Русская линия
Псковское агентство информации14.07.2005 

«Когда я немощен — я силен»

12 июня в нашей Церкви заканчивается Петров пост и празднуется память Святых и всехвальных первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Настоятель храма первоверховных Апостолов Петра и Павла Сироткина монастыря Николай Шаров рассказывает: «Они главные из Апостолов: Бог дал возможность своему ученику Петру проповедовать народу избранному, народу Израиля, а другому Апостолу — Павлу положил проповедовать народам языческим. Эти два Апостола наиболее ревностны в своей проповеди, в своем служении апостольском, поэтому еще заслужили звание первоверховных. Апостол Петр — простой неученый, рыбак, но Господь его возвеличил. Потому что не в человеческой мудрости высота, а в Божеском естестве. После Сошествия на Апостолов Святаго Духа в день Пятидесятницы Святой Троицы, они преобразились, а после проповеди Петра обратилось ко Христу пять тысяч человек. Мы здесь сразу видим Силу Божию, которая подвигала Апостолов и помогала им завоевать весь мир, привести его ко Христу.

Господь сказал: „Петр, ты камень. На сем камне созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее“. Но враг рода человеческого не дремлет и пытается разделить, не прекращая свою работу, вот и Церкви разделились на католическую и православную. Католики говорят, что Апостол Петр — наместник Бога на земле. Но только Господь Глава Церкви и только Он Спаситель нашей души и тела. Тот „камень“ (в переводе с греческого Петр — камень) на котором созиждется церковь — это вера, чистая вера — основа жизни человека. Вера должна быть жизнью человека. Петр отличался особенным ревнованием к Богу, то есть желал самого высокого образца жизни, желал угодить Богу, ревновал о Боге и делал не во имя свое, не для себя, а во Имя Господа. Для Бога. Мы должны жить для Бога и с Богом. Без Бога жизни быть не может. Он наш Творец и Промыслитель. Апостолы Петр и Павел прошли путь к смирению, через падение. Петр — ближайший ученик Христа, которого Господь в числе трех своих учеников взял на гору Фавор, где преобразился, но Петр отказался от Иисуса Христа во дворе первосвященников, когда его спросили об Иисусе Христе. Но это падение должно было состояться ради того, чтобы предостеречь в будущем от падений, которые произошли много веков спустя среди римских Пап, отошедших по своей гордости от Христа. Ереси, искажения Христова учения и есть отказ от Христа.

Апостол Павел был ученый, сведущий в Писании и преданиях Церкви, он знал все пророчества о Мессии. И если он сначала гнал Церковь Христову, это тоже говорит о ревности, и означало, что он служил Богу, преданиям ветхозаветной церкви о народе Божием. Господь его и избрал потому, что он не сознательно гнал Христа и Христову Церковь, а заблуждался, не понимая, в чем заключается сила Божия. Господь принес проповедь Евангелия о смирении, о любви к ближним — это все предопределяет. Не силой завоевывается владычество мира, а любовью, которой и Сам Господь покорил сердца Апостолов, они и последовали за ним, и Господь покорил весь мир через проповедь апостолов своих. Апостол Павел говорил о себе: я самый первый грешник. „Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех“ (К Римлянам.7,19). После грехопадения естество человеческое стало грешным, и без помощи Божией склоняется в сторону греха, удобнее делать грех. Грех всегда делается без труда. А что-то доброе, приобрести добродетель — для этого нужен огромный труд, который без Божией помощи также человеку не под силу. Апостол Павел хвалится еще и немощами своими, и это говорит о том, что он, преуспевая в добродетельной жизни, отрекался от своего „я“ и полагался на Божию помощь и Божий Промысел. Не оглядывался назад и восходил по ступеням из силы в силу, не вспоминая прошлое, показывая свою немощь, потому что Господь попускал пребывать ему в немощи. Так и мы, желаем всегда доброго, но не всегда Господь дает сил, чтобы это сделать. Бог ведет каждого по своему пути, а обязанность человека постараться узнать волю Божию о себе и чувствовать, как Господь ведет, каким путем. Это главное для христианина, и это очень трудно -понимать волю Божию. Поэтому надо начинать с молитвы, непрестанно ее творить, чтобы не „остывать“. Человек жив тогда, когда в нем благодать Божия, а когда нет благодати, то душа человеческая понемногу охладевает, начинает отпадать от Бога. Вот и Апостол Павел говорит: непрестанно молитесь. Труд это большой, но под силу человеку.

Ревность Апостола Павла тоже была велика. Он гнал церковь Божию, и думал, что служит Богу. И здесь Господь также попускает это, хотя в силе Господа обратить Павла раньше, но, ослепляя, Он так его смирял. Естество человеческое ничтожно, и без Божией поддержки и помощи невозможны большие дела. И все знания, и ученость Павла (Савла), которые были до ослепления, все ушло далеко. А Иисус Христос явился его жизнью, через такое великое падение — он гнал Христа -и он же Им был поставлен на такую высоту. Смирение есть проводник благодати Божией в нашу душу и залог присутствия в нас Бога. Если человек терпит все, что Господь ему посылает, то сразу видно, что Господь ему помогает. Если человек считает себя сильным на всякое доброе дело, способным все делать самому — здесь нет смирения. Важно иметь смирение, и по жизни Апостолов мы видим, как оно возвышает. Каждый должен считать себя грешником, по словам Апостола Павла, но это не должно переходить в отчаяние, а должно подвигать к покаянию и преодолению пороков, навыков греховных.

Господь своим первоверховным Апостолам дал мученическую кончину. Самый высокий венец — венец мученичества. И в видении Иоанна Богослова Апокалипсиса на высоте перед Богом стояли мученики, которые обелили себя кровью ради Христа, свою душу. Пройдя великий труд ради Христа, они и закончили свой путь мученически: Апостол Павел был усечен мечом во главу, как римский гражданин, а Петр, считая себя недостойным, после того, как отрекся от Христа, попросил своих казнителей распять его вниз головою, чувствуя свое недостоинство принять свою смерть, похожую на смерть Учителя и Господа. Хотя Господь восстановил его значимость, возвысил трехкратным вопрошением: „Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше, чем они?“. И когда Петр ответил: „Ты знаешь, как я люблю Тебя“, Господь сказал ему: „паси Моих овец“.

Апостолы Петр и Павел — это образцы, которые нам дал Господь и та основа, которую Господь заложил».

Святой Апостол Петр, старший брат Апостола Андрея Первозванного, рыбак, имел жену и двоих детей и назывался Симоном. Он был простым, некнижным, бедным и богобоязненным человеком. Апостол Петр, названный так Самим Господом (в переводе с греческого «камень») был настолько горячо предан Господу Иисусу Христу в своем служении, что Господь чаще, чем другим, попускал ему обнаруживать свои человеческие немощи, назидая этим и других учеников, забывающих слова: «Без Меня не можете творить ничего». Он был и единственным учеником, при искушении, трижды отрекшимся от Христа. Однако, Господь, приняв слезное покаяние Своего ученика, удостоил его первым из Апостолов лицезреть Себя Воскресшего. Троекратное свое отречение святой Петр окончательно изгладил своим троекратным исповеданием любви к Спасителю. Господь Иисус Христос восстановил его в апостольском достоинстве, и проповедовал Петр безбоязненно и с дерзновением Христа Воскресшего преимущественно перед лицом тех, кто распял Его. И сила проповеди Апостола Петра была столь сильна, что обращала ко Христу тысячи людей. Его слово было чудодейственно, оно исцеляло, больные получали благодатную помощь даже от прикосновения к тени Петра. Святой Апостол Петр в 67 году, предположительно 29 июня, был распят. Апостол посчитал недостойным принять такую же казнь, какую принял его Учитель Иисус Христос, и попросил распять себя вниз головой, преклоняя даже перед смертью свою голову перед Господом.

Святой Апостол Павел происходил из знатного рода колена Вениаминова, до своего апостольского служения назывался Савлом и являлся яростным и жестоким гонителем христиан. Но однажды в Дамаске Савл ослеп от сиявшего Божественного Света, и ничего не видел до тех пор, пока окончательно не прозрели его духовные очи. Савл принял святое Крещение, превратившись, по выражению святителя Иоанна Златоуста, из волка в агнца. Получив от Господа указание о благовестии, Апостол Павел стал проповедовать веру Христову среди иудеев и, особенно, среди язычников. Святой Апостол Павел горячо проповедовал в синагогах Дамаска о том, что Христос есть воистину Сын Божий. Странствуя из страны в страну и рассылая свои послания (числом 14, у Петра — 2 Послания), которые писал в пути и которые до сих пор, по словам святителя Иоанна Златоустого, ограждают Вселенскую Церковь подобно стене, построенной из адаманта. По собственному признанию святого Апостола Павла, он «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». Этому Апостолу принадлежат широко известные, но, не услышанные миром, слова его Соборных апостольских Посланий о власти закона и греха, он дает «формулу» Любви, которая есть Бог: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая, или кимвал звучащий…Любовь долготерпит, милосердствует. Любовь не завидует, любовь не превозноситься, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего. Не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». (Коринф 1-е.13). Апостол Павел учил язычников: «если враг твой голоден — накорми его, если жаждет — напой его, ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья», «если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес»,"ибо когда я немощен — я силен", «Бог поругаем не бывает, что посеет человек, то и пожнет», «жены повинуйтесь своим мужьям как Господу», «ибо весь закон в одном слове заключается: любви ближнего твоего, как самого себя».

По некоторым данным, день смерти Апостола Павла совпадает с днем смерти Апостола Петра, по другим — она произошла ровно через год после распятия Апостола Петра. Как римский гражданин, Апостол Павел был усечен мечом.

Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, т. е. день их подвига, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего. Русская Православная Церковь молится первоверховным Апостолам о сохранении Церкви и помощи страждущим.

Информационная служба Псковской епархии.

12.07.2005

http://informpskov.ru/church/21 857.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика