Победа.Ru | Марина Васильева | 15.04.2005 |
13 апреля 1941 года под Рыбинском, был перекрыт последний проём плотины, и паводковые воды Волги, Шескны и Мологи стали выходить из берегов, затопляя Молого-Шекснинское междуречье. Вместе с Мологой уходило под воду около сотни сел и деревень, сотни тысяч гектаров плодороднейшей пашни, знаменитые заливные луга, выпасы, зеленые дубравы, леса, памятники старины, культуры, уклада жизни наших далеких предков.
Молога впервые упоминается в летописи в XII веке. К началу XX века в городе было около семи тысяч жителей, 34 каменных дома и 659 деревянных. Из промышленных предприятий в Мологе находились винокуренный пряничный, булочный, крендельный, свечной да солодовенный заводы. Окрестности были покрыты дремучими лесами, луга давали горы ароматного сена и просторный выпас стадам молочного скота (не отсюда ли название города?) Жили здесь землепашцы, купцы средней руки, ремесленники. Тихо, неспешно жили, истово молились Богу. Золотились купола храмов, звонили колокола, в открытые врата монастырей рекой текли паломники… Разливались-пламенели в полнеба волжские закаты, плескалась волна в лодочные борта — рыбы здесь было видимо-невидимо. И земля эта была изобильна, мирна и благочестива.
По свидетельствам местных историков, советская власть установилась здесь без особого кровопролития. Продолжалась она 18 лет. Поначалу район славился, как прежде, лугами и пастбищами. Жить бы и дальше!
Но 14 сентября 1935 года СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление о сооружении одновременно двух ГЭС — Рыбинской и Угличской. И в этом же году, в сентябре, в небольшой деревеньке Переборах под Рыбинском развернулось строительство. Никого не заботила судьба населенных центров, десятков тысяч людей. Это были времена «великого перелома».
Вот и переломили. Весной 1937 началось переселение мологжан, длившееся четыре года. Стройка века принесла людям неисчислимые страдания. Город Молога стал «русской Атлантидой».
Вот скупая статистика беды. При строительстве Рыбинского и Угличского гидроузлов и заполнении водохранилища разрушены и затоплены около 800 сел и деревень, 6 монастырей и более 50 храмов. Затоплено три четверти территории одного из древних русских городов — Весьегонска. Перенесено старинное село Брейтово, стоявшее при впадении легендарной реки Сить в Мологу. Затоплены древние, из летописей известные села и храмы, ушли под воду самая благоустроенная в Ярославской епархии Югская Дорофеева пустынь, обширный комплекс Мологского Афанасьевского монастыря, основанного в XIV веке. Затоплен Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, находившийся между Череповцом и Рыбинском близ реки Шексны, с величественным пятиглавым собором.
Но, как бы ни были велики эти потери, главное — изломанные судьбы людей, изгнанных с веками обжитой территории. Из Молого-Шекснинского междуречья были принудительно выселены 130 тысяч жителей и 20 тысяч — из долины Верхней Волги. Они оставляли обжитые дома и созданные многолетним тяжким трудом хозяйства, могилы родных и близких. На дно Рыбинского водохранилища ушло почти 27 тысяч хозяйств, более 4 тысяч попали в зону подтопления. О мытарствах переселенцев писалось немало, но следует отметить, что Волгострой им помогал лишь в буксировке плотов — разобранных домов (горожанам кое-что строили в Новолосевском поселке заключенные) — и незначительной компенсацией.
В музее истории города Рыбинска, в архивах был найден рапорт начальника Мологского отделения Волголага лейтенанта госбезопасности Склярова. Это первый документ, подтверждающий наличие людей на территориях, которые через короткое время стали дном крупнейшего в мире водохранилища. В рапорте лейтенанта НКВД сообщается, что 294 жителя пожелали добровольно «уйти из жизни со своим скарбом при наполнении водохранилища». Согласно рапорту, «среди них были те, кто накрепко прикрепляли себя замками к предметам. К некоторым из них были применены меры силового воздействия, согласно инструкции НКВД СССР». Читаешь такое — и кровь стынет в жилах. Головы им проламывали, что ли? Все ведь могло статься.
14 апреля объявлено днем памяти города Молога.
В этот черный день на плодоносные пажити, мирные улицы, монастырские подворья ринулись ревущие волны и накрыли все.
Современного уровня водохранилище достигло только в 1947 году. Но уже весной 41-го косяки ценных рыб, стремящихся пройти к нерестилищам в реках Мологе и Шексне, вдруг встретили преграду и встали перед ней метровым слоем на несколько километров. Над разверзшейся бездной метались птицы в поисках прежних гнездовий, искали спасения многочисленные животные, взбирались на деревья, на крыши домов — и тысячами гибли, как во время великого потопа. Веками возделываемые поля, долины с медовым разнотравьем, грибные и ягодные леса и дубравы, клюквенные и суходольные болота, озера и реки — все поглотило рукотворное море.
Долгие годы снились уцелевшим родные дворы и пажити. Бессонные ночи проводили в молитвах и тяжких раздумьях верующие, вспоминая оставленные, затопленные храмы и обители.
Теперь самое время рассказать о Леушинском монастыре. Широкой российской публике он известен до обидного мало. Не все знают, что именно здесь была явлена миру икона Пресвятой Богородицы, которую позднее назовут «Спасительницей России». В обители, скрывшейся под толщей вод, просияло бесценное сокровище веры.
У Леушинского монастыря есть своя «тайна». Официально он имел название — Иоанно-Предтеченский — в честь Рождества Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна, однако такого храма в монастыре не было. Главным же монастырским храмом в Леушино был величественный собор Похвалы Божией Матери. Именно он, воздвигнутый трудами игумении Таисии, и воплощал «великую Леушинскую тайну».
В 1875 году в сельце Леушино Череповецкого уезда Новгородской губернии была учреждена женская община. Поначалу ее возглавила монахиня Софийского Рыбинского монастыря Сергия. В первые годы своего существования община претерпела множество скорбей. Первую начальницу вскоре сменила другая — монахиня Леонтия из Горицкого Воскресенского монастыря. За ней пришла третья… Видя нестроения, митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор хотел вовсе закрыть общину. Благословляя в 1881 году монахиню Знаменского Званского монастыря Таисию в Леушино, митрополит Исидор сказал ей: «Эта община требует умного распоряжения, деятельного надзора; я тебя четвертую назначаю, а если и ты не сделаешь ничего полезного, то я ее закрою».
Монахиня Таисия в Леушино — как и ее предшественница — столкнулась с происками и хитростями противников, ужасалась, скорбела, наконец, выбилась из сил и решила оставить общину. Так в самом начале могла бы и закончиться история Леушинской обители. В этот решающий момент матушке Таисии явилась Сама Божия Матерь. Это явление, определившее будущую историю обители, игумения подробно описала в своих «Келейных записках».
Во сне она увидела пожар, знаменовавший полыхавшие в обители страсти и скорби. Келейный корпус, в котором находилась матушка с сестрами, грозил вспыхнуть. В этот момент матушка Таисия увидела в окне икону Божией Матери «Скоропослушницы», причем Богородица была изображена вместе со Святым Иоанном Предтечей. Царица Небесная обратилась к Таисии: «Чего вы все смущаетесь, и ты чего боишься? Мы с ним всегда храним Свою обитель! Не бойся, больше веруй!»
Явление Небесной Заступницы открыли матушке Таисии тайну Покрова Божией Матери над Леушино и укрепили ее в несении креста. Она дала обет не оставлять обитель даже до смерти. Отныне матушка смотрела на себя как на послушницу Божией Матери.
Помощью Небесной новая обитель устраивалась на диво скоро. Уже в 1885 году община была обращена в монастырь. В том же году 1 октября — на Покров Божией Матери — его начальница, монахиня Таисия была возведена в сан игумении.
Леушинская игумения возжелала посвятить строящийся собор празднику Похвалы Божией Матери. Проект пятикупольного храма составил известный петербургский архитектор академик М.А. Щурупов (1815−1901). До этого по его чертежам возводились храмы на Афоне, в Санкт-Петербурге, Киеве, Рыбинске, Токио. Прообразом леушинского игумения избрала Успенский собор Киево-Печерской Лавры.
Перед началом строительства игумения Таисия совершила паломничество в Киев. В Великой Лавре она заказала список чудотворной иконы Успения Божией Матери, принесенной сюда по указанию Самой Пречистой из Царьграда. Вернувшись в Леушино, игумения Таисия сподобилась второго видения Пречистой. В ночь на 27 ноября 1886 года — праздник иконы Божией Матери «Знамение» — она увидела сон: сестры монастыря вышли крестным ходом «встречать идущую к нам Царицу». У игумении в руках было две свечи: малая, догоравшая, и большая, которую нужно было подать Царице.
Та показалась как восходящее солнце. Когда Она вошла в святые врата, в небе — Невидимые Силы, а на земле — сестры запели «Достойно есть». Зазвонили колокола. Таисия зажгла приготовленную большую свечу и, поклонившись Царице, подала Ей. Но к удивлению Таисии, Небесная Посетительница протянула руку не к новой свече, а к малому огарку в руке игумении, сказав: «Мне угодна свеча, горевшая в твоих трудах для Меня, а эту свечу возьми себе и снова трудись с ней, пока Я опять приду на это место».
Это второе Леушинское явление Пречистой Богородицы также стало откровением о том, что Божия Матерь благословляет Леушино как Свой Дом. Явление Богородицы со свечой как бы символизировало слова из Акафиста: «Светоприменую свечу узревше волсви…» 14 июня 1887 года была совершена закладка храма. Строительство продолжалось пять лет и потребовало усердных и непрерывных трудов. Освящение Похвальского собора было совершено накануне праздника Рождества Богородицы 7(21) сентября 1891 при стечении множества богомольцев.
Часть 2
Подобно граду Китежу, всплывала из глуби забвения незабываемая Леушинская святыня. Конечно, затопленный монастырь не вернуть, хотя и есть уже проекты осушения рукотворного Рыбинского моря. Но еще в те времена, когда обитель была цела, в Петербурге, по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского, было устроено Леушинское подворье.
Оно строилось по проекту архитектора Н. Н. Никонова в 1893 — 1895 годах. Первым настоятелем храма был протоиерей Иоанн Орнатский — племянник «всероссийского батюшки». В написанном сестрами обители иконостасе находилась икона Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Для Иоанна Кронштадтского, часто служившего здесь, на втором этаже были устроены гостевые покои.
После закрытия обители духовная жизнь переместилась сюда. Женский монастырь реально существовал в центре города под видом прихода почти 10 лет. В 1931 году храм был закрыт, в 1932 году были арестованы последние леушинские монахини. Здание подверглось внутренним перепланировкам, в помещениях церкви разместились производственные мастерские психоневрологического диспансера.
Возрождение подворья — плод трудов и забот приснопамятного Высокопреосвященного Иоанна (Снычева), митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. В 1995 году Владыка обратился к властям с просьбой о возвращении архитектурного комплекса Леушинского подворья. В 1999 году была зарегистрирована община храма. В июле 2000 года Иоанно-Богословский храм был возвращен церкви, но нижние этажи здания до сих пор занимает психоневрологическая больница. Вначале богослужения проводились на 4-м этаже, возникшем в ходе перестроек 1930-х годов, а с 9 октября 2000 года они совершаются в историческом храме Иоанна Богослова, где столько раз служил сам преподобный Иоанн Кронштадтский. В этот храм вернулись великие Леушинские святыни, бережно сохраненные в годы гонений: выносной Крест с мощами святого Иоанна Предтечи, моленный образ игуменьи Таисии; икона Святой Троицы, написанная на древе Мамврийского Дуба; Свято-Крестовская икона Божией Матери и «Спас Плачущий».
Все эти годы верующие не забывали игумению Таисию и обитель с ее печальной историей. Духовная дочь старца Кронштадтского была удивительно одаренным человеком, в ней явилось все богатство русской натуры, вверившей себя Богу. Духоносная возглавительница большой обители, умелая и рачительная хозяйка, была еще и одаренной писательницей. Она оставила статьи, стихотворения, заметки, дневники. К счастью, наступило время, когда ее творчество стало доступным, и с ним смогли ознакомиться тысячи людей. Явилось множество почитателей ее памяти и таланта. Известно, что общение, община, общность — однокоренные слова. И как от одной свечи зажигается другая, так возникла идея стояния на берегу рукотворного моря в память того, что мы потеряли.
Однажды на берег Рыбинского водохранилища приехали священник и четверо прихожан. Это были настоятель Леушинского подворья священник Геннадий Беловолов с паствой. Они встали на берегу и приступили к молитве. Во время молитвы произошло необычное явление. Из воды всплыло мореное дерево из затопленных Леушинских лесов. Это дерево послужило материалом для изготовления Поклонного креста. К нему сразу стали собираться верующие в память страшной Голгофы-на-водах. Так начались молитвенные стояния о разрушенном монастыре, о всех поруганных святынях Великой Руси.
А 29 ноября 2003 года состоялось освящение первой в России часовни во имя Леушинской иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы», именуемой «Спасительница России». Освящение совершил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл.
Новоосвященная часовня расположена на берегу Рыбинского водохранилища в селении Брейтово Ярославской области, которое явило образ трагедии русского междуречья. Попав в зону затопления, старинное село Брейтово было искусственно перенесено на новое место, а исторические здания и храмы оказались на дне. Поэтому именно здесь трудами протоиерея Анатолия Денисова была устроена часовня, посвященная памяти сотен затопленных монастырей и храмов, в том числе знаменитого Леушинского монастыря. Расположенная на высокой насыпи у самой кромки воды в т.н. «зоне временного затопления», она периодически оказывается посреди водной глади, так что ее уже называют «Богородица-на-водах». Внешне она напоминает покаянную свечу, поставленную на берегу. Своими очертаниями и пропорциями она похожа на знаменитый храм Покрова на Нерли. В тумане, стелющемся над водами в предутренние часы, она встает как светлое видение из Царства Небесного.
Память о затопленной Руси выразилась в уникальном двойном посвящении часовни. Она освящена одновременно в честь самого любимого на Руси святого — Николы-Угодника, и во имя иконы Божией Матери, утешительное наименование которой особым образом выражает Ее покров над Русью.
Ко дню освящения Богородице-Никольской часовни храм Иоанна Богослова Леушинского подворья в Санкт-Петербурге принес в дар список Леушинского образа Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы», выполненный известным иконописцем Михаилом Осипенко, создателем Порт-Артурской иконы Божией Матери, который тоже прибыл на торжества. Храмовая икона на золотом фоне была выкуплена богомольцами Санкт-Петербурга и Москвы, причем сбор пожертвований осуществлялся по аналогии со сбором на Порт-Артурский образ в начале ХХ в. Как тогда принимали не более 5 копеек, чтобы средства были действительно всенародными, так и ныне собирали не более, чем по 50 рублей («5 копеек» в пересчете на нынешние деньги). Имена жертвователей заносились в особый синодик, принесеный вместе с иконой в часовню для постоянного молитвенного поминовения.
Икона пришла сюда необычным путем. Ее сопровождал покаянный Крестный ход. Он был начат в храме Леушинского подворья в Санкт-Петербурге и проследовал через Царское село, где в Феодоровском Государевом соборе, в котором молились Царственные мученики, пред Леушинской иконой был совершен молебен. Затем икона была доставлена в Москву, где ее встречали тысячи москвичей в храме святителя Николая Чудотворца в Пыжах, настоятелем которого является протоиерей Александр Шаргунов. Из храма крестный ход проследовал в храм святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее, где хранится главная святыня Земли Русской — Владимирская икона Божией Матери. После этого икона побывала в храме святителя Николая Чудотворца на Берсеневке, расположенном на берегу Москвы-реки напротив храма Христа Спасителя. Центральным событием пребывания иконы «Спасительницы России» в Москве стал крестный ход по Красной площади. Именно отсюда, из сердца России, образ отправился на Рыбинское водохранилище в свою часовню.
Освящение часовни во имя Леушинской иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» стало, по сути, местным прославлением этого образа, и теперь икона ожидает своего всероссийского прославления.
Последнее, Шестое Леушинское стояние, прошло 6 июля 2004 г. в небольшом селении Мякса Череповецкого района Вологодской области. На берегу Рыбинского водохранилища у поклонного креста собралось более 700 человек, чтобы отметить Престольный праздник затопленного Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. Что это, если не торжество православия, не духовная победа поруганной, стертой с лица земли, но не уничтоженной, живой святыни?
И теперь каждый год все участники Леушинских стояний становятся свидетелями чуда. Здесь, на этом берегу плача, сила веры побеждает реальность свершившегося факта. Уничтоженные храмы являют свою благодать всем молящимся.
Сила и величие этой благодати таковы, что, приехав раз, люди стремятся сюда каждый год. Поэтому Шестое Леушинское стояние приобрело уже поистине всероссийский масштаб. Состоялся памятный вечер, на котором выступали представители местной администрации, журналисты, педагоги. Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья, напомнил о духовном значении Леушинского монастыря, его роли в истории и о значении созданной в нем иконы Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».
По окончании вечера все проследовали к строящемуся храму в селении Мякса. Деревянную церковь на каменной подклети предполагается освятить в честь иконы Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» и игумении Таисии, после ее прославления. Здесь был совершен водосвятный молебен. После молебна крестный ход со множеством икон Божией Матери отправился к берегу.
У старого келейного корпуса Леушинского монастыря, вывезенного перед затоплением и чудом сохранившегося, была отслужена лития по игумении Таисии и всех сестер затопленной обители. Их чистые души, казалось, присутствовали здесь, молились под бледным северным небом.
У Поклонного креста горели свечи. Их свет сливался с закатными лучами опускавшегося за полуостров красно-золотого солнца. Еще одной традицией стало приносить на «берег плача» к Леушинскому кресту не обычные свечи, а обоженные. Уникальная традиция основана на видении игумении Таисии Божией Матери, в котором Леушинская игумения преподнесла Небесной Царице новую свечу, но Пречистая взяла у нее другую — обгоревшую. А по окончании всенощной, начался чин неусыпающего Акафиста. Записки о здравии по традиции были вручены двум монахиням, которые сели в приготовленную лодку и отплыли в сторону затопленного монастыря. Необыкновенно трогательно было видеть удаляющийся по темной воде образ Божией Матери, который они держали в руках, освященный колеблющимся пламенем свечи. Записки пустили на воду, и они поплыли на вечное поминовение в Леушинский монастырь…
Праздник завершился Божественной Литургией в Воскресенском соборе г. Череповца, один из приделов которого посвящен Рождеству Иоанна Предтечи, т. е. также отмечал свой престольный праздник. При этом соборе в 1940−50-е гг. подвизались несколько Леушинских монахинь: пели на клиросе, пекли просфоры. Их незримое присутствие чувствовалось на службе. И казалось многим, что стены величественной Леушинской обители поднялись из воды и незримо окружили молящихся. Будто не было страшных лет смуты и безбожия, не разрушались храмы и монастыри. Чувство духовной победы, возрождения русского града-Китежа охватило всех. Из года в год оно будет собирать людей на глухой пустынный берег Рыбинского водохранилища к Леушинской «Голгофе-на-водах».
Такова эта чудесная история. Из глубины, тьмы и поругания святой образ возник в сердце Родины и собрал вкруг себя тысячи людей. Воистину — «Спасительница России». Будем помнить об этом, вглядываясь в лик Богородицы, такой простой, знакомый и любимый, как будто Она родилась в России, жила среди нас, и мы — Ее дети. Так, в общем-то, и есть. Все мы чада Ее, одни — удачные, другие — не очень. Мать Небесная любит всех и помнит каждого…