Псковское агентство информации | 16.07.2005 |
Пока расчищали от мусора храм Петра и Павла (XYI в.), под ним нашли маленькую пещерную церковь, в которой молился Досифей Верхнеостровский и где покоятся его святые мощи, под спудом, еще не обретенные. Отец Сергий говорит, что, видимо, мощи спрятаны в безбожное время братией, и пока под спудом до времени.
Преподобный Досифей (1470), был учеником Ефросина Елеазаровского. Рассказывают, как в монастырь, где подвизался Ефросин, пришел новгородский монах, услышав о строгости монастырского Устава Ефросина. И когда отслужили Всенощную, думал, что служба закончилась, но она продолжалась до следующего дня, до окончания Литургии. Тогда новгородец попросил привязать себя ремнем к стене, чтобы не упасть, между тем, Ефросин с братией стояли на Богослужении «как железные столбы». Досифей ушел в пустынь, на остров Верхний, который славился разбойничьей историей, леса здесь были непроходимые. Нужно было обладать великой кротостью и смирением, чтобы среди этих людей не только суметь жить, но и повернуть их к покаянию, суметь растопить злобные сердца. И предание гласит, что первые насельники были из числа разбойников. Монастырь, основанный Досифеем, получил название в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. По берегам Псковского озера храмов, названных в честь первоверховных апостолов, более десяти. Апостол Петр, «ловец человеков», был рыбак и стал защитником тех людей, которые здесь жили и ловили рыбу себе на пропитание.
Батюшка рассказывает, что самое сложное заключается в том, что это остров. «И главное, если даст Бог, нам нужно перекрыть алтарь Петропавловского храма, под которым пещерный храм с престолом в честь преподобного Досифея, надо сделать Петропавловский придел. Возим стройматериалы, договариваемся с судами нашими, если есть копеечка, а кончаются средства, — говорит отец Сергий, — приходится ехать в Москву, в Питер, просить, и люди помогают. Народ здесь неплохой, его надо просто понять, а народ порядочный, сопереживательный, помогают, но у всех свои слабости, и одна из них — пьянство. Я говорю им иногда: посмотрите, какой храм ваши предки построили, это ваши деды, ваши отцы в начале XIX века построили этот храм — памятник веры, мужества и православия. В те времена на деревянных лодках, под парусами только одного камня привезти с материка, нужна какая воля и сила духа. Сегодня механические средства всякие, а сколько сложностей с людьми, сколько непонимания. Но если есть воля Божия, все будет на созидание. Все Господь управлять будет. И, Слава Богу, есть поддержка и понимание нашего Владыки Евсевия, он благословил и всячески помогает, насколько возможно. Слава Богу, молитвами старца Николая и молитвами братии, которая здесь была, у престола Всевышнего они молятся за нас и сейчас, и ждут, когда же мы вернемся к той вере, которая была на этих островах».
Разговаривая с паломниками, отец Сергий сказал: «Когда мы вместе с вами молимся, Господь очень помогает, очень слышатся молитвы наши в таких местах. А место непростое, святое, святой остров. Много претерпел за время своего существования. Но жить в этих местах можно только со страхом Божиим, только с верой в Господа, иначе будет та картина, которую мы застали здесь, когда пришли сюда. Раньше здесь была вера, островитяне со Снятной горы в Пскове возили сюда на деревянных лодках камень для строительства храма, всем миром. У них был и день отведен для ловли рыбы, жертвовали на храм, что-то приобретали для храма, кто-то иконы, кто-то дарил подсвечник. Рассказывали жители, что только с Богом выходили в озеро. Обязательно освящали улов, путину — все проходило с молебном. Потом людям вместо Бога дали идола, и теперь мы пожинаем „мерзость запустения“, которую мы застали в 1999—2000 году, по молитвам отца Николая и его благословением мы стали возрождать этот храм. Слава Богу, Господь милостив и все устраивается.
Никто не думал, что возможно это восстановить: ни окон, ни дверей, ни крыши — только мусора метра два. Вот мы вдвоем с Анатолием и выносили. И старец молился, отец Николай приезжал сюда однажды, в начале 90-х с отрядом казаков, которые здесь расчищали, он ходил с веточкой сирени, все кропил. А там, где сбрасывала советская власть колокола, и где выбоина огромная на гранитной плите, он плакал, лобызал это местечко и говорил: „Святое место, святое место“. И про нижний храм никто ничего не знал. Видимо, раньше не нужен он был людям, не могли вместить, что есть такая святыня. В 1703 году шведы разрушили монастырь, нижний храм закрыли землей и мусором. Фашисты, когда здесь были, выжгли остров, дома сожгли, но храм не тронули. Люди после войны вернулись, и жили в Петропавловском храме 20 семей. Храм дал им кров, а потом на их глазах его и разрушили. Я и говорю им: „Храм помог, обогрел, а вы допустили его поругание“. Но сейчас возвращают храмовые, старые иконы. Вот и „Державную“ вернули. И она на День Святаго Духа, 20 июня сильно обливалась, ручейки миро потекли.
Но я говорю всем — самое главное не стены, самое главное, что в процессе восстановления стен и монастыря надо восстанавливать то, что разрушено в нашей душе. У каждого из нас там много порушено».
Поговорили с батюшкой, попили горячего чаю и пошли странствовать по острову. Островок небольшой, есть ли километр — два? Поклонились Святой горке с крестом, в которой когда-то были кельи преподобного Досифея и первых насельников. И прошли по острову. Было жарко, но ветер с озера приносил прохладу, земля дышала жаром и полевыми травами, мы шли и по дюнам, и среди елового реликтового леса, и по сосновому бору, легко и радостно. В таких путешествиях по свету Божьему, особенно, когда вокруг нетронутый островной мир, наполненный вековыми молитвами православных, есть возможность много чего заметить и восхититься, и появляется реальное ощущение, что будто летишь по своей родной земле и видишь ее внове.
Впереди было еще одно путешествие, на том же пароходике переехали на остров Талабск, где служил сорок лет в храме св. Николая Чудотворца старец Николай (Гурьянов). Храм барочный (XYIII в.), с пристроенным в XIX веке приделом в честь иконы Божией Матери Смоленская (Благодатное небо).
Эта икона спасла когда-то остров от мора, и в ее честь был построен придел к Никольскому храму, в котором и хранится чудотворная икона, украшенная великолепным окладом, выполненным по заказу отца Николая в начале 60-х годов XX в. Паломники в храме приложились к иконам, написали поминальные записочки. Отец Паисий, иеромонах, благословленный на служение в храме, когда старец, окормлявший тысячи страждущих, не мог по немощам служить Литургию, отслужил Литию на тихом деревенском кладбище, где упокоился молитвенник и прозорливец, старец Николай, помазывая паломников маслицем от лампады старца. Потом было посещение домика — кельи отца Николая. Это самый маленький домик на острове, зеленый с одним окном. В нем множество образов, и везде иконы Царственных мучеников и Царя — мученика Николая II. Известно, что старец особенно молился за Царственную семью. Отец Паисий напоил квасом жаждущих, было жарко, и он сам, спасаясь от жары, по простоте деревенской жизни, ходил босиком. Что, по его примеру, делали и паломники. Земля была теплая и добрая, а кому мешала деревенская пыль дороги, те шагали в обуви, но в дом старца все входили босиком.
Но вот уже и обратная дорога. Время пролетело незаметно. Радостно, день был прожит не зря и прошел с молитвой и в благодарности Господу, Божией Матери и нашим святым -ангелам хранителям псковским. Наша путеводительница из паломнической службы «Вертоград», что при Псковской епархии, Галина Павловна принимала благодарности расчувствовашихся паломников: за православное путешествие на святые острова Псковской земли.
Жизнь обычная и жизнь православная пока идут рядом, не соприкасаясь, каждая к своей цели. Что, возможно, и хорошо. Потому пока и остается целомудренность нехоженых троп и восторг молитвенного сердца, которое начинает биться совсем по-другому, переполненное радостью. Конечно, в июльскую жару все с большим удовольствием искупались в озере, паломников не лишили этой радости бытия. Православные ведь тоже люди.
Информационная служба Псковской епархии.