Русская линия
ГудокМитрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин)27.06.2005 

С верой в будущее

Отечество наше возвращается к своим историческим корням. Процесс непростой. Россия поднимается в окружении скрытых и явных недоброжелателей, которые всеми способами навязывают нам чуждые идеалы.

Чем закончится это противоборство?

Об этом беседа с управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Калужским и Боровским Климентом.

— На протяжении тысячи лет, и особенно в годы тяжелых испытаний, — говорит владыка Климент, — Церковь всегда была со своим народом. И сегодня России при выборе пути дальнейшего развития важно сохранить свои самобытность и своеобразие. Необходим духовный и нравственный стержень бытия.
В течение веков весь уклад жизни, мировосприятие и быт русского народа строились на основе православной веры. И те нормы бытия, которые Русская Православная Церковь предлагает вернуть в жизнь общества для сохранения его жизнеспособности, — это нечто большее, чем часть отечественной культуры или дань традиции.
Да, Россия — светское государство. Но это не означает, что оно автоматически становится атеистическим и богоборческим. Отношения Церкви и государства можно строить как партнерское сотрудничество. Государство заботится о стабильности в обществе, обеспечении безопасности страны. Церковь же должна помогать народу духовно формироваться, чтобы нравственные нормы были основополагающими в жизни каждого человека.
Над нами более семидесяти лет ставили атеистический эксперимент, а затем навязали западные ценности. Именно в наше неоднозначное время Церковь должна показать народу, особенно молодежи, то, что представляет истинную ценность, научить жить по Евангелию.
Соработничество Церкви, государства и общества должно быть продолжено. На Архиерейском Соборе 2004 года были названы сферы этого социального партнерства: миротворчество, укрепление духовного и нравственного здоровья личности и общества, воспитание подрастающего поколения, забота об обездоленных, духовное попечение о воинах и заключенных, поддержка национальной культуры.

— Владыко! Вы не только управляющий делами Московской Патриархии. 20 июня исполнилось 15 лет, как вы возглавляете Калужскую епархию. Поздравляем вас с этим юбилеем. Как епархиальный архиерей, что вы можете сказать о взаимодействии Церкви и государства на областном уровне и, в частности, о работе с молодежью?

— В Калуге есть понимание нужд верующих, и многие инициативы Церкви поддержаны губернатором Анатолием Артамоновым.
Среди основных событий после нашего определения на Калужскую кафедру — передача епархии и восстановление Свято-Троицкого кафедрального собора, а также значительного числа приходских храмов в Калуге и области, возвращение монастырей и открытие новых.
При храмах открылись воскресные школы для детей. Затем мы организовали два просветительских центра. Один из них сочетает различные формы и направления миссионерской и духовно-просветительской работы среди молодежи наукограда Обнинска. А в православном молодежном центре «Златоуст» за летние смены отдыхают и обучаются началам христианской жизни сотни детей со всей области. Мы готовим его к круглогодичной работе.
Нам возвратили комплекс бывшей духовной семинарии, и мы вновь открыли в областном центре духовную семинарию, а затем и другие учебные заведения.
В епархии две православные гимназии. Есть потребность в увеличении их количества, но остаются и серьезные трудности экономического свойства.

— Как подчеркивалось на церковно-общественном форуме «Духовно-нравственные основы демографического развития России», демографический кризис в России имеет духовные корни. Какова может быть роль Церкви в преодолении этого кризиса?

— Стремление к получению удовольствия, ставшее основной целью современного человека, исказило взаимоотношения между супругами, между родителями и детьми. В православном понимании супружеский союз прообразует таинственный союз Христа и его Церкви, а семья представляет собой домашнюю Церковь, в которой все ее члены достигают духовного совершенства через отказ от себялюбия в жертвенной любви и служении друг другу, через хранение верности и взаимопомощь во всех жизненных обстоятельствах, через послушание детей родителям и ответственность родителей перед Богом. Особенно важны для укрепления и возрождения семьи целомудренные представления о супружестве в обществе. Любые добрачные и внебрачные сожительства наносят непоправимый вред будущим супругам и их потомкам, делают их не способными к созданию благополучной семьи.
Надо, чтобы не только представители Церкви, но и педагоги, СМИ, депутаты Госдумы были едины в нравственной оценке взаимоотношения полов. Это должно стать частью молодежной политики государства уже сегодня. Завтра может быть поздно.

— В случае, если кризис рождаемости не удастся преодолеть, не повторится ли в России второе Косово?

— В конце 2004 года Москву посетила делегация из Сербии. На встрече президента Сербии и Черногории и Святейшего Патриарха Павла со Святейшим Патриархом Алексием II был затронут вопрос о положении в Косове. Я спросил сербских братьев: какую часть населения в Косове составляют сейчас сербы? Они ответили: 10 процентов. А несколько лет назад было 25 процентов. Тогда я спросил: а какое соотношение сербов и албанцев в Косове было сто лет назад? Они ответили: наоборот, 75 процентов сербов и 25 процентов албанцев. Я поинтересовался: а какие семьи у албанцев и сербов? Они ответили: у албанцев, как правило, семьи имеют по 10 — 12 детей, а у сербов — по 2 — 3 ребенка. Вот корень современных проблем в Косове — сербы на своей исторической земле стали национальным меньшинством.
Тот народ, который не исполняет воли Божией, сам себя определяет на вымирание. Политические разделения наступают тогда, когда люди отходят от своей веры, отвергают Бога и Его Церковь. Те тяжелые испытания, которые переживает наше общество, могут обратить людей к вере, как это уже было на Руси в период Смутного времени, и мы должны помочь им раскрыть свою душу для стяжания мира Христова. Это единственный путь к возрождению политического могущества и экономического роста. Надеюсь, что и Россия, и братский сербский народ обретут путь к Богу и вновь вернутся к своим духовным корням. Тогда нам не будут страшны процессы глобализации, нас не ассимилируют другие народы, тогда мы не вымрем.
Россия исторически существует как многонациональная и многоконфессиональная страна. Ментальность русского человека сочетает веротерпимость по отношению к другим исповеданиям и преданность Православию. И сегодня, несмотря на сокращение территории страны, это положение сохраняется и воспринимается разными конфессиями как историческая данность. Конфликтные ситуации между религиозными центрами возникают в случае прозелитической деятельности — когда на территории той конфессии, которая исторически существует в данной местности, начинает вести миссионерскую деятельность другая, не имеющая здесь своей паствы.
В России активно работает Межрелигиозный совет, в который входят представители традиционных конфессий. Эта организация занимается совместным решением социальных задач, в том числе противодействием терроризму и экстремизму.

— Безнравственность рекламы, заполонившей все и вся, стала притчей во языцех. Как бороться с этим злом и как уберечь от него людей, особенно молодежь, которые хотят прийти к вере в Бога?

— Если проанализировать содержание рекламы в России, очевидно: она направлена на формирование потребительского отношения к жизни, которое само по себе безнравственно. Апостол увещает нас не превращать в похоти заботу о теле (Рим. 13, 14), а реклама, наоборот, увеличивает пожелания. Уберечь молодежь от влияния рекламы должны мы все вместе, начиная от семьи, заканчивая Церковью. В рекламном бизнесе «работают» большие деньги, поэтому реклама на телевидении сразу не исчезнет. Но в наших силах повлиять на сознание людей, выработать у них скептическое отношение к рекламным роликам.
Телевидение стало частью восприятия обществом чего-то нового. Мы должны не только бороться с его негативным влиянием, но и добиваться введения положительной рекламы: пропагандировать на телеэкране здоровый образ жизни, социально значимые духовные ценности и нравственные нормы, показывать фильмы православных авторов. На мой взгляд, у людей, которые смотрят телевизор, должен быть выбор, что им смотреть.

— Некоторые граждане России зачастую признают себя верующими, но не живут церковной жизнью. Православие ими воспринимается как нечто внешнее, как культурная традиция. Что нужно сделать человеку, чтобы Православие вошло в его жизнь?

— Раздвоенность характеризует советский тип человека. Десятки лет людей приучали говорить и поступать в соответствии с советской материалистической идеологией. Внешне люди так и жили, а внутри они были другими. Сегодня такое состояние раздвоенности человека сохраняется. Еще глубоко в его сознании материалистические идеи. Нужно изменить понимание основ бытия и смысла жизни. Здесь требуется подвиг. Недостаточно только признавать учение Христово, чтобы считать себя верующим, надо в своих поступках следовать тому, что написано в Евангелии. Недостаточно изредка заходить в храм, чтобы заявлять о своей православности, надо жить во Христе. Но все это требует от человека усилий и борьбы со своим себялюбием.

— Ваше Высокопреосвященство! Недавно было заключено бессрочное соглашение о сотрудничестве между ОАО «Российские железные дороги» и Московской Патриархией Русской Православной Церкви. «Опыт сотрудничества между Русской Православной Церковью и Российскими железными дорогами в прошлом уже накоплен немалый, — подчеркнул при подписании этого документа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, — поэтому сейчас задача состоит в том, чтобы продолжать и развивать этот опыт». Предстоятель Русской Православной Церкви считает, что «необходимо возродить часовни и храмы на вокзалах». Как известно, Божие благословение в дорогу и благодарность Всевышнему после возвращения — это старая добрая русская традиция…
— И сегодня среди благочестивых людей живет традиция обращаться к Богу перед началом и по окончании пути. В этом смысле конструктивный диалог между ОАО «Российские железные дороги» и Московской Патриархией Русской Православной Церкви — веление времени.
Пожелаю всем не забывать о том, что вся жизнь человека — это Путь, а каждый день, каждое дело — отрезки этого большого Пути. Дорогие братья и сестры, не забывайте обращаться с молитвой к Богу каждое утро и вечер, при начале и по окончании ваших повседневных дел, да и в продолжение их не оставляйте память о Боге. Через это будет освящаться жизнь каждого человека и окружающего мира, и в нашей жизни будет больше позитивных событий, больше добра и мира.

— Что бы вы могли пожелать «Гудку», который в пути уже многие годы?

— «Гудок» в Московской Патриархии уважают за его державную, принципиальную позицию. Пожелание вам такое: не стесняйтесь свидетельствовать о Добре и говорить о Боге.

Николай Головкин

http://www.gudok.ru/index.php/26 126


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика