Русская линия
Десятина В. Гурковский24.03.2005 

В старинном городе действует ростовский Сергия Радонежского Кадетский корпус им. генерала армии В. Ф. Маргелова

О Ростове Великом говорить сложно. Немало ему посвящено страниц, написанных авторами различных поколений. Охватить его многовековую историю, поведать подробно о памятниках, храмах, людях в короткой статье очень трудно.

В Ростов Великий, если повезёт, лучше всего приезжать в солнечный день. Совсем неважно, какое время года стоит на дворе. Город очаровывает вас золотыми куполами храмов, ярко сверкающими на солнце, монументальностью своих построек, радушием людей. «Днесь светло красуется преславный град Ростов» — написано на камне при въезде в город, впервые упомянутый в «Повести временных лет» под 862 г. Озеро Неро, на берегу которого раскинулся город, в древние времена связывалось судоходной рекой Которослью с Волгой. По Волге и Шексне путь из Ростова вёл в новгородские земли.
В 988 г. город был отдан на княжение Ярославу, прозванному Мудрым, а потом перешёл к его сыну Всеволоду; во время правления Юрия Долгорукого получил титул «Великий».
При Иване Грозном началось каменное строительство, которое продолжилось при Борисе Годунове. В XVI в. город и крепость Ростов считались в числе самых знаменитых и древних княжеств после Новгорода Великого. С именем ростовского митрополита Ионы Сысоевича, ставшего митрополитом в 1652 г., связано возведение шедевра древнерусского зодчества — ростовского архиерейского дома, с начала XIX в. чаще всего называемого кремлём.

Грандиозный кремль, создававшийся в течение 20 лет, является своего рода городом-памятником в жилом городе. Рядом с кремлём стоит Успенский собор, поражающий гармоничностью своих пропорций. Собор был расписан в 1659 и 1669−1671 гг. ярославскими и костромскими мастерами иконописи. Одно из красивейших сооружений ростовского кремля — звонница, гордость которой — самый большой колокол «Сысой».
Церкви Вознесения и Иоанна Богослова, Красная палата с её великолепным крыльцом, древнерусские богатства, хранящиеся в музеях, расположенных в различных помещениях кремля, производят неизгладимое впечатление на посетителей Ростова Великого. В них хранятся древние фрески и иконы, церковная утварь, картины выдающихся русских художников: В. Л. Боровиковского, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, В. Д. Поленова, М. В. Нестерова и др.
Визит в Ростов Великий был бы неполным без посещения Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря. Раскинувшийся на берегу озера Неро, монастырь и его храмы поражают своим изяществом и необыкновенной гармонией.
В таком древнем городе с его вековыми традициями и мудрыми людьми не мог не возникнуть кадетский корпус, взявший себе имя одного из самых почитаемых на Руси святых — преподобного Сергия Радонежского, родившегося на ростовской земле. Создание корпуса инициировал благотворительный фонд «Возрождение Ростова Великого».
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Ростовский кадетский корпус» было официально открыто 23 февраля 1997 г. С благословения архиепископа Ростовского и Ярославского Михея корпусу присвоено имя Сергия Радонежского. По согласованию с тогдашним командующим ВДВ генерал-полковником Г. И. Шпаком он стал носить имя Героя Советского Союза генерала Армии В. Ф. Маргелова.
Воплотить всё задуманное в жизнь удалось коренному жителю Ростова Великого, впитавшему с молоком матери любовь к родной земле, человеку, страстно увлечённому идеей воспитания подрастающего поколения в духе любви к Родине, боевому лётчику подполковнику запаса Н. В. Руфанову.
За восемь лет, прошедших со дня основания корпуса, многое пришлось пережить его директору, сменить несколько мест расположения учебного заведения, но он упорно отстаивает идею воспитания ребят в условиях заведения, называющегося кадетским корпусом. И все восемь лет люди не устают спрашивать Николая Васильевича: «3ачем вам всё это надо?»
«Начнем с того, — говорит Николай Васильевич, — что я родился и вырос в Ростове. Здесь мои корни. Спрашиваю детей на уроках, знают ли они своих бабушку и дедушку. Далеко не все могут ответить на этот простой вопрос. Не знают дети своих корней. А народ, который не знает своего прошлого, не имеет будущего.
Мне совсем не безразлично, что будет с теми местами, где жили мои предки, где вырос я, как, в каких условиях будут жить мои дети, внуки, какими они станут, как сложится дальнейшая судьба воспитанников кадетского корпуса.
Свыше 20 лет меня не было в родном городе. За это время он и его люди изменились в худшую сторону. Многое меня поразило. Из русского по духу город превратился в какой-то центр мигрантов, хлынувших в Ростов после распада Союза. Когда я вернулся, понял, что надо что-то делать для исправления ситуации. Возникла идея создать кадетский корпус».
В условиях, когда, по словам Н. В. Руфанова, со школы сняли функцию воспитания, недостаточно было критиковать сложившуюся ситуацию. Надо было действовать. Решив стать директором кадетского корпуса, Николай Васильевич отправился набираться опыта в Первый московский кадетский корпус, где провёл полгода. Вернувшись в Ростов, он создаёт новое для него учебное заведение, основная цель которого — воспитание патриотов. Не обязательно, чтобы выпускник корпуса после его окончания поступил в военное учебное заведение. Помогать Родине, защищать её можно на любом месте, главное — стать гражданином своей страны, служить честно и добросовестно там, где будешь находиться. Именно так определяет Н. В. Руфанов цель и задачу корпуса.

Учебное заведение с первых шагов завоевало авторитет в городе и его окрестностях. Составленная Н. В. Руфановым карта микросоциума кадетской школы показала, что из 56 подростков первого набора в возрасте 10−14 лет в корпус поступило 23 мальчика из Ростова и 33 — из 15 окрестных сёл и деревень, отстоящих от города от 1 до 25 км. Ростовский кадетский корпус стал первым в России в районном городе. Желающих поступить в него уже при открытии было вдвое больше, чем он мог принять. Дополнительное образование задумывалось сразу по десяти дисциплинам: история России и Российской Армии, история религий, основы военных знаний и безопасности жизнедеятельности, изобразительное искусство, этикет, физическая подготовка, хореография, музыка.
Преподаватели, желающие работать здесь, проходят строгий отбор. Каждый претендент пишет авторскую программу, и если она заслуживает положительной оценки, автор становится преподавателем.
Уже первые месяцы пребывания детей в стенах корпуса изменили их. Наличие элементов воинской дисциплины, единая форма повлияли на ребят; внутренне они стали сдержаннее, подтянулись внешне.
Ежегодно 1 сентября перед построением корпуса на торжественную линейку воспитанников, проучившихся в нём хотя бы один год, окружают взволнованные родители новичков и задают бесконечные вопросы: «Вам нравится здесь учиться; вас не угнетает военная дисциплина; чем отличается учёба в корпусе от обычной школы?» И на все, даже самые неудобные вопросы кадеты отвечают спокойно, демонстрируя выдержку, гордость за принадлежность к своему братству.
«Конечно, работа здесь отличается от занятий в общеобразовательной школе, — рассказывает заместитель директора по учебной части Е. А. Архиреева. — Во-первых, приходится работать с одними мальчиками, и каждый урок должен быть максимально насыщенным, хорошо подготовленным. В то же время интерес ребят и дисциплина поддерживаются на высоком уровне формой, атрибутикой, игрой во взрослую жизнь».
Преподаватель краеведения Н. Н. Визжилин так вспоминает о первых днях пребывания в корпусе: «Уроки там своеобразны — дисциплина, занятия организованы по воинскому уставу. Поскольку я не военный человек, на первых порах Николай Васильевич присутствовал на моих уроках, потом давал наставления, как надо выслушивать рапорт заместителя командира взвода, как здороваться с кадетами, как выслушивать их приветствие перед началом урока.
„Взвод, смирно!“ — командовал безусый мальчишка, когда я входил в класс. „Господин преподаватель! — рапортовал он мне. — Второй взвод Ростовского преподобного Сергия Радонежского кадетского корпуса имени генерала Армии Маргелова к уроку краеведения готов“. „Здравствуйте, господа кадеты!“ — здоровался я. „Здравия желаем, господин преподаватель!“ — хором отвечали они. Затем нужно было, обращаясь к замкомвзвода, скомандовать: „Вольно!“ Тот повторял эту команду, ученики садились за парты, и начинался урок».
Традиционным для корпуса стал день открытых дверей, на который приглашаются дети и их родители. Директор корпуса знакомит гостей с программой обучения, жизнью кадет. Кадеты рассказывают о том, чему они научились в корпусе, почему им нравится там учиться, демонстрируют своё умение разбирать и собирать автомат Калашникова, другие военные приёмы, которыми они овладели.
Уже через два года, участвуя в областном смотре-конкурсе «Ярославский кадет-99», ростовские кадеты выглядели не хуже своих собратьев из Ярославля и Рыбинска, несмотря на разницу в возрасте. Летом 1999 г. на базе учебного центра 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии был проведён летний лагерный сбор, где кадеты в течение недели занимались боевой подготовкой в полевых условиях. В декабре 1999 г. корпус представлял Ярославскую область на 1-м Всероссийском съезде кадетских корпусов в г. Москве.
Значительную помощь при подготовке корпуса к открытию оказал игумен (на конец 2004 г. архимандрит) Сильвестр, настоятель храма Святого мученика Андрея Стратилата, что в селе Сулость Ростовского района. Он же стал духовником кадетского корпуса. Благодаря ему в корпусе создана обширная библиотека духовной, военной, исторической и патриотической литературы. В помещении сельского храма проходит вручение аттестатов выпускникам.
Во время торжественных построений по случаю нового учебного года по сложившейся традиции служится праздничный молебен. В подарок от архимандрита кадеты получают «Дневник православного школьника», где записаны все православные праздники с кратким рассказом о них.
13 января 2003 г. кадетский корпус посетил епископ Ярославский и Ростовский владыка Кирилл. Он с интересом ознакомился с постановкой учёбы, бытом и жизнью детей, поздравил всех с Новым годом, вручил детям новогодние подарки.
Воспитанники кадетского корпуса не остаются в долгу перед Ярославской епархией, оказывают посильную помощь в реставрации храмов, уборке их территорий, заготовке дров на зиму.
Ростовские кадеты стали непременными участниками всех торжественных мероприятий, проводимых в городе, особенно в День Победы.
Первые же годы существования корпуса как учебного заведения дополнительного образования показали и те сложности, которые создаёт такая система образования. Дети вынуждены курсировать по маршруту: дом — кадетский корпус — дом — школа — дом. Неоправданно много времени уходит на это. Различные требования школы и кадетского корпуса к правилам поведения мешают гармоничному развитию личности.
В сложившейся ситуации Н. В. Руфанов поставил вопрос о преобразовании Ростовского кадетского корпуса в учреждение общего образования, и в августе 2000 г. он был реорганизован в муниципальное общеобразовательное учреждение — Ростовский преподобного Сергия Радонежского кадетский корпус им. генерала Армии В. Ф. Маргелова.
Наряду с освоением общеобразовательной программы были выработаны основные направления военно-патриотического воспитания.
Внеклассные занятия включили в себя лекции по этике и этикету, краеведению, музыку, танцы.
Однако в планомерный ход учебного процесса корпуса стали вмешиваться проблемы, не имеющие никакого отношения к воспитанию детей: сначала корпус выселили из здания бывшего Дворца пионеров, затем — из здания педагогического колледжа. Директор корпуса не нашёл понимания в Ростовском управлении образования, где, видимо, не предполагали, что его воспитанники будут не потешным войском, а кадетами, нацеленными на серьёзное образование.
Весной 2002 г., когда комиссия трёх министерств проверяла военно-патриотическую работу, именно благодаря кадетскому корпусу Ярославский регион вышел на второе место в России. За хорошо поставленную работу по воспитанию подрастающего поколения Фонд содействия кадетским корпусам им. А. Йордана подарил ему шесть компьютеров.
Первый выпуск в кадетском корпусе состоялся в 2003 г. Из его стен вышли 16 воспитанников. О качестве обучения в корпусе свидетельствуют итоги вступительных экзаменов в высшие учебные заведения России. Четверо из кадет станут военными, окончив Санкт-Петербургский военно-инженерный институт, Голицинский военный институт ФПС России, Санкт-Петербургский военно-морской университет, Московский юридический университет МВД. Один получит юридическое образование в Институте международного права Министерства юстиции, трое — в ярославских вузах.
Новый учебный год кадетский корпус начал в здании школы N 4. Кадеты имеют возможность заниматься в хорошо оборудованных классах математики, ручного труда, спортзале, библиотеке. Одновременно корпус арендует часть компьютерного класса в ростовской гимназии, где с кадетами проводятся занятия по информатике. В конце 2004 г. в корпусе обучалось 146 кадет.
У Н. В. Руфанова есть мечта — создать настоящий кадетский корпус с интернатом вместе с Русской Православной Церковью. Есть понимание и поддержка со стороны владыки Кирилла. Даже есть здание — бывший Паломнический дом Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, который недавно передан Ярославской епархии. Настоятель монастыря тоже разделяет мнение Н. В. Руфанова.
В конце декабря 2004 г. на имя Б. А. Йордана, президента Фонда содействия кадетским корпусам им. Алексея Йордана поступило письмо за подписью управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента: «Настоящим сообщаю, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил создание в городе Ростове Великом первого в нашей стране православного кадетского корпуса».

В. А. ГУРКОВСКИЙ,
полковник в отставке,
кандидат исторических наук

http://www.desyatina.ru/sv-nomr/03−05/kadet.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика