Общественный Комитет «За нравственное возрождение Отечества» | Протоиерей Александр Шаргунов | 29.01.2005 |
Не может совесть православного человека, а тем более священнослужителя мириться с легализацией порнопродукции, проституции, сексуальным образованием школьников. Священнослужители не имеют права молчать в этой ситуации, ибо молчанием предается Бог. Каждый священник должен объяснять народу весь ужас этой гибельной акции, и призывать народ к противостоянию подобной деятельности по растлению детей, подростков, молодежи. Без нашего протеста все это очень быстро пробивает себе дорогу. А когда люди, болеющие за нравственную чистоту народа, организованно выступают, они могут очень многого добиться. И теперь необходимо в выступлениях и обращениях называть вещи своими именами, говоря о том, что убийство есть убийство, ложь есть ложь, разврат и растление малолетних есть именно разврат и растление. Если мы будем молчать, нас просто уничтожат.
Из выступления Святейшего Патриарха Алексия II на епархиальном собрании г. Москвы 16 декабря 1997 года
Я не собираюсь доказывать очевидное. Всем понятно, что строить без нравственных основ Россию — всё равно, что строить дом без фундамента. А если бы что-то подобное осуществилось, то «кому нужна такая Россия?» Какой смысл в независимости и процветании государства Содома?
Почему закрыли телепрограмму «Русский дом»? Потому что в чьих руках «ящик» — тому и принадлежит власть. Что могла значить для них одночасовая, раз в неделю, программа? Но даже маленький лучик им надо было погасить.
На любой войне враг, всё захватив, не захватил ничего, если остается нетронутым нравственное и духовное ядро покоренного народа. Поэтому главная его стратегическая задача — расщепить это ядро, перемолоть зернышко — даже если оно осталось одно — в муку, чтобы оно никогда не дало всходов. И главное оружие для осуществления этой задачи на современном этапе — телевидение. Не само изобретение, потому что оно могло бы послужить подлинному просвещению народа, а не быть «оружием массового поражения» душ человеческих. Феномен телевидения, так же как другие великие открытия, — например, в области ядерной физики, — ясно показывает, какую опасность для человечества могут представлять культура и знание при отсутствии нравственности. Они подводят его к физическому и духовному самоубийству. Чудо телевидения — этого оруэлловского телескрина — в том, что оно фокусирует народ в одну зараженную грехом толпу. После чего его можно гнать куда угодно, как скот, в том числе — на собственную бойню.
Нам иногда говорят, что телевидение тут ни при чем, оно отражает лишь то, что происходит в мире. Но если оно зеркало того, что в мире, то только в том смысле, в каком говорит Апостол: «Всё, что в мире, есть похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2, 15−16). И, если оно зеркало, — то самое кривое. Увеличительное стекло, непрестанная реклама греха. Трех главных грехов — не знающих границ сластолюбия, себялюбия и сребролюбия, на которых зиждется мир. Мир полон диавольских, привлекательных, страшных подмен истины. Недостаточно, чтобы люди занимались только земным и суетным. Пусть, живя в виртуальной реальности, они романтизируют все эти тусовки, бандитские разборки, самый гнусный разврат. С помощью телевидения диавол заставляет забыть об истинном назначении человека, о Боге и вечной жизни. Не зря в православном народе говорят, что это «икона диавола». И что это «церковь сатаны». Вполне вероятно, что антихрист заставит сразу всех живущих на земле поклониться себе с помощью именно такого средства. (Пример демонстрации миллионам зрителей богохульного фильма Скорцезе у всех на памяти.) С помощью этой «ласковой лжи», перефразируя выражение святителя Иоанна Шанхайского, диаволу удается отвлечь человека от поклонения единому истинному Богу и убедить поклониться диаволу и его современным идолам.
Я слышу протесты некоторых: но есть же на телевидении не только безвредные, но и нравственно поучительные передачи! Да, но они тонут в общем безобразии, им не дают никакого хода. Вот, например, еще один образ нашего телевидения. Сейчас по всей Москве развешены рекламы, приглашающие посетить «Музей современного искусства». Рассказывают, что там посетителей встречает громадная скульптура обнаженного человека, стоящего на четвереньках. В задний проход его вмонтирован телевизор, который может смотреть не только охранник, но и все желающие. Может быть, это и есть наиболее наглядный символ телевидения — прорыв канализации, затопляющей не только «Музей современного искусства», но одновременно все дома России.
Нет, в нашей картине современного телевидения нет ни малейшего преувеличения. То, что демонстрируется постоянно всем, постепенно приобретает как бы силу закона. Самое страшное, что происходит сегодня, это легализация всего неправедного, беззаконного, преступного и греховного. Хуже всего — легализация греха. И это есть главная характеристика нашего времени. Телевидение подвигает к принятию государственных законов, ставящих под защиту то, что противно вечному Закону Божию. Это совершается для того, чтобы несчастный человек перестал испытывать угрызения совести за содеянные грехи и потребность раскаяния в них. Чтобы «освободить» человека от Отеческого покрова Бога, от Его святых заповедей, чтобы человек уже не боялся Бога. Как говорил Гитлер: «Я освобожу вас от химеры, которая называется совестью».
Я пишу не для того это слово, чтобы еще раз сказать всем известное, еще раз обличить нечестие. Могут быть только две реакции на происходящее сегодня в России и на феномен телевидения — уныние (или равнодушие) и страдание. В унынии, по слову святых отцов, — тьма всех грехов, вместе взятых, духовная смерть. В страдании — свидетельство, что человек еще живой, что он уже обращается или может обратиться к Богу. Помимо аккумуляции всех разрушительных страстей, одна из основных целей нашего телевидения как раз заключается в том, чтобы воспитать в людях полное безразличие к страданиям ближних и нежелание жить с сознанием ответственности. В принципе, ни один нормальный человек, сохраняющий в себе хотя бы какие-то его признаки, не может оставаться безучастным к непрерывному облучению злом. Весь народ страдает, но трагедия в том, что страдание смешано с унынием, и уныние побеждает. И самое существенное. Когда миллионы людей участвуют в «церкви сатаны», Церковь Христова возводится на крест. Всякий в ней, кто не по имени только христианин, не может не испытывать при виде всего происходящего невыразимых страданий.
Христианин не может не страдать, видя безразличие людей к своим ближним, к убиваемому у них на глазах народу. Его не может не ранить уничтожение всякой святости и просто нормальности в человеческих отношениях. Христианин не может не страдать, зная об этих, насаждаемых через телевидение, великих, страшных, запредельных грехах, «о которых стыдно и говорить» (Еф. 5, 12). Грехах, которые бесчестят душу и лишают ее навеки высоты и чистоты общения с Богом, ввергая в адскую бездну вместе с нечистыми духами. Христианин не может не страдать, зная о развращающих, опустошающих душу зрелищах, превращающих людей в пассивных, не противящихся злу потребителей всего, что они видят и слышат. Как не страдать христианину там, где предается посмеянию тайна брака и тайна девства, где отвергается великий Божий дар отцовства и материнства, где становится условным понятие семьи и отделяется тайна физической близости от тайны рождения.
Всё делается, чтобы скорее наступило время, когда, как сказал один стихотворец, люди будут отличаться друг от друга только количеством денег. Сребролюбие — корень всех зол, второе идолопоклонство, по слову апостола Павла. Оно наносит оскорбление трем главным христианским добродетелям — вере, надежде и любви. Уже никого не удивляют диспуты о коммерциализации дружбы и любви («Во-первых, он должен быть состоятельным», — говорит пятнадцатилетняя девица в ток-шоу). Но это только «цветочки». Святые отцы говорят, что существует шесть исчадий греха сребролюбия: предательство, ложь, обман, клятвопреступление, насилие и убийство, полное нечувствие по отношению к нуждающимся людям. На наших глазах раскрылась и продолжает раскрываться правда этих слов.
В области мысли создается смешение и беспорядок — то, что должно привести, и уже приводит к абсолютизации релятивизма и субъективности во всех оценках, поскольку человек (и человек, для которого грех — норма) — мера всех вещей.
Христианин не может не страдать, видя систему образования, где нет Бога, и потому смысла и будущего. Уже не просто атеистические, а сатанинские программы («сексуального просвещения» и оккультизма). А «Основам православной культуры» не находится места ни в школе, ни, разумеется, на телевидении. Детей и молодежь учат быть праздными, себялюбивыми, развратными, равнодушными к бедам народа и к судьбе своего Отечества. Сегодня немало таких школ, которые преподобный Сергий закрыл бы. Впрочем, мы знаем, что у нас миллионы беспризорных детей и миллионы детей не ходят ни в какие школы. Единственным их воспитателем и учителем остается телевизор и криминальная улица. Невозможно не страдать, видя наших детей, растущих в этом обществе лжи и воспитывающихся на лжи, которую они каждый день доверчиво принимают в свои еще чистые души. Как спокойно относиться к тому, что эти дети, вскормленные духовно отравленной пищей, очень рано привыкают к самым страшным вещам на свете и становятся «достойными» детьми «новой цивилизации».
Христианин не может не страдать, видя, как совершается в бесконечных, бесстыдных телесериалах фальсификация нашей истории. Не может не страдать, видя несчастье своего Отечества, страны святого и славного рода угодников Божиих — святых благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского, преподобных и богоносных отцов наших Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Иоанна Кронштадтского, святых Царственных мучеников и всего сонма новых мучеников и исповедников Российских. А также великих гениев нашего искусства и литературы: Державина, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чайковского, Рахманинова, Андрея Рублева. Хотя на протяжении веков страна наша несла свет истинной православной культуры многим народам, теперь она сама теряет истинную православную культуру. Вместо этого, дошла до того, что с протянутой рукой обращается к Востоку и Западу, и, отказываясь от своих духовных богатств, поглощает с жадностью навязанные ее врагами грязные отбросы западного образа жизни. С известной разницей во времени, не извлекая ничего из недавно преподанных ей уроков, снова гордо импортирует всё, что привело Запад к атеизму и материализму. Всё, что изгоняет всякий свет одухотворенности и осмысленности с человеческого лица.
Христианин не может не страдать, видя предательство современной политики, вводящей в пагубу обманщиков и обманутых. Видя этих правителей, христианин не может не страдать, потому что не проявляют ни малейшего интереса к тому, что есть воля Всемогущего Бога. И при этом порой изображают некоторую набожность, стоя перед телекамерами на богослужении. Все действия их есть противление Богу — и вся их преступная политика направлена на разрушение нравственных и духовных основ жизни. Однако растлеваемый ими народ снова и снова избирает их во власть. Хорошо сказал древний пророк, по какой причине это происходит: «Это оттого, что народ Мой глуп, не знает Меня; неразумные они дети, нет у них смысла» (Иер. 4, 22). Но это же живые люди, это наш народ, который страдает, как никакой другой народ, и христианин, видя это, не может не страдать.
Бывает такое горе, когда утешить может только Бог. Видя безутешное горе народное, христианин страдает оттого, что люди не знают надежды, что у них нет поддержки в трудные времена и в критические моменты жизни, поскольку Бога, Утешителя, нет среди них. Мы знаем, что Всеведущий, Всесвятой наш Бог, любящий всех Отец, употребляет страдания как последнюю надежду для возвращения к Нему забывших о Нем людей. Может быть, это последнее средство даст всем понять, что угрожает им вследствие потери Бога. Его спасительная, непостижимая любовь является таким образом там, где, кажется, уже наступает духовная смерть. Он попускает быть несчастьям и бедам, болезням, страданиям и смерти, всему, что мы переживаем сегодня, чтобы «Его дом, дом Божий, наполнился» (Лк.14, 23). Чтобы люди узнали, что в покаянии — ключ от всех закрытых дверей и тупиков жизни. И вся наша надежда сегодня на то, что милостивый Господь призрит на этот вопль.
Пока есть хоть один человек, страдающий подобно праведному Лоту, который среди окружающего его нечестия ежедневно мучился в своей душе, Бог не оставит нас. Потому-то, снова и снова повторяем мы, главная задача наших врагов — добиться того, чтобы все воспринимали происходящее как нормальное явление. И принимали, не сомневаясь, предлагаемую телевидением духовную пищу.
Разумеется, мы должны были бы признать, что наш мир безнадежен, уродлив, отвратителен, невыносим и бессмыслен, если бы не было в нем этого противостояния злу христиан и святых. Есть, есть еще на земле и в нашем Отечестве люди Божии, в чьих душах пребывает жизноподательная благодать Святаго Духа. Ради них Господь продлевает еще человеческую историю. Дух Святой освящает этих людей и их жизнь, а также благотворно влияет на всё, что окружает их: природу, города, жизнь каждого из нас.
Что же делать нам сегодня? Добиваться, чтобы на телевидении был у нас свой православный канал, апеллируя к «православному президенту» или олигарху Абрамовичу? Единственное, что требуется от нас, — дух подлинной христианской жертвенности, без которого никогда не бывает ничего подлинно великого. Тогда Господь покажет каждому, что он должен конкретно делать в его обстоятельствах. В конце концов, всё заключается не в количестве, а в качестве жизни. Поэтому так стараются наши враги — используя всю власть, все деньги, все так называемые электронные и прочие средства информации, которые они, кажется, надежно захватили, — не допустить такого проявления жизни, где реально присутствует Бог.
Благодаря духу жертвенности, оставшемуся в нашем народе еще от христианства, Бог даровал нам победу в Великой Отечественной войне. Но нынешняя война по масштабу и глубине не идет в сравнение ни с какими прежними войнами. В ней победителем может быть только Сам Бог и те, кто Его. Бог уже всё победил. Он попускает теперь злу раскрыться до конца с тем, чтобы испытать верных и явить в полноте Свою пасхальную силу.
Так что оснований для уныния у нас нет никаких. Уже теперь — слышите вы или нет — как эхо гремит в веках возвещение Апокалипсиса: «Пал, пал Вавилон великий» (Откр. 18, 2). «И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: «С таким стремлением будет повержен Вавилон, великий город, и уже не будет его» (Откр. 18, 21). Эти слова подобны надписанию, уже теперь выгравированному на надгробном камне великого города, сверхдержавы зла. И множество мучеников, кровь которых пила до опьянения великая блудница, возносят небесное «аллилуйя» Господу. В Апокалипсисе сказано, что в тот самый момент, когда империя зла празднует свое торжество и являет величие и силу, малая христианская община имеет мужество увидеть бессилие власти и ее надмения, не испытывая ни малейшего страха, ни уныния. Более того, слово Божие предлагает нам этот яркий пример надежды, когда маловерие, теплохладность, чувство крушения всего, кажется, охватывает многие церкви (Откр. 2−3). Смысл ясен: не существует ничего катастрофически безнадежного. Пусть империя зла — на вершине своей славы, ее неодолимая власть уже распространяется на весь мир. Но это только видимость. Этот гордый Вавилон осужден. В потоке всё опрокидывающих событий Церковь всегда видит десницу Божию, способную контролировать все человеческие замыслы и осуществлять Свой план правды и спасения.
|