Победа.Ru | Марина Васильева | 05.04.2005 |
13 апреля 1941 года под Рыбинском, был перекрыт последний проём плотины, и паводковые воды Волги, Шескны и Мологи стали выходить из берегов, затопляя Молого-Шекснинское междуречье. Вместе с Мологой уходило под воду около сотни сел и деревень, сотни тысяч гектаров плодороднейшей пашни, знаменитые заливные луга, выпасы, зеленые дубравы, леса, памятники старины, культуры, уклада жизни наших далеких предков.
Молога впервые упоминается в летописи в XII веке. К началу XX века в городе было около семи тысяч жителей, 34 каменных дома и 659 деревянных. Из промышленных предприятий в Мологе находились винокуренный пряничный, булочный, крендельный, свечной да солодовенный заводы. Окрестности были покрыты дремучими лесами, луга давали горы ароматного сена и просторный выпас стадам молочного скота (не отсюда ли название города?) Жили здесь землепашцы, купцы средней руки, ремесленники. Тихо, неспешно жили, истово молились Богу. Золотились купола храмов, звонили колокола, в открытые врата монастырей рекой текли паломники… Разливались-пламенели в полнеба волжские закаты, плескалась волна в лодочные борта — рыбы здесь было видимо-невидимо. И земля эта была изобильна, мирна и благочестива.
По свидетельствам местных историков, советская власть установилась здесь без особого кровопролития. Продолжалась она 18 лет. Поначалу район славился, как прежде, лугами и пастбищами. Жить бы и дальше!
Но 14 сентября 1935 года СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление о сооружении одновременно двух ГЭС — Рыбинской и Угличской. И в этом же году, в сентябре, в небольшой деревеньке Переборах под Рыбинском развернулось строительство. Никого не заботила судьба населенных центров, десятков тысяч людей. Это были времена «великого перелома».
Вот и переломили. Весной 1937 началось переселение мологжан, длившееся четыре года. Стройка века принесла людям неисчислимые страдания. Город Молога стал «русской Атлантидой».
Вот скупая статистика беды. При строительстве Рыбинского и Угличского гидроузлов и заполнении водохранилища разрушены и затоплены около 800 сел и деревень, 6 монастырей и более 50 храмов. Затоплено три четверти территории одного из древних русских городов — Весьегонска. Перенесено старинное село Брейтово, стоявшее при впадении легендарной реки Сить в Мологу. Затоплены древние, из летописей известные села и храмы, ушли под воду самая благоустроенная в Ярославской епархии Югская Дорофеева пустынь, обширный комплекс Мологского Афанасьевского монастыря, основанного в XIV веке. Затоплен Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, находившийся между Череповцом и Рыбинском близ реки Шексны, с величественным пятиглавым собором.
Но, как бы ни были велики эти потери, главное — изломанные судьбы людей, изгнанных с веками обжитой территории. Из Молого-Шекснинского междуречья были принудительно выселены 130 тысяч жителей и 20 тысяч — из долины Верхней Волги. Они оставляли обжитые дома и созданные многолетним тяжким трудом хозяйства, могилы родных и близких. На дно Рыбинского водохранилища ушло почти 27 тысяч хозяйств, более 4 тысяч попали в зону подтопления. О мытарствах переселенцев писалось немало, но следует отметить, что Волгострой им помогал лишь в буксировке плотов — разобранных домов (горожанам кое-что строили в Новолосевском поселке заключенные) — и незначительной компенсацией.
В музее истории города Рыбинска, в архивах был найден рапорт начальника Мологского отделения Волголага лейтенанта госбезопасности Склярова. Это первый документ, подтверждающий наличие людей на территориях, которые через короткое время стали дном крупнейшего в мире водохранилища. В рапорте лейтенанта НКВД сообщается, что 294 жителя пожелали добровольно «уйти из жизни со своим скарбом при наполнении водохранилища». Согласно рапорту, «среди них были те, кто накрепко прикрепляли себя замками к предметам. К некоторым из них были применены меры силового воздействия, согласно инструкции НКВД СССР». Читаешь такое — и кровь стынет в жилах. Головы им проламывали, что ли? Все ведь могло статься.
14 апреля объявлено днем памяти города Молога.
В этот черный день на плодоносные пажити, мирные улицы, монастырские подворья ринулись ревущие волны и накрыли все.
Современного уровня водохранилище достигло только в 1947 году. Но уже весной 41-го косяки ценных рыб, стремящихся пройти к нерестилищам в реках Мологе и Шексне, вдруг встретили преграду и встали перед ней метровым слоем на несколько километров. Над разверзшейся бездной метались птицы в поисках прежних гнездовий, искали спасения многочисленные животные, взбирались на деревья, на крыши домов — и тысячами гибли, как во время великого потопа. Веками возделываемые поля, долины с медовым разнотравьем, грибные и ягодные леса и дубравы, клюквенные и суходольные болота, озера и реки — все поглотило рукотворное море.
Долгие годы снились уцелевшим родные дворы и пажити. Бессонные ночи проводили в молитвах и тяжких раздумьях верующие, вспоминая оставленные, затопленные храмы и обители.
Теперь самое время рассказать о Леушинском монастыре. Широкой российской публике он известен до обидного мало. Не все знают, что именно здесь была явлена миру икона Пресвятой Богородицы, которую позднее назовут «Спасительницей России». В обители, скрывшейся под толщей вод, просияло бесценное сокровище веры.
У Леушинского монастыря есть своя «тайна». Официально он имел название — Иоанно-Предтеченский — в честь Рождества Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна, однако такого храма в монастыре не было. Главным же монастырским храмом в Леушино был величественный собор Похвалы Божией Матери. Именно он, воздвигнутый трудами игумении Таисии, и воплощал «великую Леушинскую тайну».
В 1875 году в сельце Леушино Череповецкого уезда Новгородской губернии была учреждена женская община. Поначалу ее возглавила монахиня Софийского Рыбинского монастыря Сергия. В первые годы своего существования община претерпела множество скорбей. Первую начальницу вскоре сменила другая — монахиня Леонтия из Горицкого Воскресенского монастыря. За ней пришла третья… Видя нестроения, митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор хотел вовсе закрыть общину. Благословляя в 1881 году монахиню Знаменского Званского монастыря Таисию в Леушино, митрополит Исидор сказал ей: «Эта община требует умного распоряжения, деятельного надзора; я тебя четвертую назначаю, а если и ты не сделаешь ничего полезного, то я ее закрою».
Монахиня Таисия в Леушино — как и ее предшественница — столкнулась с происками и хитростями противников, ужасалась, скорбела, наконец, выбилась из сил и решила оставить общину. Так в самом начале могла бы и закончиться история Леушинской обители. В этот решающий момент матушке Таисии явилась Сама Божия Матерь. Это явление, определившее будущую историю обители, игумения подробно описала в своих «Келейных записках».
Во сне она увидела пожар, знаменовавший полыхавшие в обители страсти и скорби. Келейный корпус, в котором находилась матушка с сестрами, грозил вспыхнуть. В этот момент матушка Таисия увидела в окне икону Божией Матери «Скоропослушницы», причем Богородица была изображена вместе со Святым Иоанном Предтечей. Царица Небесная обратилась к Таисии: «Чего вы все смущаетесь, и ты чего боишься? Мы с ним всегда храним Свою обитель! Не бойся, больше веруй!»
Явление Небесной Заступницы открыли матушке Таисии тайну Покрова Божией Матери над Леушино и укрепили ее в несении креста. Она дала обет не оставлять обитель даже до смерти. Отныне матушка смотрела на себя как на послушницу Божией Матери.
Помощью Небесной новая обитель устраивалась на диво скоро. Уже в 1885 году община была обращена в монастырь. В том же году 1 октября — на Покров Божией Матери — его начальница, монахиня Таисия была возведена в сан игумении.
Леушинская игумения возжелала посвятить строящийся собор празднику Похвалы Божией Матери. Проект пятикупольного храма составил известный петербургский архитектор академик М.А. Щурупов (1815−1901). До этого по его чертежам возводились храмы на Афоне, в Санкт-Петербурге, Киеве, Рыбинске, Токио. Прообразом леушинского игумения избрала Успенский собор Киево-Печерской Лавры.
Перед началом строительства игумения Таисия совершила паломничество в Киев. В Великой Лавре она заказала список чудотворной иконы Успения Божией Матери, принесенной сюда по указанию Самой Пречистой из Царьграда. Вернувшись в Леушино, игумения Таисия сподобилась второго видения Пречистой. В ночь на 27 ноября 1886 года — праздник иконы Божией Матери «Знамение» — она увидела сон: сестры монастыря вышли крестным ходом «встречать идущую к нам Царицу». У игумении в руках было две свечи: малая, догоравшая, и большая, которую нужно было подать Царице.
Та показалась как восходящее солнце. Когда Она вошла в святые врата, в небе — Невидимые Силы, а на земле — сестры запели «Достойно есть». Зазвонили колокола. Таисия зажгла приготовленную большую свечу и, поклонившись Царице, подала Ей. Но к удивлению Таисии, Небесная Посетительница протянула руку не к новой свече, а к малому огарку в руке игумении, сказав: «Мне угодна свеча, горевшая в твоих трудах для Меня, а эту свечу возьми себе и снова трудись с ней, пока Я опять приду на это место».
Это второе Леушинское явление Пречистой Богородицы также стало откровением о том, что Божия Матерь благословляет Леушино как Свой Дом. Явление Богородицы со свечой как бы символизировало слова из Акафиста: «Светоприменую свечу узревше волсви…» 14 июня 1887 года была совершена закладка храма. Строительство продолжалось пять лет и потребовало усердных и непрерывных трудов. Освящение Похвальского собора было совершено накануне праздника Рождества Богородицы 7(21) сентября 1891 при стечении множества богомольцев.
Продолжение следует…