Русская линия
Русский вестник Николай Селищев15.07.2005 

Политика Ватикана: слова и дела

За время, прошедшее с избрания немецкого кардинала Ратцингера новым папой римским Бенедиктом 16, создалось противоестественное положение.

О новом папе в России теперь можно говорить только с восторгом. Нас заставляют видеть в нем чуть ли не консервативного «батюшку в тиаре», во всем к нам расположенного и собирающегося вместе с нами идти походом на «секуляризованный мир». Его молча противопоставляют польскому папе Иоанну Павлу 2 (Войтыле), у того был груз прошлого, отягощавший отношения с Русским Православием, а вот у папы-немца (между прочим, выходца из гитлерюгенда и вермахта) такого груза будто бы нет.

В числе первых этот вздор изрек вездесущий «богослов» Кураев. Теперь тезис о «друге России» в Ватикане слышен и тут и там. В итоге, если культ папы Войтылы складывался в России усилиями демократов в течение «перестройки» и «реформ» годами, постепенно, но неуклонно, то культ папы Ратцингера вводится в ускоренном, почти приказном порядке.

Поэтому, когда папа Бенедикт 16 выступил с призывом к «духовному экуменизму» в городе Бари 29 мая на т.н. «итальянском евхаристическом конгрессе» (так издавна называются местные католические съезды, не имеющие к Евхаристии никакого отношения), то нам это подали чуть ли не как новую страницу в двусторонних отношениях. Кардинал Каспер, председатель папского совета «по содействию христианскому единству», тут же предложил созвать примирительный собор католиков и православных по примеру собора в Бари, бывшего ещЈ в 1098 г.

Правда, папские журналисты, мастера пера, и их московские подмастерья не упоминают о сути дела. Собор в Бари в 1098 г., который папа Бенедикт 16-й предлагает взять за образец, — это, в общем-то, провалившаяся затея средневекового папы Урбана 2-го. На соборе в Бари в 1098 г. в самом деле участвовали православные греческие епископы как из Византии, так и из современной Южной Италии (исконно греческой — с древности и вплоть до начала 12-го в.). В соборе участвовал Ансельм Кентерберийский, один из «отцов» западной схоластической философии. Ансельм, к восторгу папы, отстаивал ересь, прямо противоречащую тексту Св. Евангелия и Никео-Цареградскому Символу Веры. Папа Урбан 2-й предал анафеме всех, кто не приемлет лжеучение (т.е. нас, православных). Известный греческий церковный историк профессор Василий Стефанидис (#1958), хорошо знакомый и с католическими источниками, писал в своей «Церковной истории от начала до современности»: «К сожалению, акты собора (в Бари в 1098 г. — Н.С.) не сохранились, нет никакого и греческого источника. Во всяком случае, переговоры остались без результата» (Афины. 1998, 6-е изд., с. 379−380, 547).

Итак, какой пример нам подают Бенедикт 16-й и его кардиналы? Пример туманный и бесплодный — ведь всЈ кончилось анафемой на православных!

Одновременно мы видим новые примеры папского лицемерия. Провозглашая своЈ «доброе» отношение к России, вообще к Православию, папа производит перестановки среди украинских униатов, нисколько не охлаждая их буйные головы. Более того, сайт католик.ру сообщает 15 июня о создании на Украине Института по изучению экуменизма. Этот институт создан как подразделение Украинского католического университета (УКУ). На конференции «Дружба как экуменическая ценность» в УКУ выступил униатский кардинал Гузар, папский посол (нунций) на Украине Юркович, бывший генеральный секретарь т.н. «Всемирного совета церквей» Райзер, самосвятский «архиерей» Щерба из США и известный на Украине самосвят Исиченко. А также некто Онуферко, директор Института Андрея Шептицкого в Канаде (этот институт занимается многосторонними «восточными христианскими исследованиями» в Оттаве).

Пожалуй, впервые Ватикан открыто и на официальном уровне поддержал самосвятов. Это, конечно, почин нового папы Бенедикта 16-го. Папа Войтыла в подобных случаях был более осторожен, подпитывая самосвятство через орден иезуитов и через униатов, но утешая некоторых западников в УПЦ МП тем, что он как папа римский признает лишь УПЦ МП на Украине как каноническую церковь. Правда, сам папа римский никак не может быть мерило#м чьей-либо каноничности — не признает же православный мир те сомнительные «православные юрисдикции» в Греции и Италии, что связаны с униатами либо получили «хиротонии» от униатов или старокатоликов! А сам верховод униатов на Украине кардинал Гузар теперь прямо-таки рвется в бой. Напомню, что в 2004 г. он возжелал объявить себя «Киевским патриархом», перенеся свою резиденцию из Львова в Киев. Это вызвало всеобщий протест православного мира, и папа Войтыла отступил. Но сейчас, по сообщению корреспондента газеты «Время новостей», роскошная резиденция кардинала Гузара во Львове уже снабжена табличкой «Патриаршая курия». Гузар заявил газете «Время новостей» (27.06.2005), что при папе Бенедикте 16-м украинские униаты могут рассчитывать «на хорошую поддержку Ватикана» и в вопросе о провозглашении униатского патриархата.

Теперь, при новом папе, всякая дипломатия отброшена за ненадобностью. Самосвят — такой же «архиерей», как и папский нунций, а униатский кардинал, недавний участник конклава в Риме, вполне признает их «незалежные преосвященства». На вышеупомянутой униатской конференции в Украинском католическом университете было открыто заявлено: «Украина является геополитической территорией, где встречаются Восток и Запад»! Итак, все демагогические словеса о «восстановлении христианского единства» — лишь римская тога, прикрывающая римскую же геополитику. Недаром на той же конференции униаты и самосвяты сокрушались, что пока существуют «отрицательные стереотипы» в «сердцах сынов и дочерей еще разделенной сегодня Киевской Церкви».

Прошу обратить самое пристальное внимание на эту двусмысленность — «сыны и дочери ещЈ разделенной сегодня Киевской Церкви». Разве «киевский» — это вероисповедание? Нет. Тогда что такое «Киевская Церковь»? Что это за сфинкс неясного происхождения? Киевский — это по месту, связанному с Киевом. Так ответит каждый. Но ведь у иезуитов есть такое понятие — «мысленная оговорка». То есть можно сказать что угодно, поклясться в чем угодно, но если мысленно оговориться, что имеется в виду нечто совсем другое, тогда и ложь и лжеклятва не грех. ВсЈ во славу папы и ордена иезуитов. Для иезуитов, и иезуитов восточного обряда в том числе, выражение «Киевская церковь» имеет смысл ровно такой же, как, например, «церковь Эквадора» или «церковь Испании». Никакие это не Церкви, а лишь составные части всемирного католицизма, окрашенного в местные тона. Для папы римского существуют 162 епископские конференции в 162 странах мира (данные на 2001 г.). И России для Ватикана нет. Есть т.н. «Российская епископская конференция» из двух поляков и двух немцев. Такой же смысл вкладывается Ватиканом в загадочное понятие «Киевская церковь». Как и орденом иезуитов — для них весь мир поделен на «провинции», подчиненные генералу ордена.

Православное понимание выражено дорогим нам понятием — Святая Русь. Хорошо сказал об этом стойкий православный епископ — Ипполит Тульчинский и Брацлавский в своей проповеди в день Всех святых, в Земле Российской просиявших: «В нынешний же воскресный день Святая Русь, Святая Православная Церковь, частью которой и чадами которой мы все с вами являемся, празднует, возлюбленные, память Всех Святых в Земле Российской просиявших» («Православный собеседник», N 6 (57), июнь 2005 г.). Ранее епископ Ипполит говорил: «Проповедники русофобии — наши общие враги. Русофобы — ненавистники не просто русской нации, а всего Православия. Все мы — русичи. Киевская Русь — наш общий корень» («Православный собеседник»,? 49, спецвыпуск, ноябрь 2004 г.).

Другой стойкий епископ, окормляющий православную паству в иных областях Украины, писал мне в частном письме о психологии западничества, плода 400-летней унии: «В их генах, в крови и в плоти живет и дышит дух Запада. К тому же много веков находились под властью поляков, чехов, австро-венгров. Они наполовину полуполяки, полумадьяры, полуавстрийцы. Поэтому для них Украина по существу не родная земля. Этим и объясняется их постоянная ненависть к своим сородичам — восточным славянам. Недаром почти у каждого из них живет вуйко (дядька. — Н.С.), не то в Аргентине или в Австралии, если не в Германии, то в Канаде и т. д. Живут на Востоке, а смотрят на Запад. Все их чаяния, мысли, желания и сердце там».

Отсюда ясно, что именно униатские, иезуитские разглагольствования о «разделенной Киевской Церкви» намеренно противопоставляются понятиям Киевская Русь, Московская Русь, Царская Россия, Святая Русь. Ведь у католиков есть только одно «святое место», «святой престол» — санта седе (по-#итальянски). Никаких других «святых мест» у них нет. Да и «Святой Отец» — так католики называют не Св. Иоанна Златоуста или Св. Василия Великого, а здравствующего политика — папу римского.

Это особенно важно помнить, когда сейчас католические журналисты толкуют о грядущей возможности какого-то обсуждения первенства папы, роли папы в ходе диалога с православными. На самом деле эти туманные намеки лишь наводят тень на ясный день. Никакого сомнения в непогрешимости папы сами католики не допускали и не допускают. Ссылки многочисленных религиоведов на то, что лжедогмат о папской «непогрешимости» был введен при папе Пие 9-м только в 1870 г., — говорят о незнании сути дела. Пий 9-й формально изложил то, что считалось само собой разумеющимся при десятках его предшественников начиная со зловеще известного средневекового папы Гильдебранда, принявшего имя Григория 7-го (папа римский в 1073—1085 гг.). С той уже далекой эпохи папа римский и «свят» и «непогрешим», и власть имел и имеет не меньшую, чем любой тиран Средневековья.

Наглядный пример современной папской мании величия приводит греческий антиэкуменический богословский журнал «Ставрос» (? 500, апрель 2005 г.). Журнал выступает против заявлений Патриарха Варфоломея и Архиепископа Афинского Христодула о величии личности умершего папы Войтылы (напомню, что Патриарх Варфоломей, Архиепископ Афинский Христодул лично присутствовали на похоронах папы, что вызвало смятение среди православных). Журнал «Ставрос» поддерживает связь с православными греками Австралии. Они рассказывают, что при приезде папы Войтылы в Австралию в конце 1980-х годов местные СМИ называли папу римского «живым Богом»! И сам папа нисколько не противодействовал обожествлению своей личности. Более того, он заявил тогда в Австралии: «Единство мира (т. е. планеты, — Н.С.) будет осуществлено под верховенством Св. Петра». В местном католическом храме папа заявил: «Я преемник Св. Петра». А в городе Хобарде, столице Тасмании (крупный остров к югу от Австралии), папа показал всЈ свое властолюбие, сказав: «Церковь моя с открытыми объятиями ожидает возвращения отколовшихся братьев». То есть мы, пишет «Ставрос», для папы всего лишь «блудные сыны»?!

Конечно, в Восточной Европе папа Войтыла этого не говорил, он был не столь откровенным. Он прожужжал нам уши о том, что у объединенной Европы якобы три покровителя — Бенедикт Нурсийский (преподобный Венедикт умер в 543 г., когда не возник ещЈ папизм, когда не сложилась ни объединенная Европа, ни даже объединенная Италия), Св. Кирилл и Св. Мефодий (хотя какое отношение православные греческие учители славян имеют к удушающему гнету латинства?). Папа и его приспешники, включая и Ратцингера — ныне Бенедикта 16-го, твердили о «двух легких Европы», о западном (католическом) и восточном (православном). Отвечая на эту ложь Ватикана, известный современный греческий богослов протопресвитер Иоанн Фотопулос пишет в своей книге «Богочеловеческая соборность или межрелигиозная глобализация?»: «Этот тезис принижает соборность Церкви, Православной Соборной Церкви, до какой-то частички „христианской“ глобализации. Возможно, эта позиция делает необходимым любым способом превознести на высшую ступень епископа… Сверхпревознесение, превращение епископа в идола () заканчивается в одном епископе, в папе!» (Афины, 2003, с. 145−146).

Именно папа Бенедикт 16-й вполне упивается доставшейся ему властью над миллиардом католиков. Уже сейчас он начал беатификацию (объявление «блаженным») своего предшественника Иоанна Павла 2-го, столь потрудившегося и на закулисном поприще создания мировой лжерелигии, и на публичном поприще — разрушении СССР и Югославии. Недавняя встреча Бенедикта 16-го с высшим руководством т.н. «Всемирного совета церквей» в Ватикане 16 июня — тому новое важное доказательство. Нам твердят, что Ватикан не участвует в деятельности ВСЦ, что папа Войтыла был «доктринальным консерватором», и таким же твердым борцом за традиции остаЈтся папа Ратцингер. А как тогда быть с совместной рабочей группой Ватикана и ВСЦ, чей 40-летний юбилей папа Бенедикт 16-й собирается отметить в ноябре этого года? И как совместить «доктринальный консерватизм» папы Бенедикта 16-го с его дружбой с ВСЦ, куда входят и содомиты, и лесбиянки, и «трясуны» самых экстатических и экзальтированных «деноминаций», и те, кто переписывают Св. Евангелие? Да ведь и сам Ватикан делает то же самое. Например, кардинал Каспер с согласия прежнего и с одобрения нынешнего папы ведет уже подкоп и под Св. Иоанна Златоуста, и под всех, кто не «толерантен» к другим религиям. Недаром избрание Бенедикта 16-го приветствовали и министр иностранных дел Израиля, и наиболее влиятельные магометанские организации Индонезии, и диктатор-правитель магометанского Пакистана («Интернешенл геральд трибюн», 21.04.2005).

То есть весь «консерватизм» Бенедикта 16-го — против православных, но не против закулисы. Для «натиска на восток» папе Бенедикту 16-му не обязательно всегда посылать боевые отряды униатов, можно послать иезуитов — завязать полезные знакомства в «сферах», можно принять на содержание «молодых прогрессивных православных студентов». Что Ватикан делал и делает. Так, известный своими экуменическими взглядами Архиепископ Афинский Христодул заявил в конце 2004 г. в подробном интервью итальянскому журналу «Еспрессо»: «Я поддерживаю исключительно крепкие связи с греческой католической общиной. Некоторые из еЈ епископов были моими соучениками в католической школе французских Марианских братьев. Мы сообща предприняли определенные шаги, например, мы сделали возможным визит папы в 2001 г.» (цит. по: «Ортодоксос Типос», 15.04.2005).

Всю степень пагубности ватиканского влияния можно понять, лишь оценив подлинные корни нынешнего тяжелейшего церковно-политического кризиса в Греции. Экуменические и светские русскоязычные газеты и интернет-сайты подавали и подают этот кризис как мнимую «болезнь Православия». Хотя на деле кризис показывает силу Православной Церкви Греции, пытающейся отторгнуть недостойных членов. Напомню, что с начала этого года целые сплоченные сообщества влиятельных клириков и даже архиереев государственной Церкви Греции оказались «героями» скандалов. Ряд лиц арестован, ряду предъявлены обвинения от прокуратуры, два близких друга Архиепископа Христодула из числа архиереев пали. Один митрополит был вынужден с позором уйти в отставку, другой, давний филокатолик и экуменист, — отстранен от управления епархией. В газетах напечатаны номера счетов этого митрополита, на которых находятся многие миллионы евро. Он тоже уличен в содомии.

Зададим себе вопрос: разве сто лет назад, например, в 1905 г., что-нибудь подобное было в Греции? Нет и ещЈ раз нет! Но тогда не было и экуменизма с его цинизмом, игрой в двусмысленные формулировки, его пренебрежением к святыни, его скрытым атеизмом. Не было дружбы с Ватиканом, приносящей безнравственным честолюбцам немалый доход. Скандал в Греции — это не болезнь Православия, это признак обострения затянувшейся болезни — участия в экуменизме и в объединенной Европе. Председатель Общества православных исследований Греции профессор Фессалоникского Университета протопресвитер Федор Зисис в своей статье «Церковь в буре» (газета «Ортодоксос Типос», 22.04.2005) назвал главной причиной нынешнего нравственного кризиса — «обмирщение христианства», «светский склад ума из-за западных влияний», в результате чего «значительная часть духовенства не имеет никакой связи с образом православного клирика».

Некоторые в России утверждали, будто скандал в Греции (повлекший уже и призывы нового президента Греции и ведущих партий — к очищению Церкви) чуть ли не подстроен спецслужбами. Эти утверждения говорят лишь о полной неосведомленности таких «аналитиков» в зарубежной церковной жизни. Многих «героев» бушующего ныне скандала давно обличали и за безнравственность, и за хищение церковных средств, и за сомнительные заявления, и за безудержный экуменизм. Обличали годами сами же греческие церковные круги. В октябре 2004 г. Архиерейский Собор Церкви Греции подавляющим большинством голосов запретил Архиепископу Христодулу ехать в Ватикан на поклон к папе. Презрев запрет Архиерейского Собора, противодействие ряда членов Синода, Архиепископ Христодул лично отправился в апреле 2005 г. на похороны папы Войтылы. Наконец, в мае 2005 г. Христодул принял в Греции съезд ВСЦ по вопросам «совместного миссионерства», что вызвало новую волну возмущения среди «Всегреческого союза православных богословов», монастырей Афона, многих клириков и мирян.

Так, уже упоминавшийся профессор. Зисис, давний борец с ватиканскими влияниями, напечатал 13 мая в газете «Ортодоксос Типос» свою статью «Дьявол пляшет и радуется». Зисис справедливо пишет: «Никакого „очищения“ и „самоочищения“ не предвидится, если предварительно не вернЈмся в Святое Православие Апостолов и Св. Отцов, если не очистим ум и сердца от восхищения заблуждениями и ересями папизма и протестантизма, если, прежде всего, не изгоним дьявола из области веры».

Говоря о политике Архиепископа Христодула, другая известная греческая церковная газета «Христианики спифа» (? 629, май 2005 г.) подчеркивает в редакционной статье «Слово о папе», что Греческая Церковь всегда, в противовес Константинополю и ряду других Церквей, занимала консервативную позицию, избегая общения с Ватиканом. Но Архиепископ Христодул изменил эту традиционную антикатолическую позицию Греческой Церкви «резко и полностью», пишет «Христианики Спифа».

Даже «Вима» (21.05.2005), одна из крупнейших политических газет Греции, сообщила, что Архиепископ Христодул направил папе Бенедикту 16-му послание с призывом к единству. Однако, как пишет «Вима», это послание не было предано огласке, поскольку сотрудники Архиепископа боятся ответной реакции «крайних и консервативных кругов Церкви».

ВсЈ это нужно знать и верно понимать, когда мы говорим о делах папы Бенедикта 16-го. Увы, он имеет немало явных и тайных союзников среди «православных» экуменистов. Ни о подлинных размерах скрытого папского влияния, ни о возможных обсуждаемых проектах «среди своих», — мы, православные, знать не можем. Чаще всего мы можем только догадываться. Но то, что новый папа замыслил немало против Православия, — это очевидно.

Надо говорить и об усилении при папе Бенедикте 16-м влияния иезуитов. Конечно, сам папа не член ордена иезуитов. Он член Мальтийского ордена. Однако становятся известны подробности его стремительного избрания папой. Его главный противник иезуит кардинал Мартини вдруг уже в 4-м голосовании отдал свои голоса Ратцингеру. Явно, они о чем-то договорились. Другой иезуит — аргентинский кардинал Берголио, получивший заметное число голосов, тоже присоединился к Ратцингеру. Так или иначе, кандидаты-иезуиты Мартини и Берголио заключили союз с Ратцингером. Первое условие этой сделки нам известно — Ратцингер стал Бенедиктом 16-м, второе условие держится в тайне. Но суть его ясна — иезуиты получили что-то взамен от нового папы.

Есть ещЈ одно предположение о причине, почему Ратцингер взял себе имя Бенедикт 16-й (а не, например, Пий «в честь» союзников Гитлера и Муссолини — пап Пия 11-й и Пия 12-й). Дело в том, что Бенедикт 15-й был обязан своим избранием именно иезуитам в сентябре 1914 г. Тогда конклав собрался в первые недели первой мировой войны. Антинемецкие круги выдвинули кандидатуру бельгийского кардинала Мерсье (Бельгия тогда как раз испытала на себе все варварства немецкого вторжения). Римские круги предлагали своих кандидатов. Но все они не проходили. Когда «левый» кардинал Маффи, которого немцы считали слишком итальянски настроенным, вырвался вперед, то иезуиты наложили «вето» на его кандидатуру. Тут-то и всплыла запасная и малоизвестная кандидатура кардинала Кьезы. После ночных закулисных обсуждений Кьеза получил большинство в 2/3 голосов и стал папой Бенедиктом 15-м. Давний ученик иезуитов, кардинал маркиз Кьеза стал папой благодаря иезуитам.

Именно Бенедикт 15-й развернул «восточную политику» в условиях первой мировой войны (ныне по его стопам идет Бенедикт 16-й со своей «восточной политикой»). Бенедикт 15-й открыто поддержал Шептицкого, заявив решительный протест русскому представителю в Ватикане из-за ареста нами Шептицкого. Бенедикт 15-й рассылал миссии по всему миру — от Тихого океана, Китая, Японии до Африки, от Западной Европы до Православных Балкан. Воспользовавшись крушением православной Российской империи, он начал засылать агентов, иезуитов-«духовников», на Украину, в Белоруссию, в Великороссию, в Грузию (где тотчас признал самозванного грузинского католикоса Кириона), в Сибирь. Ватиканские издания писали об «утренней заре на славянском Востоке», о «религиозном пробуждении в России», имея в виду свержение Дома Романовых. Бенедикт 15-й заслал к нам иезуита-дипломата д’Эрбиньи, ставшего позднее главным клеветником на Св. Патриарха Тихона и лучшим другом обновленцев. На свою «восточную политику» Бенедикт 15-й тратил огромные деньги. Откуда он их брал? Ответ можно предполагать.

Ватиканские архивы той эпохи закрыты. Об этом писал немецкий католический деятель Ганс Кюнг в итальянской «Коррьере делла сера» (22.01.1998) в статье под красноречивым заголовком: «Почему Ратцингер не открыл архивы ХХ века?». Тогда Ватикан устроил много шума из ничего, объявив об «открытии» своих архивов. Ратцингер в 1981—2005 гг. возглавлял главную и старейшую ватиканскую конгрегацию (министерство) — конгрегацию вероучения (она же — конгрегация доктрины веры), считающуюся продолжением прежней инквизиции. Так вот архивы открыли только по 1902 г. Кюнг считал, что это вполне объяснимо. В 1903 г. папой стал Пий Х, начавший борьбу с модернизмом. Но, как пишет Кюнг, было бы гораздо интересней открыть архивы более поздних времен, времен антимодернизма, нацизма и фашизма. О нынешнем папе Кюнг, лично его знавший, написал: «Каждый день кардинал Ратцингер со своей учтивой улыбкой борется с христианской свободой в церкви; он внешне отличается от того Великого Инквизитора в „Братьях Карамазовых“ Достоевского, но, по сути, так же беспощаден. Он получает со всего мира бесконечные доносы на епископов, богословов, монахинь, духовников, социально активных мирян. Все доносы в последнее время аккуратно регистрируются в компьютере».

Теперь хранитель доносов, Великий инквизитор Ватикана сам стал папой Бенедиктом 16-м. Я уже предполагал в «Русском вестнике» (? 9), что верхи США приложили руку к избранию Ратцингера, несмотря на то, что американская печать его просто «не замечала» накануне конклава. Вскоре, уже 13 мая, Бенедикт 16-й назначил префектом конгрегации вероучения не итальянца, чтобы как-то успокоить итальянских националистов, а человека со стороны, ещЈ и не кардинала, американца Уильяма Леваду. Тут-то выяснилось, что Ратцингер и Левада давно знакомы. Недавно материализовался и ещЈ один призрак — пепел сожженного архива папы Войтылы. Оказалось, что вопреки завещанию папы, торжественно «исполненному» (как сообщали все телеканалы в дни похорон), его архив не сожжен, а сохранен его секретарем поляком Дзивишем. Теперь хранитель тайн прежнего папы назначен краковским архиепископом. Дзивиш уже пообещал со временем предавать огласке кое-что из огромного архива папы. Наверное, что предавать огласке, что не предавать, и когда именно, — решит «триумвират» — Великий Инквизитор Бенедикт 16-й, главный блюститель католической «чистоты» американец Левада и главный стряпчий прежнего папы поляк Дзивиш. С помощью таких архивов можно многих политиков держать на привязи.

Конечно, ослепление властью и деньгами притягивает мириады честолюбцев к католицизму. Экзальтированность влечет в Ватикан нервные натуры, а цинизм и условность иезуитской морали, напротив, — любых авантюристов и циников.

Прав православный богослов отец Федор Зисис — подлинного очищения Православной Церкви мы не добьемся без очищения наших умов и сердец от преклонения перед папизмом.

Н. Селищев, член Русского Исторического Общества.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика