Русская линия
Невское время Павел Ганипровский20.06.2005 

«Иконы на рези» — вчера и сегодня
В Государственном музее истории религии сегодня открывается для публики выставка «Резная икона: живая традиция»

Вообще-то для православия, как и для всей русской культуры, объемные изображения нехарактерны. Восточное христианство не очень благоволило к скульптуре, полагая, что поклонение статуям противоречит Священному Писанию, прямо запрещающему «кумиров». Поэтому в православии так развита живопись, в отличие от католичества, где скульптуры в церквах — обычное дело.
В России объемные изображения не раз переживали официальные запреты Святейшего синода, в 1722-м пытался их запретить Петр I, а в 1832 году — Николай I. Но если к скульптуре церковь относилась категорически отрицательно, то более благосклонно она воспринимала резную икону, занимавшую как бы промежуточное место между скульптурой и живописью.
Тем более традиция была: в православном церковном убранстве с самых ранних времен широко использовалась деревянная резьба. Резные иконы, расписанные красками или сохраняющие фактуру натурального дерева, служили молельными образами и часто являлись храмовыми святынями. «Иконы на рези» — именовали их древние летописи.
Образцами им служили сюжеты живописных икон, литых старообрядческих, книжные миниатюры. Это образы Иисуса Христа, Богоматери, изображения святых. Наибольшее распространение в резной деревянной пластике Древней Руси получил образ святителя Николая Можайского, получившего свое название по явлению в городе Можайске во время осады его татарами в конце XIV в. Святой Николай изображается как грозный защитник русских городов, с мечом в правой руке и крепостью или храмом — в левой.
Сегодня ГМИР представляет резные иконы от XVII до начала XX веков из разных региональных центров православия, в том числе таких крупных, как Киево-Печерская лавра и Соловецкий монастырь. Много произведений, выполненных мастерами Троице-Сергиевой лавры. На выставке можно увидеть несколько превосходных работ династии мастеров Хрустачевых, создававших свои шедевры в конце XIX — начале XX веков.
Искусство резной иконы, пришедшее из глубины веков, сейчас переживает второе рождение, приобретая современное звучание в произведениях талантливых мастеров Рашида и Инессы Азбухановых.

16.06.2005

http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=212 608 000&print


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика