Русская линия
Парламентская газета Ольга Зенькович07.07.2005 

История религий, а не Закон Божий

«Свет цивилизации, — писал Виктор Гюго, — можно потушить лишь двумя способами: нашествием солдат и нашествием священников. Если первое угрожает Родине-матери, то второе угрожает будущему или нашим детям…»

Какие религии будут изучать в школе, не превратятся ли занятия в «Закон Божий»? Вопросы по новому школьному предмету «История религий» парламентарии задавали министру образования и науки Андрею Фурсенко, участвовавшему в «правительственном часе».

Заместитель председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Зайнулла Багишаев обратил внимание министра на то, что в последнее время общественность всё больше обсуждает вопрос об участии церкви в образовании и воспитании поколений.
— Уже появились поправки в Закон РФ «Об образовании», в котором предлагается введение не только религиозного образования, но и проведение религиозных обрядов в школах. Но еще из уст выдающегося просветителя Виктора Гюго прозвучало самое серьезное возражение в адрес церковного воспитания: «Свет цивилизации можно потушить лишь двумя способами: нашествием солдат и нашествием священников. Если первое угрожает Родине-матери, то второе угрожает будущему или нашим детям…»
— Я категорически против того, чтобы у нас преподавание было, например, по мормонам, адвентистам седьмого дня или свидетелям Иеговы. Восемьдесят пять процентов населения России — православные христиане! — жестко высказала свою позицию первый заместитель Председателя Госдумы Любовь Слиска.
Между тем ученые под руководством директора Института всеобщей истории РАН академика Александра Чубарьяна закончили подготовку учебника по истории мировых религий.
— Естественно, что при подготовке этого учебника учитывались мнения, позиции всех конфессий, представленных в России, — отметил Андрей Фурсенко.
Позиция министерства состоит в том, что преподавать религию в школе можно исключительно в культурологическом, в историческом аспекте религий.
Но в Московском патриархате не согласны с предложением министра ограничить изучение религии в школах историческим материалом.
— Одной истории религий явно недостаточно. Желающие изучать религию школьники, а таких наберется немало, должны иметь возможность узнать о сути религиозного мировоззрения, о религиозной морали, в частности о ее взгляде на устройство общества, экономику, гражданский долг, а также на такие проблемы, как алкоголизм, наркомания и терроризм, — говорит замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
По его мнению, детям полезно будет узнать и о современной жизни религиозных общин, о том, как устроены храм, мечеть или синагога, чем отличается архиерей от далай-ламы.
В любом случае, считает он, общий курс не должен отменять возможность углубленного изучения в школе той или иной отдельной религии, тем более что такая практика широко распространилась по России и соответствует мировому опыту.
Углубляя проблемы религиозного образования, заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике Александр Крутов захотел уточнить, почему религиозным высшим учебным заведениям отказывают в аккредитации.
— Отделение церкви от государства означает административно-правовое и хозяйственное разграничение сфер деятельности двух институтов общества, а не разделение духовной жизни человека на две противоположные ипостаси, — говорит он. — Ибо духовная сфера человека неподвластна правовым установлениям, даже если это конституционные нормы. Но почему-то Министерство образования и науки выступает против того, чтобы светское и религиозное образования стали равноправными субъектами российского общества, у которых одно образовательное пространство — Россия и один субъект образовательного воздействия — народ России.
На вопрос депутата ответил также принимавший участие в «правительственном часе» глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов. Он напомнил, что по закону о религиях конфессиональные учебные заведения подлежат только лицензированию.
— Аккредитация возможна только в том случае, если есть государственные образовательные стандарты, — сказал он. — Поскольку очевидно, что подготовка священнослужителей, неважно какой конфессии, не имеет государственного образовательного стандарта, то и аккредитации нет.
Между тем, по словам отца Всеволода, Министерство юстиции поддерживает право богословских учебных заведений на государственную аккредитацию, а Министерство образования и науки против:
— Государство не признает за ними высшего образования и тем самым лишает возможности получить второе высшее образование в светском вузе и работу в светских организациях. Иконописец, например, не сможет устроиться в музей.
— Чиновники очень узко трактуют положения законодательства об отделении церкви от государства, отказывая религиозным учебным заведениям в праве на государственную аккредитацию, праве, которым обладают иные негосударственные учреждения, — комментирует ситуацию проректор Московской духовной академии священник Владимир Шмалий.
…Подводя итоги дебатов в Госдуме, следует отметить, что проблема религиозного образования требует продолжения дискуссий и точку в обсуждении этого сложного вопроса ставить рано.

К СЛОВУ
Виталий Гинзбург
лауреат Нобелевской премии, академик РАН
Я, будучи атеистом, считаю, что верить или нет — личное дело каждого. По моему мнению, преподавание истории религии в школе обязательно, поскольку всякий культурный человек не может не признавать огромного значения Библии как ценнейшего исторического и художественного документа. Но важно преподнести эту информацию, не навязывая детям ни веру, ни безверие.


ЦИФРЫ И ФАКТЫ
По данным опросов фонда «Общественное мнение», 58 процентов опрошенных россиян относят себя к православному вероисповеданию, 30 — к атеистам, 2 — к другим христианским конфессиям, включая протестантов и католиков, 5 процентов — к мусульманам, 1 процент — к другим религиозным конфессиям и только 4 процента — затрудняются с ответом.

http://www.pnp.ru/archive/17 370 117.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика