Русская линия
Новые Известия Михаил Поздняев14.07.2005 

Идолиада
По всей России идет война людей с памятниками

Позавчера, в церковный праздник апостолов Петра и Павла, день именин Петра I, против установки памятников царю, не сговариваясь, выступили жители Санкт-Петербурга и Казани. А в Майкопе бурю негодования вызвали намерения властей открыть памятник святителю Николаю Чудотворцу. После сокрушения в 90-х большевистских идолов россияне противятся сооружению новых, отмеченных печатью имперской идеологии.

Социальные психологи утверждают: борьба людей с идолами всегда предшествует переломным эпохам. Наша страна пережила за сто лет целые три такие массированные атаки. Первая случилась в годы революции, когда с постаментов были низвергнуты не только цари и вельможи, но и беззаветные патриоты, вроде Ивана Сусанина. Опустевшие постаменты занимали наскоро сляпанные из гипса, покрашенного под бронзу, Стенька Разин, Робеспьер, Спартак и даже «первый богоборец» Иуда Искариот. Вторая волна прокатилась после ХХII съезда КПСС: вслед за телом Сталина, вынесенным из Мавзолея, в доменные печи отправились тысячи его изваяний, равно как и памятников его клевретам. Сигналом к третьему раунду битвы с идолищами послужило свержение в августе 91-го железного Феликса, стоявшего посреди Лубянки.

Потом война с истуканами поутихла. Страну охватила мода на памятники, лишенные идеологической составляющей. Но, похоже, мирная стадия противостояния людей и истуканов позади. В последнее время все чаще жители городов и весей встают стеной на пути к пьедесталам новых монументов.

Так, представители Татарского общественного центра и Союза мусульманских женщин Татарстана провели во вторник пикет против установки в Казани памятника Петру I, который подарила администрация Санкт-Петербурга. Участники акции держали лозунги: «Петр I — отец духовного геноцида татарского народа!» и «Нет сооружению в Татарстане памятника российскому колонизатору!». Один из организаторов акции пояснил ее смысл: «Мы возмущены необдуманным шагом администрации Казани». По его мнению, Петр I «уничтожил половину татарской нации». Активист привел слова императора: «А бусурман зело тихим образом, чтобы не узнали, сколько возможно убивать». Историками установлено, что в Персидском походе Петра (1722−23 гг.) погибли более 60 тыс. татар. «Установка памятника Петру I, продолжателю кровавых дел Ивана Грозного, в год 1000-летия Казани — столицы всех татар мира — перспективы не имеет», — подытожил активист. Письмо с объяснением своей позиции пикетчики направили президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву и мэру Казани Камилю Исхакову.

Как это ни странно, Петр стал персоной нон грата и на брегах Невы. Там, также в день именин царя, прошло заседание Общественного совета города, пытавшегося «разрулить» ситуацию с шестиметровым Петром, подаренным городу неутомимым Зурабом Церетели. Скульптор привез истукана в Северную Пальмиру весной на свою персональную выставку в Манеже. После ее закрытия все экспонаты увезли, а царь остался стоять на ступенях Манежа. Надежды на его исчезновение лопнули, когда выяснилось, что ваятель подарил изделие городу. Подарочек вышел питерцам боком: Церетели требует установить памятник или рядом с домиком царя на Петровской набережной, или на Заячьем острове, перед Hахимовским училищем, или при въезде на Биржевой мост. Выполнить пожелания маэстро — значит нарушить закон: «Все упомянутые места — территории охранных зон, любое новое строительство здесь запрещено, а установка памятника — это как раз новое строительство», — говорит председатель комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Вера Дементьева. Комиссия Общественного совета настаивает на том, чтобы установить подарок в крепости «Орешек»: великан «будет отлично смотреться на берегу, там, где Ладога изливается в Hеву. Благодаря габаритам памятник станет хорошей доминантой и на водных просторах будет восприниматься как маяк», — считает член президиума Общественного совета Владимир Ходырев.

С этим категорически не согласен автор: не царское дело гулять по прибрежному песку. По словам писателя Михаила Кураева, дарителем не учитывается то обстоятельство, что город, во всей совокупности, уже является памятником, и всякое в него вторжение есть акт вандализма. Справедливости ради, ни о каком вандализме не шло речи, когда своего Петра — копию Квака из фильма-сказки «Марья-искусница» — усадил во дворе Петропавловской крепости питерский уроженец Михаил Шемякин. Так что конфликт возник на древней почве соперничества-ревности двух столиц. Да и многовато уже в городе Петров. Пока место установки памятника не определено, его перевезут на завод «Монументскульптура», где он был отлит.

Страсти по истуканам бушуют и на Северном Кавказе. Общественные движения «Адыгэ Хасэ» и «Черкесский конгресс» намерены препятствовать установке памятника святителю Николаю Чудотворцу. Решение о сооружении в майкопском сквере Победы памятника святому было принято втихую руководством республики, мэрией, представителями РПЦ и «данайцами» из Фонда святителя Николая.

Фонд уже установил изваяния Николая Угодника в Турции, на Чукотке и в Ейске, на очереди Иваново. Но в Майкопе вышла закавыка. По мнению народного художника Абдуллаха Берсирова, фигура святителя «несет в себе также мощное идеологическое начало, подобное духу имперской России XIX века, который не может быть воспринят однозначно в Адыгее». Поскольку Россия светское государство, а на Кавказе соседствуют ислам и православие, то верховенство символики лишь одной из конфессий недопустимо. Не соблюдена и процедура согласования установки памятника с общественностью. Как передает наш собкор в Краснодарском крае Сергей Перов, «Адыге Хасэ» требует также снести памятники русским полководцам Суворову, Зассу и Лазареву в соседнем Краснодарском крае, переименовать населенные пункты, названные в их честь, запретить празднование юбилеев казачьих станиц и городов Майкопа и Сочи, построенных на «завоеванных царской Россией землях».

По мнению активистов национальных адыгейских организаций, это всего лишь первые шаги, которые Россия должна сделать для признания геноцида адыгов времен Кавказской войны XIX века. После продолжительной дискуссии участники заседания «Адыге Хасэ» решили направить телеграммы мэру Майкопа Николаю Пивоварову, президенту Адыгеи Хазрету Совмену, патриарху Алексию II и в Госдуму РФ.


НАРОД ПРОТИВ ПАМЯТНИКОВ

В июне 2005 г. жители Университетского района Москвы провели акцию протеста, возражая против установки памятника Виктору Цою в своем районе. За год до этого против установки памятника певцу, восседающему на мотоцикле в Кривоарбатском переулке, у «стены Цоя», выступили жители окрестных домов Арбата, напуганные перспективой наплыва поклонников певца.

В мае 2005 г. в Красноярске активисты КПРФ умудрились установить памятник Сталину. Бронзовый бюст был установлен на улице Марковского, рядом с памятником Владимиру Ленину. В этот же день бюст Сталину был убран городскими властями.

В апреле 2005 г. благодаря протестам московской общественности не был установлен на Поклонной горе памятник трем лидерам Ялтинской конференции. Творение Зураба Церетели было решено поставить в Волгограде, но у городской казны не нашлось на установку средств. Также против памятника в Крыму выступили лидеры движения крымских татар.

В ноябре 2004 г. в Иркутске коммунисты и национал-большевики провели митинг протеста против установки в городе памятника адмиралу Колчаку. Этот памятник был открыт 4 ноября в честь 130-летия со дня рождения Колчака, вошедшего в историю не только как видный деятель Белого движения, но и как флотоводец и полярник.

В июне 2004 г. в селе Конь-Колодезь Хлевенского района Липецкой области местные священнослужители, которым было передано здание совхоза-техникума, решили перенести стоящий рядом со строением памятник Ленину в другое место. Демонтаж произвели, не дождавшись разрешения властей, при этом ветхий памятник разрушился. Против батюшек было возбуждено уголовное дело.

В 2002 г. семьи моряков с подводной лодки «Курск» протестовали против проекта памятника экипажу субмарины, который хотели установить в Курске. Фрагментом монумента должна была стать 9-тонная рубка со списанной подводной лодки. По мнению членов семей погибших, ни к чему устанавливать в память моряков «Курска» фрагмент другого судна.

МОСГОРДУМА УТВЕРДИЛА ПАМЯТНИКИ, КОТОРЫЕ ПОЯВЯТСЯ В МОСКВЕ

Памятник дипломату, ученому и просветителю Антиоху Кантемиру будет установлен на столичной Никольской улице, на территории Заиконоспасского монастыря и бывшей славяно-греко-латинской академии в районе Китай-города. Это предусматривает перечень памятников, которые появятся на территории Москвы, утвержденный на пленарном заседании Мосгордумой. Всего, по словам автора перечня, депутата МГД Александра Крутова, в Москве планируется установить 5 памятников. Вблизи Симонова монастыря будет сооружен памятник героям Куликовской битвы Пересвету и Ослябе. Кроме того, на пересечении Университетского проспекта и проспекта Вернадского будет все-таки установлен памятник рок-певцу и композитору Виктору Цою, а на территории завода «Карат» на пересечении улицы Руставели и Огородного проезда — скульптурная композиция «Ворона и лисица» по одноименной басне Крылова. По словам Крутова, проекты памятников будут выбраны по конкурсу, а возведение их начнется после утверждения городской комиссией по монументальному искусству.

http://www.newizv.ru/print/28 138


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика