Русская линия
Русский курьер Алексей Андреев,
Андрей Голованов
27.01.2005 

Иракские христиане выбирают путь Святой Феклы

Все новые тысячи иракских христиан бегут из своей страны, причем их общее количество, если суммировать сообщения представителей разных конфессий, только за последний месяц уже превысило отметку в 50 тысяч человек (всего в Ираке на момент начала нынешней войны проживало около 800 тысяч христиан). Люди стремятся поскорее пересечь границы с соседними государствами, в первую очередь с Сирией, граждане которой известны толерантностью в религиозных вопросах.

«Мы живем в опасных условиях и не можем даже выйти на святую мессу. Священников и монашествующих преследуют в собственных домах», — заявили на днях сестры-доминиканки из североиракского города Мосул в интервью ватиканскому информагентству AIF. На минувшей неделе в одном из багдадских пригородов были похищены два монаха-халдея, об освобождении которых религиозным деятелям спустя два дня все же удалось договориться. Судя по комментариям, которые освобожденные монахи давали в прессе, они с равным неприятием относятся как к террору радикалов-исламистов, так и к многочисленным фактам произвола, творимого оккупационными силами.

Сирия еще много столетий назад стала второй родиной для христиан, бежавших сюда из самых разных стран Европы и Ближнего Востока. Например, приблизительно в 60 километрах от столичного Дамаска в горах на высоте 1600 метров над уровнем моря расположен городок Маалюля, название которого весьма символично: в переводе с арамейского языка оно означает «вход» или «врата». Кстати, большинство местных жителей не просто христиане по вероисповеданию, они даже говорят на все том же арамейском, родном языке Иисуса Христа.

Иракцам все это совсем не чуждо. Арамейский язык напрямую связан с такими древними диалектами, как самаритянский, пальмирский, набатейский, и по сей день используется в богослужебной практике христиан Ближнего Востока. Арамейские молитвы звучат и в ассиро-халдейских церквях Ирака, и в литургиях сирийских и ливанских маронитов.

Но особую привлекательность Маалюля представляет для единоверных беженцев благодаря двум христианским святыням: православной обители Святой Феклы (на снимке) и монастырю Святых Сергия и Бахуса, принадлежащего греко-католикам (униатам). По преданию, благочестивая христианка Фекла, скрываясь от необузданного гнева своего отца-язычника, поселилась в узкой расщелине между двумя горами. Впоследствии вокруг ее кельи сформировалась женская монашеская община. Наибольшего расцвета монастырь достиг в 60−70-е годы XII столетия. При нем имелся сиротский приют и действовала «гостиница» для паломников. В наши дни уже можно говорить о создании подобного «отеля» для беженцев из соседней страны…

Ну, а монастырь Святых Сергия и Бахуса, также расположенный на высоте более 1600 метров над уровнем моря, основанный в IV веке н.э. на месте древнего языческого святилища Аполлона, можно назвать связующим звеном не только между разными христианскими конфессиями, но и вообще религиями. Античный жертвенник, к примеру, поныне используется в качестве алтарного престола, вокруг — древние захоронения, а монастырская церковь славится уникальной коллекцией старинных икон. Среди последних наиболее почитается икона Пресвятой Девы Марии, являющаяся копией образа, написанного Святым евангелистом Лукой. Кроме того, в храме находятся две иконы польского письма, датируемые XVII столетием, и образ Архангела Михаила, написанный в 1813 г.

Однако все эти светлые моменты христианского единства, естественно, омрачены множеством социальных и политических проблем, с которыми сталкиваются беженцы из Ирака. Причем, как выясняется в последние дни, не только в Сирии! Так, семьи многих эмигрантов-христиан, бежавших с берегов Тигра и Евфрата в США еще при прежних иракских режимах (саддамовском и господствовавших до него), не смогут принять участие во всеобщих выборах в своей стране, намеченных на 30 января. В США установлены пять избирательных участков, находящихся весьма далеко от мест, где проживает большинство из около 70 тысяч иракцев-христиан. Однако, например, для трехтысячной курдской общины в городе Нэшвилл (в которой присутствуют представители самых разных религий) сделано исключение. Не секрет ведь, что среди курдов гораздо больше сторонников союзных Америке иракских политических сил, чем среди христиан-арабов, многие из которых испытывали симпатии к свергнутому светскому режиму партии Баас за то, что тот избавил их от религиозных преследований со стороны прежних правительств.

Как бы то ни было, в эти дни активисты иракской христианской общины США пишут петиции и письма протеста, призывая предоставить им реальную возможность воспользоваться своим правом выбора.

24.01.2005


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика