Русская линия
Вятские губернские ведомости Владимир Попов05.07.2005 

И явились близ Орлова чудотворные иконы.

Прочитал в «Вятских губернских ведомостях» за 21 ноября заметку Владимира Крупина «Вятская Пасха» о Николо-Великорецком крестном ходе и стало больно и обидно за свой родной Орлов — один из старейших городов не только Вятки, но и России.

За свои семьдесят с лишним лет правления вандалы XX века разрушили весь исторический центр старинного Орлова, осквернили или разрушили до основания все 6 городских храмов, утрачен ряд ценнейших икон, в том числе и чудотворные. Я не знаю на пространстве России другой земли, где бы в течение веков было явление трех чудотворных икон: иконы Николая Чудотворца на реке Великой, иконы Нерукотворенного Спаса на болоте в 6 верстах по Московскому тракту от Орлова в сторону Хлынова-Вятки и иконы Иоанна Предтечи в 6 верстах от Орлова на север возле деревни Лугиничи.

О Николо-Великорецком крестном ходе сегодня широко известно и не только в России, а вот крестные ходы для поклонения к местам явления чудотворных икон Спаса Нерукотворенного и Иоанна Крестителя Господня вроде как забыты. О них мне и хочется напомнить православным христианам нашего Отечества.

На месте явления миру обеих икон в разные века были построены часовни, к каждой из них верующие ежегодно совершали крестный ход. Сами же иконы были перенесены в храмы города Орлова. Икона Иоанна Крестителя — в церковь Святой Троицы, икона Спасителя — в церковь Архангела Михаила Спасо-Орловского монастыря. Мне довелось видеть чудом уцелевшее во все смутные времена XX века «Описание Спасского монастыря, находящегося в уездном городе Орлове Вятской губернии». «Описание», как значится на заглавном листе, составлено на основании монастырских актов в 1848 году. Автор «Описания» объявил себя только инициалами I.С.

Позволю себе привести несколько фрагментов из «Описания» и тем попытаться привлечь внимание православного мира к судьбе чудотворной иконы Спасителя и месту ее явления.

«При державе Государей, царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей, при патриархе Московском Адриане, Преосвященный Иона, Архиепископ Вятский и Великопермский, имевший великую ревность украшать свою Епархию церковным благолепием и благоустроением монастырей, узнал, что близ города Орлова в лесу среди болота, под сосновым деревом находится с давнего времени устроенная часовня, в которой имеется бесценное сокровище, нерукотворенный образ Спасителя, прославившийся своим явлением на той сосне, под которой стоит эта часовня. Архипастырь удостоверился, что православные христиане с великою верою притекают в каждое лето к сему явленному образу, и многие недужные получают в молитвах пред сею иконою скорое исцеление от различных болезней. Итак, ревнуя о славе Божией, святитель начал помышлять о том, чтобы устроить где-либо обитель в честь сего чудотворного образа… Вскоре после сего Преосвященный Иона, путешествуя для обозрения Епархии, остановился в городе Орлове, сам осмотрел избранное для монастыря место и, обошедши оное и окропив св. водою, преподал благословение к созиданию святой обители».

Как далее сказано в «Описании», деревянная церковь Архангела Михаила, находящаяся в городе, «с помощью усердных жителей города Орлова была перевезена зимой в устраиваемый монастырь и в продолжение лета приведена к совершенному окончанию, а к освящению оной в день 14 сентября 1695 года перенесен с крестным ходом чудотворный образ из Спасо-болотной часовни. По завещанию Преосвященного Ионы доныне совершается туда из монастыря каждогодно торжественный крестный ход с чудотворным образом Спасителя дважды в год, а именно в 5-ю неделю по Пасхе и в 16-й день августа».

«Новоустрояемая Спасо-Орловская обитель не имела в самом начале своем никаких определенных средств ни к своему устройству, ни к содержанию, кроме добровольных пожертвований благотворителей. К числу первых благотворителей обители по всей справедливости принадлежит Преосвященный Иона…

Он дарствовал от себя на строение святого храма и на украшение чудотворного образа Спасова значительное количество денег».

«Преосвященный Тихон Митрополит Казанский пожертвовал образ Пресвятыя Богородицы Казанския в серебряном окладе, с сребро-позлащенною цатою и жемчужным убрусом, прислал колокол весом в пять с половиною пудов и железные часы на колокольню. Сбор доброхотных подаяний на создание монастыря совершался не только среди жителей Орлова и уезда, но «и в Хлынове-Вятке, куда образ приносили 1 сентября, и в Слободском, куда образ приносили на праздник св. Великомученицы Екатерины 24 ноября для всенародного моления. Был разрешен особый сбор подаяний на создание обители по Вятской и Пермской странам и даже в вотчинах именитого человека Григория Дмитриевича Строганова».

«Собранные от всех пожертвований немалые деньги позволили обустроить монастырь, и он стал составлять красоту города. «В центре монастыря взамен старой церкви, пришедшей в ветхость, был выстроен величественный Соборный Храм во имя нерукотворенного образа Спасителя вышиною 22 сажени, длиною и шириною 9 ½ сажень… увенчанный позлащенным крестом».

Отыскать какие-либо документы, повествующие об обретении чудотворной иконы Иоанна Крестителя, пока не удалось, но живущие ныне участники крестного хода из Орлова к часовне, устроенной на месте явления иконы миру, вспоминают, что происходил он в день Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 7 июля и был всенародным праздником.

Отыскать упоминаемые чудотворные иконы поможет только чудо, о восстановлении храмов в Орлове можно только желать, ибо тех состоятельных жителей города и прежде всего купцов, которые жертвовали на устроение храмов, расстреляли в годы революционной смуты, но восстановить часовни на местах явления икон задача посильная и необходимая — как покаяние перед нашими предками за содеянное зло.

Владимир Попов. г. Орлов

http://www.vgv.kirov.ru/numers/2003/19/6.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика