. Экипаж 3 человека, в ходе спасательных операций может принять на борт до 20 человек, при этом автономность жизнеобеспечения со 120 часов снижается до 10 часов. Аппараты данного типа были задействованы в операции по спасению атомной подводной лодки «Курск» в августе 2000 г.

Реально в данном случае на затопленном батискафе запас воздуха и электропитания таков, что сегодняшние сутки становятся для спасения людей крайними.
Спасательные силы и средства ТОФ (СС «Козьмин», СП-521, КС «Бирюса», КИЛ-168, МБ-105, РБ-260, 262, БГК-752, СП «Алагез») были стянуты в район погружения аппарата после получения сигнала об ограничении движения батискафа. Судно КИЛ-168, чуть позже и «Бирюса» приступили к тралению района, чтобы по возможности зацепить либо сам батискаф, либо тросы или сети, за которые зацепился аппарат, и таким образом обеспечить возможность его подъема. На КП Тихоокеанского флота тем временем рассматривались различные варианты спасения АС-28, в том числе спуск на глубину второго батискафа. Командующий Тихоокеанским флотом адмирал Виктор Федоров охарактеризовал ситуацию как тяжелую и подчеркнул, что принимаются все необходимые меры, чтобы спасти моряков.
Командование флота обратилось за помощью и к японским коллегам. На помощь вышло судно сил морской самообороны Японии «Чиеда». Проблема в том, что это специальное судно для помощи экипажам подводных лодок может прибыть в район нахождения российского батискафа лишь к утру 8 августа. «Мы надеемся, что помощь наших японских коллег не понадобится и силами проводимой в настоящее время спасательной операции нам удастся поднять аппарат на поверхность», — сказал адмирал Федоров. Чуть позже Япония направила на помощь нашим морякам еще три тральщика.
К выработке рекомендаций командованию ТОФ, которые позволили бы спасти экипаж, срочно приступили в ЦКБ «Лазурит».
Через некоторое время число спасательных судов и кораблей ТОФ в районе погружения батискафа возросло до девяти. В дополнение к ним из Приморья вышло спасательное судно «Саяны». Командование ВМФ России тем временем обратилось за помощью к американским коллегам. Как сообщил Дыгало, в ходе переговоров начальника Главного штаба ВМФ РФ адмирала Владимира Масорина с командующим ВМС США на Тихом океане адмиралом Гарри Росхетом последний заверил о готовности американской стороны предоставить необходимую помощь. «В том числе переброской спасательных средств воздушным путем», — сказал помощник главкома ВМФ РФ, поскольку, как утверждает американское командование, ближайшее к месту нахождения батискафа спасательное судно ВМС США находится в нескольких тысячах миль.
Таким образом, несмотря на готовность японской и американской сторон в ответ на официальное обращение России оказать помощь, ограниченность запасов кислорода на борту затонувшего батискафа заставляет наших моряков, проводящих операцию по спасению экипажа, рассчитывать только на собственные силы.
Уникальность операции состоит в том, что в истории советского и российского ВМФ подобных инцидентов со спасательными аппаратами типа АС-28 не было. Об этом заявил бывший командующий Черноморским флотом Герой Советского Союза адмирал Эдуард Балтин. В то же время попадания подлодок в рыболовецкие сети случались, когда сеть наматывалась на винт и заклинивало линию вала винта. В таком случае подлодку приходилось буксировать к родным берегам. Балтин предположил, что подобное могло случиться и с аппаратом АС-28.
Спасательная операция у берегов Камчатки на момент выхода номера в свет продолжалась.

http://www.redstar.ru/2005/08/0608/102.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика