Русская линия
Regnum25.01.2005 

«Оранжевое православие» президента Эстонии и Московский Патриархат

Как уже сообщало ИА REGNUM, вручение Патриархом всея Руси Алексием Вторым президенту Эстонии Арнольду Рюйтелю (Arnold Ruutel) премии «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов», было предварено резкой критикой в адрес Московского Патриархата со стороны Главы Эстонской апостольской Православной Церкви Константинопольского Патриархата митрополита Стефания. Своим выступлением митрополит Стефаний практически дезавуировал утверждение о «нормализации и укреплении государственно-конфессионального диалога и решении сложных вопросов межцерковного православного сотрудничества в современной Эстонии», за содействие которым Международный фонд единства православных народов, действующий под эгидой Московского Патриарха, принял решение о вручении премии президенту Эстонии.

Стоит отметить, что данное проявление активности Эстонской апостольской Православной Церкви совпало с политическим курсом правящей эстонской элиты на создание в Эстонии русской общины, оторванной от России и негативно настроенной к ее политике. Этот курс особенно активизировался после «оранжевой революции» на Украине и был косвенно провозглашен представителем правящей коалиции Эстонии, мэром Таллина Тынисом Пальтсем (Tonis Palts) в новогоднем обращении к русским таллинцам. Выдвигая мотивацию для перехода русских жителей страны на антироссийские позиции, мэр Таллина сказал: «сейчас, когда мы с тревогой наблюдаем признаки ущемления гражданских свобод и свободы предпринимательства в соседней России, хочется особо отметить, что Эстония — это дом не только для эстонцев, но и для проживающих здесь русских людей». Весьма возможно, что проигравшая в борьбу за окормление русской паствы Эстонская апостольская православная церковь увидела перспективу по-прежнему получать поддержку эстонских властей в расширении своего влияния в Эстонии за окормление «оранжево» настроенных русских. Примечательно, что в критическом выступлении митрополита Стефания практически впервые со стороны Эстонской апостольской Православной Церкви была упомянута проблематика национальных меньшинств, — причем в официальной правительственной трактовке. Кроме того, тезис Стефания о том, что присутствие Русской Православной Церкви Московского Патриархата на территории Эстонии является следствием «советской оккупацией» созвучен официальной политике властей Эстонии, требующей от России признания «оккупации» и — на основании правопреемственности современной России СССР — возмещения ущерба, понесенного Эстонией в годы «оккупации». В связи с этим имеют все основания опасения, что церковный конфликт в Эстонии в будущем обострится, но уже по украинскому варианту — путем постепенного перехода отдельных приходов в окормление Константинопольской Патриархии.

Важно отметить, что состоявшаяся в Москве беседа между президентом Эстонии, президентом России и патриархом Всея Руси не может гарантировать сохранения положительной динамики в разрешении оставшихся проблем с положением Московского Патриархата в Эстонии, так как, согласно 78 статье конституции Эстонии, ведший переговоры с президентом России президент Эстонии в международных сношениях только представляет Эстонскую Республику, а непосредственно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику государства, согласно статье 87, правительство республики, в котором у «пропрезиденской» партии «Народный союз» хотя и достаточно стабильные, но далеко не ведущие позиции. К тому же в случае прямого обострения церковного конфликта в Эстонии, поддержка Московскому Патриархату со стороны президента Эстонии и «Народного Союза» сомнительна. Это объясняется электоральными причинами — среди лидеров и электората «Народного союза» преобладают хуторяне юга Эстонии, так называемые лянемаасцы, среди которых достаточно распространено православие. Именно они составляют основную массу паствы, перешедшей после 1993 года из Московского Патриархата в Эстонскую апостольскую Православную Церковь Константинопольского Патриархата, в том числе и сам президент Эстонии. Примечателен и тот момент, что в мэрии Таллина руководство практической деятельностью по созданию условий «перекраски в оранжевый цвет» русской общины города поручено представителям «пропрезидентского» «Народного союза».

В связи резкими заявлениями Главы Эстонской апостольской Православной Церкви Константинопольского Патриархата митрополита Стефания, ИА REGNUM считает необходимым более детально напомнить историю и методику решения конфликта православных церквей Эстонии. Корреспондент ИА REGNUM обратился к председателю Объединенной Народной партии Эстонии, главе фракции ОНПЭ в Таллинском городском собрании, члену Парламента Эстонии 1999−2003 Евгению Томбергу — активисту общественного движения Эстонии за сохранение в стране Русской Православной Церкви под юрисдикцией Московского патриархата — с просьбой рассказать о действиях, которые предпринимала русская община Эстонии в политическом и правовом поле страны в защиту Московского Патриархата. Развернутый комментарий Е. Томберга публикуется ниже:

«Проблемы ЭПЦ в Эстонии возникли с 1993 года, когда была зарегистрирована Эстонская Апостольская православная церковь в окормлении Константинопольского Патриархата (ЭАПЦ КП), а Эстонской православной церкви Московского Патриархата (ЭПЦ МП) было отказано в регистрации как юридического лица в Эстонской Республике. В течении почти 10 лет эта проблема была основной, — как внутри Эстонии, так и в эстонско-российских взаимоотношениях. Проводились интенсивные межцерковные переговоры, в результате которых было заключено межцерковное „Цюрихское соглашение“ о юридическом статусе двух ветвей православной церкви в Эстонии, где было зафиксировано понятие раздела имеющегося на территории Эстонской Республики церковной собственности в зависимости от канонической принадлежности приходов. В то время Кафедральный Собор ЭПЦ МП находился на балансе города Таллина, правительство Эстонской Республики настаивало на передаче его на баланс государства (МВД), что представляло опасность перехода Собора (как объекта недвижимости) в подчинение Константинопольскому Патриархату. В связи с этим фракция „Наш выбор“ (ОНПЭ) в Таллинском городском собрании, используя свои депутатские возможности, инициировала регистрацию прихода Собора Александра Невского как юридического лица и передачу ему в пользование здания Собора на 9 лет. Девять лет — это максимальный срок аредного договора, который в то время могла принять мэрия города Таллина.

В 1995 году после парламентских выборов в Эстонии в парламенте возникла Русская фракция (ОНПЭ+РПЭ), депутаты которой, используя свои возможности, неоднократно ставили вопрос перед правительством Эстонской Республики о регистрации ЭПЦ МП как юридического лица. В следующем составе Рийгикогу 1999−2003 годы была создана фракция ОНПЭ, по инициативе которой была образована группа православных депутатов Рийгикогу, в которую входили представители православной церкви как Московского Патриархата (сопредседатель Евгений Томберг), так и Константинопольского Патриархата (сопредседатель Георг Пелиссаар). Причем в эту группу входил, как представитель Константинопольского Патриархата, и нынешний Президент Эстонии А. Рюйтель, являвшийся в то время депутатом парламента. Эта парламентская группа прилагала усилия как внутри страны, так и на международной арене для разрешения конфликта между двумя ветвями православия в Эстонии. Для ОНПЭ решение этого вопроса всегда являлось приоритетным в переговорах с эстонскими коллегами, а также с представителями европейских и международных структур (Евросоюз, ОБСЕ). Принимая участие в межпарламентских конференциях, проходящих под эгидой Фонда Единства православных народов, представители ОНПЭ постоянно информировали международную общественность о проблемах, связанных с получением юридического статуса ЭПЦ МП в Эстонии.

В 2000 году при образовании новой коалиции в Таллинском городском собрании с участием фракции „Выбор народа“ (ОНПЭ+РПЭ) одним из условий заключения коалиционного договора и вхождения ОНПЭ в коалицию было заключение нового договора об аренде Кафедрального Собора Александра Невского на 36 лет по цене 1 крона в год. Это решение было принято городским собранием города Таллина и действует до сих пор.

В январе 2002 года в парламенте ЭР сменилась правящая коалиция и образовалась коалиция меньшинства, в связи, с чем для новой коалиции жизненно необходимо стало привлечение дополнительных голосов депутатов парламента на свою сторону. Были проведены сложные переговоры, в результате которых было заключено межпартийное соглашение между ОНПЭ и одним из членов коалиции меньшинства Центристской партией (февраль 2002 года). Один из пунктов этого соглашения зафиксировал необходимость скорейшего разрешения „конфликта между двумя ветвями православной церкви в Эстонии разного канонического подчинения“ как условие поддержки нашей фракцией коалиции меньшинства в парламенте. Этот пункт был включен в коалиционное соглашение между Центристской партией и Партией Реформ (коалиция меньшинства), по которому пост министра МВД отходил к Центристской партии. А так как юридические вопросы регулирования церковной деятельности в Эстонии относятся к компетенции МВД, то естественно, что назначенный министром внутренних дел А. Сеппик во исполнение коалиционного договора подписал весной 2002 года решение о регистрации ЭПЦ МП как юридического лица в Эстонской Республике.

Таким образом, была поставлена точка в этом сложном процессе, где Объединенная народная партия Эстонии сыграла немаловажную роль. Вклад партии в разрешение церковного конфликта и регистрации церкви был оценен Патриархом Московским и Всея Руси Алексием Вторым, который во время своего визита в Эстонию наградил представителей ОНПЭ (Е.Томберг, В. Андреев, В. Илляшевич) церковными орденами Сергия Радонежского третьей степени. Регистрация ЭПЦ МП в Эстонии сняла одно из серьёзных препятствий на пути оздоровления эстонско-российских отношений»

22.01.2005


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика