Русская линия
Гудок Владимир Григорьев02.07.2005 

Ближе родни у нас нет
В преддверии национального праздника братского белорусского народа — Дня Республики — наши корреспонденты встретились с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Российской Федерации Владимиром Григорьевым

— Владимир Викторович, какая история у этого праздника? С каким настроением белорусы встречают его в этом году?
— С 1991 года День независимости Республики Беларусь отмечался 27 июля, в день принятия Декларации о суверенитете Белоруссии. Но по результатам республиканского референдума 24 ноября 1996 года было принято решение о переносе праздника на 3 июля. Более 88 процентов участников плебисцита проголосовали за то, чтобы День независимости белорусы праздновали в святой для всех нас день: 3 июля в 1944 году Минск — столица республики — был освобожден от немецко-фашистских захватчиков.

— Не мною замечено: Республика Беларусь — это европейское государство не только по географическому признаку, но и по укладу жизни.
— По итогам прошлого года, и это зафиксировано всеми уважаемыми международными институтами, включая МВФ, Беларусь имела самый высокий в Европе рост ВВП — 11 процентов. За что, между прочим, эксперты МВФ окрестили нас «европейским тигром». В стране также отмечен самый низкий в Европе разрыв в доходах населения.
Вы, конечно, можете сказать, что послу положено хвалить свою страну. Но вот что написал недавно британский еженедельник «Спектэйтор»: «Сегодняшний Минск — это вовсе не город, шатающийся над пропастью. Он чистый и хорошо управляемый. Вы не увидите много бездельников на улицах или олигархов в сияющих „хаммерах“. Школы и больницы получают хорошее финансирование, а улицы по ночам безопасны. Всем зарплата выдается вовремя, а пенсионеры говорят, что они любят Лукашенко, который о них заботится». К словам британского журналиста нечего добавить. Но более всего потряс его центральный вокзал Минска — лучший из всех, что ему, по его словам, приходилось видеть: «Четырехэтажная стеклянная конструкция с двумя кафе, кинотеатром, игровой комнатой для детей. В отличие от любой станции в Европе там нет наркоторговцев и проституток. Они не продержались бы и минуты…»

— А вот американцы, точнее руководство США, вас терпеть не могут. Послушаешь президента Буша или госсекретаря Райс, нет на свете более гадкой страны, чем Белоруссия. Почему они так взъелись на вас?
— Главная причина в том, что наше государство проводит многовекторную и самостоятельную внешнюю политику, не признающую диктата и силового давления других государств, даже таких мощных и уважаемых, как США.
Есть и другая причина такого их отношения к нам. Это интеграционная политика в отношении России, которой последовательно придерживается белорусский президент. Сближение Республики Беларусь с Российской Федерацией стало для наших общих недоброжелателей костью в горле. А ведь интеграция — это естественное стремление государств совместно решать экономические, оборонные, социальные и иные вопросы. Если такие государства Европы, как давние оппоненты Франция и Германия, сумели найти общий язык, то нашим дружественным и братским народам искать пути дальнейшего сближения, как говорится, сам Бог велел!

— Скажите, простые люди живут у вас лучше, чем в России?
— Я бы не стал проводить сравнения с Россией. Приятно, что россияне стали жить заметно лучше. И мы, как ваши братья, радуемся этому. Вместе с тем отмечу, что Республика Беларусь первой из всех стран — участниц СНГ восстановила прежние объемы промышленного и сельскохозяйственного производства. В 2004 году ВВП увеличился по сравнению с 2003-м на 11 процентов, а рост промышленного производства составил 15,6 процента. И это не производство ради производства. Все категории населения, начиная со студентов и заканчивая пенсионерами, в полной мере ощущают социальную защиту государства. Сегодня у пенсионеров размер пенсий процентов на десять больше, чем это было в советские времена. В реальном выражении, подчеркиваю. А у сотрудников правоохранительных органов и силовых ведомств пенсия выше в два раза. Как, впрочем, и заработная плата. Может быть, в этом и кроется одна из причин, почему в республике самая низкая преступность по сравнению с другими странами СНГ. Люди в погонах — уважаемые и уважающие себя люди. В военные учебные заведения конкурс едва ли не самый высокий среди вузов, а служить Отечеству в Вооруженных силах для белорусских парней по-прежнему престижно: это хорошая путевка в жизнь. Между прочим, в Белоруссии сегодня на одно призывное место в армии — трое желающих; конкурс, так сказать!

— Вы это серьезно?
— Вполне! Полагаю, не стоит объяснять, что пример с Вооруженными силами, из которых не бегут солдаты, а офицеры не увольняются, является своего рода индикатором «ясно» на социальном барометре Белоруссии.

— Велик ли в Белоруссии уровень безработицы?
— По данным на апрель текущего года, 1,9 процента к численности экономически активного населения. К слову, это самый низкий показатель среди стран СНГ и Восточной Европы.

— Какие отрасли по-прежнему находятся у вас в руках государства?
— Все базовые отрасли: энергетика, железные дороги, предприятия военно-промышленного комплекса, крупнейшие автомобильные заводы, предприятия по выпуску крупной сельскохозяйственной техники. Что касается частного сектора, в нем у нас преобладают не приватизированные государственные предприятия, а построенные, что называется, «с чистого листа».
Вот, к примеру, БелАЗ — предприятие, на котором производят большегрузную карьерную технику. Он занимает треть мирового рынка, а на территории СНГ в своей сфере монополист. Можете себе представить, как некоторым мировым лидерам автомобилестроения хотелось бы избавиться от такого конкурента.
За последние четыре года БелАЗ полностью перевооружился, в том числе с помощью кредита, полученного у чехов. Работа ведется в три смены, портфель заказов сформирован на год вперед. Устроиться на завод на работу считается за честь, ведь средняя зарплата там 500 долларов. Надо ли передавать его в частные руки?

— Вцепившиеся в вас бульдожьей хваткой США особо напирают на то, что в Белоруссии бал правит диктатура, что вы железной рукой подавляете свободы.
— Как неоднократно заявлял президент Александр Лукашенко, у нас возможна только одна диктатура — диктатура закона. Что же касается отсутствия в стране свободы и демократии, то сегодня в Белоруссии официально зарегистрированы и действуют 17 различных политических партий. Государственных газет у нас 218, а частных, многие из которых оппозиционно настроены к власти, — 558. Практически в любом киоске у нас можно купить оппозиционные издания, включая киоск в здании администрации президента.
Кстати, на прошлогодних парламентских выборах не прошел ни один из лидеров так называемой «Пятерки плюс» — коалиции наиболее радикальных оппозиционеров, включающей в себя защитников американских интересов на белорусской земле. Прозападные, антироссийские интересы никак не совпадают с настроениями широких слоев населения, которые считают, и об этом свидетельствуют результаты всех социологических исследований, что россияне и белорусы — самая близкая родня.

— Выше вы упомянули железные дороги, сказав, что они остаются в руках государства. А как они живут сегодня?
— Белорусская железная дорога является одной из ведущих отраслей нашей национальной экономики. Она осуществляет около 75 процентов всего объема грузовых и более 50 процентов пассажирских перевозок. При этом на долю международного транзита приходится свыше трети общего объема перевозок. Через территорию Беларуси проходят два международных транспортных коридора из десяти. Должен отметить, объем перевозок по обоим растет.
Этому во многом способствует проводимая тарифная политика. В настоящее время около 90 процентов всех грузов по территории республики перевозится по фиксированным тарифным ставкам, уровень которых обеспечивает постоянную транспортную составляющую в цене товаров, тем самым повышая их конкурентоспособность на внешних рынках. В соответствии с межправительственным соглашением между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании равных условий в ценовой политике с 1 июля 2002 года Белорусской железной дорогой применяются внутрироссийские тарифы на экспортно-импортные перевозки с Россией, включая и Калининградскую область. В результате стоимость перевозок снизилась на 10 — 40 процентов в зависимости от рода грузов и дальности перевозок.

— Велик ли процент российских грузов на ваших железных дорогах?
— Удельный вес российских грузов в общем объеме транзита составляет примерно 75 процентов. В структуре перевозок главное место занимают нефтегрузы (почти 50 процентов от общего объема), черные металлы, удобрения, уголь, чугун, стройматериалы. Наша задача — добиться максимального увеличения транзитного грузопотока через территорию республики. К слову: компасом в техническом развитии дороги служит утвержденная Советом министров республики «Программа развития Белорусской железной дороги до 2010 года». Наши специалисты убеждены, что только в единой и слаженной системе, какой и является железнодорожный транспорт, можно наращивать технический потенциал, реконструировать и совершенствовать всю необходимую инфраструктуру.

— А как развиваются торгово-экономические отношения между нашими странами?
— Во взаимной торговле мы уже вышли почти на 18 миллиардов долларов в год. В этом году президенты двух стран поставили перед правительствами задачу выйти на товарооборот не ниже 20 миллиардов долларов. Кстати, многие из товаров, производимых в Белоруссии и в России, являются совместным — союзным — продуктом. Для того чтобы продукция была выпущена белорусскими заводами, немало потрудились и предприятия страны-соседки. К примеру, если бы вдруг такое случилось и остановился главный конвейер белорусского МАЗа, это сразу бы негативно отразилось на работе 400 предприятий-смежников, почти 350 из которых — российские.

— А какова ситуация в области политики? Как идет создание единого государства?
— С полной уверенностью можно констатировать наличие крепкого фундамента строящегося Союзного государства: последовательно создается единое правовое пространство для свободного продвижения товаров и капиталов. Между нашими странами нет таможенной границы и пограничных постов. Мы не чувствуем себя иностранцами в России. Уверен, так же ощущают себя россияне, приезжающие в Белоруссию.
Конечно, еще есть «узелки», которые надо развязать. Это дальнейшая унификация законодательств, сближение социальных стандартов, переход на единую валюту. Но тут, прежде чем отрезать, нужно не один раз отмерить, чтобы не нанести вред ни себе, ни вам.
Беларусь и Российская Федерация — самые близкие деловые партнеры, естественные союзники. Как искренне сказал на одном из заседаний Высшего Госсовета Союзного государства российский Президент Владимир Путин, «ближе белорусов у россиян родни нет и не будет».

Борис КРОТКОВ
Евгений ЖЕЛЕЗНОВ

http://www.gudok.ru/index.php/26 319


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика