Русская линия
Regnum25.01.2005 

Патриарх вручает президенту Эстонии премию за чужие заслуги

Сегодня президент Эстонии Арнольд Рюйтель (Arnold Ruutel) посещает в Москву с частным визитом по приглашению Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. Святейший Патриарх вручит Арнольду Рюйтелю премию «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов», учрежденную Международным фондом единства православных народов, действующего под эгидой Патриарха. В пресс-релизе, посвященном вручению премии президенту Эстонии, указано: «Рюйтель удостоен премии как крупнейший государственный и политический деятель Балтии и современной Европы, активно содействующий нормализации и укреплению государственно-конфессионального диалога и способствующий решению сложных вопросов межцерковного православного сотрудничества в современной Эстонии», — отмечается в решении фонда.

Представители Московского Патриархата отметили, что в Русской Православной Церкви с удовлетворением восприняли те изменения к лучшему, которые произошли в Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата (ЭПЦ МП) в период президентства Арнольда Рюйтеля", в связи тем что ЭПЦ МП, которая в течение почти 10-летия осуществляла свою деятельность, находясь вне закона, получила в Эстонии государственную регистрацию и урегулирует остальные вопросы (в частности, имущественные), которые до сих пор служат препятствиями для полноценной деятельности ЭПЦ МП.

Напомним, что значительные имущественные владения Русской Православной церкви были исключены из проведенной в Эстонии реституции собственности на основании того, что собственность церкви была конфискована не в ходе советизации Эстонии, а в конце тридцатых годов Эстонской Республикой, по решению диктатора Пятса. В связи с этим после восстановления независимости собственность Русской Православной Церкви осталась в собственности государства. С начала 1990-х годов на собственность Русской Православной Церкви выдвинула претензии созданная после обретения независимости Эстонии Эстонская Апостольская Православная Церковь Константинопольского Патриархата которая объявила себя правопреемницей Русской Православной Церкви, действовавшей в Эстонии до включения страны в состав СССР. Несмотря на то, что большая часть прихожан осталась в приходах Московского Патриархата, ему было отказано в регистрации на территории Эстонии как церкви зарубежной юрисдикции. Вопрос о юридическом статусе Русской Православной Церкви Московского Патриархата и праве использования церковных зданий оставался неразрешенным, несмотря на длительные переговоры и значительные дипломатические усилия России. Наиболее острой составляющей конфликта между двумя православными церквями в Эстонии был вопрос статусе кафедрального собора Александра Невского в Таллине.

Решение тройного конфликта Эстонии, Московского и Константинопольского патриархатов началось в 2000 году. В ходе переговоров о составлении правящей коалиции в столичном городском собрании Таллина Объединенная народная партия Эстонии и Русская Партия Эстонии, представленные в городском собрании единой фракцией «Выбор народа», при поддержке фракции избирательного союза «Народное доверие», позднее преобразованного в Русско-Балтийскую партию Эстонии, поставили решение вопроса о статусе Русской Православной Церкви условием для подписания коалиционного соглашения с правящим в Эстонии «Тройственным Союзом» — Реформистской партии Эстонии, партии «Союз Отечества» и Умеренной партии. Во исполнение данного соглашения мэр Таллина от партии Союз Отечества Юри Мыйз предложил передать в долгосрочную аренду здание кафедрального собора Александра Невского приходу этого собора, относящемуся к Московскому Патриархату. Другая входящая в правящую коалицию партия — Реформистская внесла в парламентское коалиционное соглашение условие о принятии Эстонией решения о регистрации Православной Церкви Московского Патриархата и передачи всех православных храмов в ведомство министерства внутренних дел страны с последующей передачей в бесплатную аренду приходам, ведущим в этих храмах деятельность. После распада правящей коалиции ведя переговоры с Центристской партией Эстонии, Реформистская партия повторила это решение и в новом коалиционном соглашении в качестве условия союза с центристами. Такая позиция Реформистов была обусловлена тем, что у Реформистов шел процесс объединения с Русско-Балтийской партией Эстонии, которая являлась сторонницей Московского Патриархата.

В результате вышеупомянутых решений Московский Патриархат получил юридический статус в Эстонии, а храмы были переданы церквям пропорционально приходам, что и позволило Патриарху посетить Родину (Алексий Второй (Ридигер) — уроженец Эстонии, происходит из семьи натурализовавшихся после революции в Эстонии и принявших эстонское гражданство эмигрантов — ИА REGNUM) и положительно оценить изменения в жизни православных верующих Эстонии, произошедшие при президенте Арнольде Рюйтеле.

Однако, накануне вручения президенту Эстонии премии за вклад в урегулировании конфликта Глава Эстонской апостольской православной церкви Константинопольского патриархата митрополит Стефаний выступил с резкими заявлениями в адрес Московского патриархата. Со страниц газеты Eesti Paevaleht Стефаний заявил, что, по его мнению, положение православия в Эстонии является ненормальным и это обусловлено «советской оккупацией» и действиями Московского Патриархата. Он обвинил Московский патриархат в создании напряженности в православном мире. «Внешне выглядит, что между нами все вопросы решены, но на самом деле они вовсе не решены, — отмечает митрополит Стефаний, мотивируя свою оценку тем, что на его церковь «оказывается страшное давление, и не только на уровне Эстонии, но и на международном уровне православных церквей». «Мы хорошо знаем о юрисдикции Эстонской православной церкви Московского патриархата, как эта юрисдикция связана со всей политической стратегией России в отношении Эстонии и вообще стран Балтии», — сказал митрополит, подчеркнув, что подобная стратегия когда-нибудь обернется против самой Москвы и изолирует Московский патриархат от всех остальных. Стефаний подверг критике личные действий Патриарха и призвал его к покаянию: «Алексий в любом случае должен дать ответ: если он крещен в ЭАПЦ (Алексей Ридигер был крещен еще до включения Эстонии в состав СССР и распространения юрисдикции МП — ИА REGNUM), то как он может не признавать церковь, которая сделала из него православного? Как он может это забыть? Я молюсь за то, чтобы в день, когда он предстанет перед вечным судом, ему не было горько за дела, связанные с нашими церквями. Он патриарх крупнейшей православной церкви, но он все же не первый патриарх — это следовало бы ему напомнить». Глава Эстонской апостольской православной церкви Константинопольского патриархата посчитал прошлогодний визит Патриарха в Эстонию провалом в «духовном смысле» так как Алексий Второй, по его мнению, «оказался неспособным преодолеть препятствия, возведенные его церковью, чтобы окончательно принести мир» и «не сделал ничего, ни одного жеста, который бы свидетельствовал о сожалении в делах, которые происходили в Эстонии тогда, когда он возглавлял здешнюю церковь».

Стефаний также сообщил, что неделю назад встретился с президентом Эстонии Арнольдом Рюйтелем, и дал собственную трактовку его визита в Москву: «В то время, когда мы ощущаем давление со стороны Московского патриархата, когда Эстонию обвиняют в неуважении меньшинств (национальных — ИА REGNUM), президент Рюйтель отправляется в Москву, чтобы показать, что Эстония относится к меньшинствам точно так же, как ко всем остальным жителям Эстонии».

20.01.2005


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика