Русская линия
Правая.Ru Кирилл Фролов06.07.2005 

Экспансия Православия есть категорический императив

Сейчас очень много говорится о том, что главной проблемой православно-католических взаимоотношений является проблема прозелитизма. Между тем, главная проблема — именно догматические разногласия, откровенно еретические лжедогматы римского католицизма. Латиняне действуют достаточно последовательно, они никогда не отступят от логики защиты и продвижения своих конфессиональных интересов, будут заниматься прозелитизмом среди православных, несмотря ни на какие протесты, будут активно отстаивать свои политические интересы, в которые, безусловно, входит нейтрализация своих конфессиональных оппонентов во главе с Православной Россией.

Навязанный богоборческой властью Русской Православной Церкви экуменизм привел к появлению своеобразного «комплекса неполноценности» в православной среде вокруг естественного апостольского долга Православной Церкви — миссии среди всех народов. Нам привили «комплекс неполноценности», воспитали боязнь отстаивать истину, что Православная Церковь является единой и единственной истинной Церковью, что понятия Православия и Христианство тождественны, о чем писал великий богослов священноисповедник Иларион Троицкий.

Между тем, Православию, как никогда, необходима именно наступательная стратегия, экспансия (надо прекратить бояться этого слова). На рубеже прошлого века эту проблему поднимал великий богослов митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий).

В своей работе «Патриарх Никон и Россия» он не только произвел историческую реабилитацию этого великого иерарха, но и продемонстрировал на его примере наступательную стратегию Православия: «Внутреннее содержание русской жизни было создано киевскими, московскими и всея Руси митрополитами… последним и самым великим из этих богатырей духа был Патриарх Никон…

По убеждению Патриарха Никона призвание России заключалось в том, чтобы насадить Царство Божие на земле, чтобы сделать Россию мировым центром христианской культуры, просвещения и высшего благочестия. Поэтому он поставил задачей своей жизни ослабление русского церковного провинциализма. Это была светлая эпоха русской истории.

В Москве существовал замечательный кружок церковных деятелей. В умах этих людей зрели самые широкие планы церковных и общественных, даже, можно сказать, мировых преобразований. Это были самые светлые мечтатели, думавшие сделать всех инородцев в России христианами, освободить греков и славян от турок, устроить Церковь на строго канонических началах.

На почве таких идеальных предприятий разгорелась в высокий пламень дружба двух девственных по чистоте душ — Царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона. Дружба Царя и Патриарха исправила священные книги, восстановила благообразие общественной молитвы, присоединила к России Малороссию… побеждала поляков и шведов.

Если бы Никон оставался Патриархом до конца своей жизни, то были бы снова возвращены под власть русских государей исконные русские области, северо-западный и юго-западный край, славяне были бы освобождены много раньше, и не было бы причин ни для последней войны, ни для крушения России, а вслед за сим сохранялось бы благоденствие и во всем мире, во главе которого стояла бы Россия.

Вообще Россия была бы действительно возведена на степень величия третьего Рима и возрастание нашего Отечества как в духовном, так и в политическом плане было бы необозримо».

Выдающийся иерарх и богослов, митрополит Антоний (Храповицкий) был сторонником реализации миссионерского апостольского долга Православия, выражаясь журналистским языком — экспансии последовательными четкими шагами. Он прорабатывал как западную, так и восточную, евразийскую, стратегию православной экспансии. Этому вопросу он посвятил цикл своих статей о евразийстве.

Смыслом и содержанием этих работ была попытка воцерковить евразийскую мысль, направить ее эволюцию к осознанию ей всемирно-исторического призвания как хранителя и миссионера Православия. Особенной задачей евразийской мысли митрополит Антоний видел в православном миссионерстве в Азии, Китае, Индии. Митрополит Антоний указывал в связи с этим, что направленный не на «прагматизм» склад восточных культур в какой-то степени ближе Православию, чем рационалистическое, выхолощенное псевдохристианство Запада.

Другим продолжателем дела митрополита Антония (Храповицкого) был митрополит Вениамин (Федченков), который после Великой Отечественной войны вернулся в Россию, жил в Псково-Печерском монастыре. Митрополит Вениамин писал, что СССР должен эволюционным путем трансформироваться в евразийскую православную империю, а зона его жизненно важных интересов на всех континентах — зоной православной экспансии. Таким образом, митрополит Вениамин тактично подводил государственническую мысль к идее замены советского «экспорта революции» на «экспорт Православия».

Важнейшей частью этой миссии является освобождение от латинства стран Кирилло-Мефодиевского ареала — Западной Руси и Восточной Европы, православное контрнаступление на Запад. Церковная мысль также билась над этими вопросами, вырабатывала стратегическую и тактическую линии. Православная традиция знает блистательные примеры такого контрнаступления. Речь идет как о московском славянофильстве, так и о феномене карпаторусского духовного и национального возрождения.

Православная миссия осуществлялась через воспитание и поддержку в лоне галицких, закарпатских, холмских и белорусских униатов мощных культурных сил, которые подготавливали возвращение в лоно отеческой Православной веры не отдельных личностей, а целые области и народы, возвращение отторгнутых западнорусских территорий в лоно материнского государства Российского. Именно таким образом были возвращены белорусские и холмские униаты. Однако национальная катастрофа России 1917 приостановила процесс возвращения Галицкой и Карпатской Руси. Между тем, карпаторусские просветители-энциклопедисты внесли огромный вклад в нашу культуру.

Увы, галицко и карпаторусское возрождение было искусственно подавлено в Австро-Венгрии путем первого в двадцатом веке геноциде. Но и сейчас их наследие является прямым опровержением всякого рода сепаратистских теорий, ставших идеологией нынешнего украинского государства.

http://www.pravaya.ru/look/3949


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика