Русская линия
Независимое военное обозрение Александр Бабакин03.08.2005 

Нет пророка в своем отечестве
Методология великого военного реформатора генерал-фельдмаршала Дмитрия Милютина сегодня остается невостребованной

Осипова М.Н. Великий русский реформатор фельдмаршал Д.А. Милютин. — М.: Animi Fortitudo, 2005. — 320 с.

Генерал-фельдмаршал Дмитрий Милютин не принадлежит к числу забытых государственных деятелей царской России. Его имя встречается во всех энциклопедических и справочных изданиях, в военно-исторических трудах и учебниках военной истории советского и постсоветского периодов. Но вот вопрос: хорошо ли изучен и по-настоящему ли осмыслен опыт одного из крупнейших отечественных военных реформаторов? К сожалению, нет, если судить по итогам преобразований в Вооруженных силах РФ, ведущихся на протяжении последних без малого полутора десятков лет.

Что ж, может быть, кое-кому из руководителей нашего Минобороны принесет пользу знакомство с книгой «Великий русский реформатор фельдмаршал М.Д. Милютин», которую написала профессор РАЕН Маргарита Осипова. Ведь, как указал в предисловии к этому труду военный историк, генерал-лейтенант Владимир Золотарев, к примеру, даже «положения ныне действующих уставов не только содержательно, но и текстуально повторяют милютинские». При Милютине была создана система военного управления, которая позволяла в условиях огромных российских просторов через считанные недели выставлять против врага многомиллионную армию. Именно благодаря милютинской системе наша страна смогла сформировать и бросить в бой новые соединения взамен разгромленных в первые месяцы Великой Отечественной войны.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ…

Несомненно, из хода военного строительства в России 1860−1870-х годов вдумчивый исследователь извлечет немало полезных уроков. И первый из них заключается в том, что, являясь на протяжении 20 лет военным министром императора Александра II, Дмитрий Милютин отнюдь не был всего лишь исполнителем повелений государя. Да и монарх вовсе не случайно доверил столь высокий пост 45-летнему генералу, имевшему, однако, к тому времени за плечами и богатый боевой опыт, и заслуженный авторитет крупного ученого в ратной сфере, и навыки административной работы.

Не менее значим также второй урок. Напомним, что необходимость коренных перемен в армии стала актуальной после поражения России в Крымской войне (1853−1856 годы). Но, вместо хорошо продуманных радикальных мер, поставленный во главе военного ведомства генерал Николай Сухозанет занимался главным образом сокращением войск в интересах снижения бюджетных расходов… Вот только военную организацию империи подобная экономия нисколько не изменила.

Урок третий. После того, как на смену Сухозанету пришел Милютин, в военном министерстве закипела напряженнейшая работа. Практически ежедневно проходили различные совещания. Во всех департаментах военного ведомства создавались особые комиссии для решения различных вопросов. В результате в январе 1862 года Александру II был представлен «всеподданнейший доклад», содержавший основные положения масштабной военной реформы. Самодержец утвердил предложения Милютина. Этот документ стал для России программой переустройства военной организации государства на двадцать лет. Причем генератором этого процесса, несмотря на многочисленные трудности, выступал лично военный министр.

Разработкой всех преобразований занималось Особое совещание под председательством Милютина. Представители всех департаментов и управлений военного министерства России принимали участие в работе этого органа. Но, кроме этого, решением отдельных важнейших вопросов занимались специальные комиссии. Собственные частные комиссии создавались по всем военным департаментам.

В январе 1863 года Дмитрий Милютин представил Александру II отчет о ходе военных реформ в армии за год. Царь внимательно изучил весьма объемный документ и передал его на рассмотрение особой комиссии, которая состояла из членов Государственного совета Российской империи. И так повторялось ежегодно в течение всех 20 лет военных преобразований в России. Литографированные экземпляры ежегодных отчетов Милютина самодержцу также отсылались для изучения великим князьям, министрам, главным руководителям военного министерства, военачальникам. Прежде всего в этом был лично заинтересован сам Дмитрий Милютин. Таким образом он объяснял всем ведущим государственным деятелям огромной страны свои действия по переустройству российской военной организации, расходование гигантских средств из имперского бюджета.

Постепенно в российском обществе Милютин приобрел много сторонников своих преобразований. Но лично генералу военные реформы давались весьма дорого. По воспоминаниям современников несколько лет в начале своей реформаторской деятельности Дмитрий Милютин спал буквально по 5 часов в день. Генерал редко бывал на всевозможных светских приемах, раутах, даже отказывался от участия на балах, которые устраивал сам император. За это некоторые царские сановники за глаза называли Милютина демократом и даже революционером. Но лично Александр II, многие министры и члены Госсовета не осуждали Милютина за своеобразное затворничество от высшего общества. Военный министр России решал титанические задачи.

Целых семь лет (а не как ныне, несколько месяцев) велась реорганизация центрального военного управления России. Вместо многочисленных департаментов в военном министерстве были образованы семь главных управлений: артиллерийское, инженерное, военно-учебных заведений, казачьих войск, военно-медицинское, военно-судебное, интендантское. В результате этих и других новаций аппарат военного ведомства сократился на тысячу человек, наполовину уменьшилась переписка.

Одновременно проводилась и реорганизация местного военного управления. Разработанное «предварительное предложение» о создании военных округов в стране было разослано для анализа и заключения 211 военным и гражданским начальникам. Лишь десять из них высказались против нововведений. Два года несколько специальных комиссий в военном министерстве всесторонне готовили военно-окружную реформу. В 1864 году она была проведена. Территория России делилась на 15 военных округов. Во главе каждого стоял командующий войсками, который объединял военную и гражданскую власть, одновременно являясь еще и генерал-губернатором. Военачальнику давалось право на самостоятельные действия во время чрезвычайных ситуаций — нападения внешнего врага, революционных выступлений, стихийных бедствий. В результате устранялась излишняя централизация военного управления в стране. Военное министерство теперь лишь осуществляло общее руководство всей армией и контролировало деятельность военных округов.

ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ

Развернувшиеся военные преобразования нередко встречали в штыки, против них в стране и окружении императора выступали весьма влиятельные силы. В своей книге Маргарита Осипова приводит весьма примечательные записи из дневника Дмитрия Милютина: «Начатые реформы остались недоконченными, они даже были изуродованы последующими правительственными мерами». Порой Милютин испытывал чувство горечи от того, что ни военное министерство с ним во главе, ни даже правительство страны не в состоянии решить поставленные грандиозные задачи. Против Милютина действовали умелые интриганы из окружения императора. На него натравливали прессу.

Сейчас как-то странно видеть, что происходит с перевооружением российской армии. Недавно в разговоре один высокопоставленный генерал откровенно сказал, что в этом вопросе просто не хватает политической воли. У нашей страны есть пока еще все возможности для оснащения Вооруженных сил самыми современными образцами боевой техники. Между тем Дмитрий Милютин в ХIХ веке решил и эту проблему, хотя отечественная промышленность была технически отсталой.

В военном министерстве под председательством самого Милютина работала Главная распорядительная комиссия по оружейным вопросам и металлическим патронам. А решением текущих вопросов занималась исполнительная комиссия. Обе комиссии ведали техническими и финансовыми проблемами перевооружения, их члены вели переговоры с руководителями оружейных заводов. Уже к лету 1869 года были построены новые мастерские для производства металлических патронов и капсюлей к ним. С 1868 года в армию начали поступать малокалиберная винтовка системы Бердана. А к 1870 году все стрелковые батальоны русской армии уже имели скорострельные заряжающиеся с казенной части винтовки, которые по своим характеристикам не уступали лучшим зарубежным образцам. В 1873 году была принята на вооружение скорострельная пушка, сконструированная русским изобретателем Владимиром Барановским, и прообраз пулемета — шестиствольная картечница.

Одновременно военный министр добился выделения средств для модернизации Тульского, Ижевского, Сестрорецкого оружейных заводов. Были построены крупные сталелитейные Обуховский и Мотовилихинский заводы. В Петербурге заработал самый большой в Европе патронный завод, который изготовлял рекордное количество патронов — 700 тыс. в день. Однако для расширения выпуска боеприпасов для стрелкового оружия требовалась латунь, которой не хватало. И за это сложное дело тоже взялось военное министерство. Кроме столицы империи, патронные заводы в кратчайшие сроки возводятся и оборудуются также в Варшаве, Киеве, Либаве. Милютин смог убедить государя не скупиться на средства для развития оборонной промышленности.

Преобразования Милютина испытала Русско-турецкая война 1877−1878 годов. Она в целом подтвердила, что труды военного министра России принесли пользу нашей армии. Организованно и четко, например, была проведена мобилизация, осуществлено сосредоточение войск, подвезены необходимые грузы. Не случайно Александр II высочайшим рескриптом дал высокую оценку деятельности Милютина.

В 1898 году император Николай II произвел уже 17 лет находящегося в отставке Милютина в генерал-фельдмаршалы. Дмитрий Алексеевич умер 25 января 1912 года, в связи с чем во всей русской армии был объявлен траур. Таких почестей в России еще не удостаивался давно ушедший на покой военный и государственный деятель.

http://nvo.ng.ru/history/2005−07−22/5_milutin.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика