Русская линия
Аргументы и факты Александр Пронин09.07.2005 

Держащий ключи от Царства Небесного

12 июля ежегодно отмечается память Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Этот великий праздник наступает сразу после Петрова поста и считается одним из самых почитаемых во всем христианском мире, ибо с апостольского служения ближайших учеников Иисуса после его Вознесения началась Церковь Земная, через молитву и обряды соединяющаяся с Церковью Небесной.

Остановимся сегодня на образе Петра, ибо личности и судьбы обоих апостолов столь значительны, что каждый заслуживает отдельного повествования.

«Что значит: камень…»

АПОСТОЛ Петр приходился старшим братом апостолу Андрею Первозванному и родился в небольшом палестинском городке Вифсаиде. До встречи с Христом он был рыбаком, имел жену и двоих детей, дом в Капернауме и звался Симоном.

В Евангелии от Иоанна описана первая встреча Спасителя с ним, своим самым стойким учеником. Взглянув на человека, которого привел к нему Андрей, Иисус сказал: «Ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)». А в Евангелии от Матфея мы встречаем очень важное уточнение: Симон получил имя Петра, оказывается, после того, как сам признал Иисуса Христом (то есть Мессией).

Симону, брату Андрея, суждено было первому из всех учеников осознать и глубоко прочувствовать самую тесную связь Учителя с Богом-Отцом, в чем, безусловно, сказался Промысел Божий. Откроем 16 главу Святого Благовествования от Матфея. Дело происходит после возвращения Спасителя из города Кесарии Филипповой вблизи истока реки Иордан. Здесь Иисус «спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?»

Одни отвечали, что за Иоанна Крестителя, другие — за пророка Илию или Иеремию, третьи — за кого-либо еще из пророков.

«А вы за кого почитаете Меня?» — последовал новый вопрос.

«Ты — Христос, Сын Бога Живого», — отвечал Петр.

Далее следуют слова Учителя, которыми, собственно, и определяется в буквальном смысле ключевая роль этого апостола в будущем построении Церкви Земной: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

Так Петру суждено было стать полновластным распорядителем на земле Дома Божьего. Согласно христианской догматике, он дает отлетевшим от тел душам проход в него или преграждает доступ в зависимости от людских земных дел.

Но прежде чем стать наместником Господа, жившему обычными земными заботами рыбаку предстоит пройти долгий путь познания Истины.

«Потому что я человек грешный…»

ПЕРВЫМ шагом стала чудесная рыбная ловля на Генисаретском озере. Христос увидел у берега две лодки, владельцы которых вымывали сети. Войдя в лодку Симона, Иисус попросил немного отплыть и с водной глади учил народ, собравшийся услышать Его. А после проповеди предложил Симону, чтобы тот отъехал подальше и закинул сети. «Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, — отвечал рыбарь, — но по слову Твоему закину сеть».

И происходит чудо: сеть приносит столько рыбы, что под ее тяжестью трещит и вот-вот разорвется! Симону спешат на помощь товарищи в другой лодке; в считаные мгновения оба суденышка наполняются уловом столь обильным, что начинают тонуть…

Чудо с рыбами — сильнейшее потрясение для будущего апостола. Припав к коленям Иисуса, он молит: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный». Ужас охватывает и всех товарищей Симона. Осознание своего несовершенства, своего ничтожества, своей скверны перед лицом Всемогущего и Всеблагого — это прозрение и озарение, это ступенька, с которой начнется восхождение Симона.

Толкование этого события мы сегодня нередко слышим в воскресных проповедях наших пастырей. Оно действительно заслуживает частого упоминания. Ибо с признания своей греховности, с искреннего покаяния и начинается христианин.

И хотя Спаситель на Генисаретском озере говорит Петру ободряющие слова («Не бойся; отныне будешь ловить человеков»), не вдруг и не сразу призовет он его на апостольское служение, но лишь когда в том окрепнут вера и решимость.

Вместе с Иаковом и Иоанном Христос берет Петра на гору Фавор, где делает их свидетелями Своей Божественной славы (в память об этом чуде 19 августа мы празднуем Преображение Господне). В том же составе ученики убеждаются в Божественной силе Учителя при воскрешении дочери Иаира, начальника синагоги (это событие описывают в евангельских текстах и Матфей, и Марк, и Лука). Наконец, Петр находится рядом с Иисусом в Гефсиманском саду во время Его Божественного молитвенного бдения, когда в мучительных сомнениях Он просит у Отца благоволения пронести мимо скорбную чашу, но затем всецело покоряется Его воле…

«Не пропоет петух…»

ЧЕЛОВЕК слаб без помощи Божией, и в образе апостола Петра эта наша изначальная беда воплощена наглядно. Вспомним сцену Тайной Вечери, когда Иисус говорит, что в эту ночь все Его ученики «соблазнятся о нем», Петр горячо возражает: «Господи! Я душу мою положу за Тебя…» «Душу твою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды», — отвечает ему Учитель. Петр искренне стремится сохранить обещанную верность. Когда стража синедриона приходит арестовывать Иисуса, он бросается на Его защиту (апостола останавливает Спаситель, ибо «должно свершиться предреченное»). Петр идет за арестованным к первосвященнику, тогда как остальные ученики разбегаются. Но во дворе Каиафы вчерашний рыбак остается в толпе слуг, которые греются у огня, и тоже проявляет малодушие. Трое из присутствующих поочередно узнают его, говоря, что он из Галилеи и был с арестованным, и трижды Петр испуганно отрицает свою связь с Учителем. При третьем ответе апостола раздается крик петуха, и, вспомнив пророчество Иисуса, Петр, горько заплакав, бросается прочь со двора первосвященника…

О дальнейшей судьбе Петра мы узнаем из «Деяний апостолов» и Церковного Предания. По сошествии Святого Духа на апостолов любовь Петра к Господу возвысилась до радости претерпеть за веру христианскую любые скорби, гонения и лишения, наконец, до готовности принять и крестную смерть за Учителя! Преследуемый синедрионом, он безбоязненно обращает ко Христу тысячи людей, не убоявшись тех, кто распял Его и запрещает о Нем даже упоминать. Чудесные знамения сопровождают проповеди Первоверховного апостола. Мертвые воскресают, хромые начинают ходить, расслабленные исцеляются, больные получают благодатную помощь даже от прикосновения к его тени.

В апостольских путешествиях (церковные историки насчитывают их не менее шести), которые святой Петр совершает из Иерусалима, он благовествует в Самарии и Иудее, Галилее и Кесарии, Сирии и Антиохии, Финикии и Каппадокии, Галатии и Понте, Вифинии и Трое, Вавилоне и Риме, Британии и Греции. Так созидаются основы всемирной христианской Церкви.

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»

НА ВСЕМ протяжении своего проповеднического пути святой апостол рукополагает в епископы и пресвитеры наиболее верных учеников, поучает премудрости Божией, изгоняет нечистых духов из одержимых и даже обличает обманщиков. Так, в Риме Петр изобличает Симона-волхва, выдававшего себя за Христа…

В Новом Завете приведены два его Соборных послания, относящихся соответственно к 63 и 67 годам. Апостол увещевает новообращенных христиан не смущаться клеветой, угрозами и преследованиями, призывает ни в чем не отступать от чистоты христианской жизни. Он обличает лжепророков и лжеучителей, отменяющих все нравственные устои ввиду ложно понятой свободы, изрекает ряд важных истин, которые должны вести верующего во Христа человека по жизни. «Подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, — призывает, например, Петр, — потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

В Риме Петр, основавший христианскую общину и ставший ее епископом, предвозвещен Самим Господом о скорой кончине. Император Нерон, этот кровавый и сластолюбивый тиран, жаждавший отомстить апостолу за погибель своего любимца Симона-волхва и обращение ко Христу двух своих наложниц, приговаривает Петра к распятию. В 67 году, предположительно 29 июня, состоялась эта лютая казнь (в тот же день, согласно Церковному Преданию, был умерщвлен и апостол Павел). Перед мученической кончиной, считая себя недостойным уподобиться любимому Учителю даже в земной смерти, апостол Петр просит палачей распять его головой вниз («стремглав»). В таком ужасном положении, превозмогая страшную боль, он творит свою проповедь буквально до той минуты, пока не испускает дух…

Молимся о ниспослании любви

Мы имеем счастливую возможность увидеть образ апостола Петра на фресках Андрея Рублева, украшающих стены Успенского собора во Владимире. Апостол, ведущий праведников в рай, изображен стремительно шагающим перед движущейся толпой. Его рука с ключом от райской обители простерта вперед, а голова повернута к ним, ведомым им людям. Его большеглазый лик, озаренный яркой вспышкой неземного света полон кроткой любви. О ниспослании этого святого чувства чаще всего и молятся люди у иконы апостолов Петра и Павла, разумеется, в их престольный праздник. Любви к Спасителю, к Богородице и Святым угодникам, любви к людям, окружающим нас — близким и дальним, к семье и всему Отечеству… Считается, что в этот день полезно помолиться о смягчении своего сердца (жизнь дает нам достаточно поводов к ожесточению), тем более если кажется, что добрым светлым чувствам места в душе вроде бы и не осталось. Святые апостолы Петр и Павел обязательно помогут отчаявшимся, потерявшим надежду людям. Но, конечно, лишь тем, кто взывает к ним о помощи в житейских невзгодах.

http://www.aif.ru/online/longliver/73/1601


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика