Русская линия
Седмицa.RuМитрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин)24.01.2005 

«Школа, семья, Церковь — задачи в условиях демографического и духовного кризиса»
Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента, Управляющего делами Московской Патриархии

Те бурные изменения, которые мы переживаем в начавшемся третьем тысячелетии христианской эры, заставляют нас смотреть на настоящее через призму будущего. В условиях усиливающихся во всем мире процессов экономической интеграции, взаимного проникновения культур и унификации сознания людей особенную тревогу вызывает демографическая ситуация в нашей стране, население которой ежегодно сокращается на миллион человек. Существующая тенденция депопуляции — устойчивого снижения численности коренных жителей России, ставит перед нашим народом задачу сохранения себя как самостоятельного этноса.

Как уникален исторический путь каждого народа, так уникальны и те основы общественного развития, которые на протяжении веков формируют национальное самосознание и культурное своеобразие того или иного этноса. Если мы не хотим прекратить свое историческое существование, то должны строить нашу общественную и частную жизнь на основе собственных вековых духовных традиций — Православии. Эту задачу сегодня ставит перед нами начавшийся XXI век, и выполнить ее возможно только общими усилиями общества, государства и Церкви.

Непосредственно на процесс созидания будущего нашей страны оказывают влияние конкретные люди, которые преподают в школе, составляют семью, образуют церковную среду. В этом процессе школа призвана не только передавать знания, но и воспитывать будущих граждан своей страны, прививать им любовь к Родине, патриотизм, ответственность, укорененность в культуре своего народа. Семья, со своей стороны, обязана закладывать в личность ребенка основы веры и христианской жизни. Церковная среда должна привлекать человека ко Христу, увлекать его высотой христианского подвига и возжигать ревность о богоугождении.

Однако сегодня под влиянием общей дехристианизации окружающего мира и школа, и семья не реализуют свое предназначение, а российская церковная среда не достаточно организована для выполнения своей задачи в современном мире. Школа утратила свою гражданскую направленность и ориентацию на отечественную культуру. Брак лишен христианской основы, в результате во многих семьях нет мира и взаимопомощи, растет число разводов, снижается рождаемость. Церковная среда не обладает необходимыми внутренними ресурсами для того, чтобы принимать каждого человека, особенно молодежь, в свое общение, поскольку сама состоит в большинстве своем из людей, лишь недавно пришедших ко Христу, не имеющих опыта в духовной жизни и зрелого православного самосознания.

Даже для многих из тех, кто посещает храм, Православие не является образом мысли и не определяет их личностную направленность, оно не составляет содержание всей их жизни, но представляет собой лишь фрагментарное обращение к Богу, незначительное по сравнению с их постоянными заботами и повседневной суетой. Современные христиане, как правило, не могут светить миру постоянно, поскольку сами возжигаются верой только на время пребывания в храме, а потом гаснут, как гаснет свеча по окончании службы. Для того чтобы исправить положение, каждому христианину необходимо непрерывное предстояние Богу, верность Христу во всех жизненных обстоятельствах, постоянный подвиг созидания внутреннего человека. Такой христианин без слов, одним примером своей жизни способен приводить ко спасению окружающих. Христианин должен быть всегда христианином, и в храме, и дома, и на работе, а молодой верующий человек и в школе, и на улице, и своей жизнью просвещать окружающий его мир.

В физике существует такое понятие — «нейтральный атом», в котором все положительные и отрицательные заряды уравновешенны, и он не может взаимодействовать с другими атомами, быть частью общей молекулярной структуры. Часто отдельные члены Церкви, а порой и целые приходы уподобляются такому нейтральному атому и только формально являются частью Единой Соборной и Апостольской Церкви. Люди молятся, участвуют в таинствах, стараются жить по заповедям, сплачиваются вокруг настоятеля, но постепенно они замыкаются лишь на жизни своего прихода, отстраняются от всего остального мира, включая другие приходы, епархию, всю полноту церковную. И только тот храм, который они восстанавливают или строят, становится для них своим, а другие храмы — чужими, и люди, заходящие в него, не воспринимаются постоянными прихожанами такими же, как и они, призванными ко спасению. Будучи замкнута сама в себе, такая община хотя и не теряет связь с Церковью, но она не выполняет своего апостольского призвания привлечения ко Христу новых людей. Она отгораживается от окружающего мира, который, по ее мнению, своей суетностью, удаленностью от Христа и евангельских идеалов жизни разрушает ее духовную настроенность и отвлекает от спасения. Такая община и такие верующие становятся неспособными привлекать ко Христу людей, живущих рядом с ними в этом мире или даже заходящих в храм. Недавно был праздник Крещения Господня. Тысячи людей пришло в храм за Святой водой, и среди них были такие, которые имеют проблемы и поэтому пришли за водой. Мы должны спросить себя, а что мы сделали, чтобы они пришли и в следующее воскресение в храм помолиться Богу.

Приходская община не должна замыкаться в себе, она не имеет права отстраняться от окружающего мира и устраняться от его проблем. Решая вопросы, стоящие перед каждым отдельным человеком, перед каждой конкретной семьей или коллективом людей, община привносит в их жизнь обновляющую силу Православия. Поэтому она не должна ждать, когда люди придут в храм, но обязана дойти до каждого человека, как бы ни был он далек от храма. Общине надо научиться работать в тех условиях, в которые она поставлена. Не ждать, когда изменится общество, а обращаться к нему такому, какое оно есть, и изменить его, сделать причастным ко Христу. Не сетовать на равнодушное отношение людей к вере, а примером своей христианской жизни и служения возжигать веру в других.

Церковь должна найти пути христианизации современного мира. Она должна принимать в свое общение тех, кто находится вне ее, независимо от того, какова их ментальность, какое они имеют этническое происхождение или культурные корни. Это будет ответом на вызов времени, ибо уже сегодня в те районы, где исторически проживали православные, приезжают люди с другими культурными и религиозными традициями, и чаще всего они оказываются вне внимания православных жителей той местности. А ведь, проживая среди исторически православного населения, они могут испытать на себе силу Христовой любви, ибо и за них пострадал Спаситель, и они также куплены дорогою ценою (1 Кор. 6, 20) Его жизни.

Более двух тысяч лет назад родившийся Христос повелел всем Своим последователям научить все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все повеленное (Мф. 28, 19−20). Это стало основным содержанием жизни первохристианской общины. Этим отличалось и служение Русской Церкви, благодаря чему она объединила необъятные пространства и многочисленные народы в свою единую христианскую семью. Ведь в христианстве нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3, 11).

Сегодня для нас особенно актуален миссионерский опыт Русского Православия, чьи подвижники шли к разным народам и племенам, жившим в Сибири и в Америке, на крайнем Севере и Дальнем Востоке. Ими двигало сострадание ко всем пребывающим во тьме и тени смертной (Пс. 106, 10), вне Истины и Света Христова, как бы ни отличались условия жизни, обычаи и представления этих людей от привычных нам. Ими двигала любовь Христова, которая не различает национальности и социального положения человека, которая не превозносится над другими, но видит во всяком человеке образ Божий, и ищет не своего личного благополучия и комфорта, но спасения всех во Христе. Наши пламенные равноапостольные проповедники и просветители народов святители Иннокентий Иркутский, Иннокентий Московский, Николай Японский умели даже в диких языческих народах увидеть доброе начало, к которому они обращали свою проповедь. И она действовала на сердца язычников, заставляя их оставлять свои заблуждения, и превращала их в ревностных христиан.

Сегодня мы стоим перед необходимостью внутренней миссии, перед нами поставлена задача обратить ко Христу не дикарей, а просвещенных людей — наших современников, которые по своим убеждениям и образу жизни уподобились язычникам, не знающим Христа. Для этого церковная среда и каждый человек, кто ее составляет, должны иметь в себе свидетельство обновленной жизни во Христе и быть открытыми для служения остальному миру. Служение Церкви сегодня — это открытость для всех, кто ищет спасения, кто готов принять Христа, кто не находит ответов на свои вопросы, кто не удовлетворен своей жизненной позицией, кто любит Россию и хочет добра своим детям. Наши приходы должны найти методы работы с современным человеком, нести свет Христовой Истины в школьную среду, созидать отношения в каждой семье на основе евангельских норм жизни.

Школе, которая сегодня пребывает в разочаровании после экспериментов по введению западных методик обучения, необходимо вернуть основы нашей российской культуры, стержнем которой является Православие. Наряду с поднятием образовательного уровня надо вернуть в школу и воспитательный процесс, т. е. школа должна формировать личность, и образование должно способствовать восстановлению в каждом молодом человеке образа Божия. Сообщение знаний подрастающему поколению должно развивать культуру мышления, укорененную в православном мировоззрении.

Семья также должна стать поприщем миссионерского служения каждого нашего прихода. Здесь мы не можем брать в пример семью XIX века. Два века назад она была укоренена в Православии, ее жизнь освящалась церковными таинствами, и люди имели целомудренные представления о браке. XXI век ставит перед семьей жесткие условия выживания, и только Церковь способна помочь ей избегнуть окончательного уничтожения. Семьи верующих, прежде всего — семьи священнослужителей, должны быть образцом для остального общества. Считаю, что необходимо изменять подход к совершению таинства Брака на приходах. Сейчас все более распространяется практика огласительных бесед с крещаемыми, также и будущие супруги должны быть подготовлены к созиданию прочной семьи — домашней Церкви. И это — работа церковной общины. Также я думаю, что настало время создания в городах православных семейных клубов, в которых при участии священников и прихожан проводилась бы работа с околоцерковными и даже нецерковными молодыми супругами с целью укрепления их супружеского союза и воцерковления.

Вместе с тем, приходским общинам необходимо непосредственно вести работу с молодежью, находить язык общения не только с детьми, но и с подростковой средой, и с юношеством. Без развития религиозного образования среди юношества, в том числе и окончивших школу молодых людей, не может быть духовного роста в нашей стране. У прихода, в котором нет молодежи, нет будущего. Молодые люди нужны в приходе не только для того, чтобы он не прекратил свое существование, но и чтобы приходская жизнь имела развитие. Молодой возраст не дает остановиться на достигнутом, погрязнуть в стереотипах. А это особенно важно для развития церковной жизни, ведь Церковь сегодня должна решать свою задачу спасения в абсолютно новых условиях. Проблема наших воскресных школ состоит в том, что в большинстве своем они дают знания о вере, но не воцерковляют ребенка. Вместе с сообщением основ нашей веры надо вкладывать церковность в сердце каждого подростка, чтобы он чувствовал: это — его приход, это — его храм, чтобы у него была собственная, внутренняя потребность приходить в храм. Задача церковной общины, священнослужителей и работников Церкви, всех верующих — сделать так, чтобы молодежь полюбила Христа, чтобы для юношей и девушек стало родным и близким то, чем мы дорожим в Церкви. Однако, воцерковление обучающихся не может проходить без воцерковления всей его семьи, всей среды, в которой пребывает ребенок. Отсюда задача церковной общины — воцерковлять окружающее ее общество, сделать обстановку в семье церковной.

В этом году 4 ноября, когда Церковь прославляет Казанскую икону Божией Матери, все население нашей страны будет отмечать государственный праздник — День народного единства, кроме того с этого года увеличено количество нерабочих дней в период Рождественских праздников. Но для большинства наших сограждан эти дни еще не наполнены содержанием. Здесь наша Церковь, каждый наш приход имеет простор для своей активности. Церковная общественность должна донести до людей смысл празднуемого события, его историческое и личное значения для каждого жителя современной России, а также сообщить этим дням соответствующую праздничную атмосферу. Иначе Рождество Христово и последующие за ним дни, а также день Казанской иконы Божией Матери будут для людей лишь праздным время провождением, как это стало с некоторыми нововведенными праздниками.

В эти дни надо донести до людей радость праздника, не ограничиваясь стенами храма, а конкретные формы подскажут те условия, в которых существует приход — от организации сельского или районного праздника до проведения областных, краевых, межрегиональных мероприятий. На Рождество, например, можно возродить традицию колядования — шествие православных христославов, в котором с энтузиазмом участвует современная молодежь. Вообще же приход в эти дни должен стать объединяющим началом. Ведь в некоторых местах России храм является единственным местом, где живущие в его окрестностях люди могут собраться вместе. И в эти дни жизнь Церкви должна быть наиболее открыта для общества. Используя общественные институты и все доступные ей средства, церковная общественность должна раскрывать духовный смысл этих праздников и их общенациональную, государственную значимость, чтобы они объединяли наше общество и нести людям радость. Если мы сегодня научим детей отмечать церковные праздники, то они войдут в жизнь всех последующих поколений россиян.

Говоря о воспитании молодежи, нельзя не отметить пагубное влияние на нашу молодежь отдельных телевизионных программ и интернета. Они насаждают в юные души насилие, безнравственность, порок, определяя поведение и мировосприятие молодого человека, формируя его личность. В работе телевидения, чаще всего, интересы коммерции выше интересов будущего России. У меня есть конкретное предложение для участников чтений, мы должны работать на местах, чтобы была увеличена социальная реклама на телевидении, чтобы поднять нравственность среди молодежи. Закон это позволяет. Так же мы знаем и об опасности интернета, а ведь сейчас Интернет есть во многих школах и детских учреждениях, в учреждениях дополнительного школьного образования, и наша молодежь беспрепятственно имеет доступ к самым безнравственным вэб-сайдам. Я думаю, что от наших Рождественских чтений надо сделать обращение, чтобы наши законодатели и правительство приняло меры об ограничении распространении насилия, безнравственности и порока через интернет.

В наши дни и школа, и семья требуют внимания церковной общины, и Церковь должна внести свой вклад в формирование здоровой личности и крепкого общества, используя свой высокий духовный потенциал. Спаситель сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Православное сообщество, объединяющее верующих на основе Евангельских принципов жизни, имеет благодатные дары и силы на освящение окружающего мира, и своей активностью должно нести их всем людям, служить преобразованию этого мира согласно с Божиим замыслом о человеке. К этому сегодня призвана вся церковная общественность, каждый верующий человек, какое бы положение он ни занимал в Церкви.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика