Русская линия
Седмицa.Ru В. Яковлев24.01.2005 

«Государственная религиозная политика. Общие подходы и региональные аспекты»
Доклад Министра регионального развития Российской Федерации В.А.Яковлева на XIII Рождественских Чтениях

Ваши Высокопреосвященства, досточтимые отцы, уважаемые участники Рождественских Чтений!

Мне отрадно приветствовать крупнейший православный образовательный форум, традиционно проводимый в Москве. Ежегодно на Рождественские чтения собираются тысячи православных педагогов, молодых людей, священнослужителей из всех регионов России для обмена опытом и нахождения конкретных форм взаимодействия с государственными и общественными структурами в сфере образования, воспитания, культуры. Рождественские чтения стали площадкой диалога представителей Церкви, государства и общества по громадному спектру вопросов, касающихся духовно-нравственного воспитания, семьи, религиозного образования, просвещения. Всё это свидетельствует как об усиливающемся общественном влиянии Русской Православной Церкви, росте её авторитета, так и о том, что именно регионами и региональным многообразием сильна Россия. Это многообразие, базирующееся на традиционных духовно-культурных ценностях, всегда являлось, и по-прежнему остается, фактором устойчивого развития нашего государства.

Судьба России, ее регионов, и Русской Православной Церкви неразрывно соединились в общей российской истории. Единство в многообразии — это ведь не только формула федеративного устройства многонациональной России, но и универсальная формула вселенского православия — единого в своей вере и уповании, но многообразного в национальном колорите автокефальных церквей. И это многообразие никогда не было препятствием для распространения христианской веры. Напротив, этническая и культурная самобытность народов, принимавших христианство, оформлялась, наполнялась новым, религиозным смыслом и интегрировалась во вселенский контекст. Таким образом, христианство, как универсальная религия, становилось для православных народов и смыслом бытия, и формой коммуникации, и основанием культурной консолидации.

Форумы, подобные Рождественским чтениям, свидетельствуют, что православие — это не архаичная религия, а религия, осознающая вызовы современности и честно стремящаяся найти ответы на них. Православие — это не только традиция предков, но и серьезная общественная сила, знающая — что и как отвечать современному человеку на его сложные нравственные и мировоззренческие вопросы. Государство заинтересовано в ответственном и авторитетном партнере в вопросах социального служения, духовно-нравственного воспитания молодежи, формировании здорового морального климата в средствах массовой информации. И Министерство регионального развития видит одной из своих задач содействие именно такому партнерству.

Как вам известно, в разное время существовали различные министерства, занимавшиеся вопросами инфраструктурного, экономического, этнокультурного развития регионов. 13 сентября 2004 года, согласно указа Президента России В.В.Путина, было создано Министерство регионального развития Российской Федерации, призванное осуществлять указанные функции — помогать полноценному развитию российских регионов на новом этапе российской государственности. Позднее были определены вопросы ведения Министерства, среди которых — вопросы национальной политики, межнациональных отношений, казачества. Министерству передаются полномочия и по взаимодействию с религиозными объединениями. Внутри Министерства создан Департамент межнациональных отношений, на который возложены задачи по реализации национальной политики, а также по взаимодействию с религиозными объединениями.

Выступая на Первом Фестивале православных СМИ 16 ноября прошлого года, я отмечал, что современное российское государство не стремится управлять религией, это противоречило бы и конституционным нормам, и здравому смыслу. Эпоха государственных органов, управляющих религией и надзирающих за их внутренней жизнью, безвозвратно прошла. Напротив, государство стремится содействовать интеграции религиозных сообществ в гражданское общество и налаживанию ответственного социального партнерства, особенно в условиях, когда определенные силы стремятся использовать религиозный фактор в политических, экстремистских целях. Поэтому очень важна как общественная, так и государственная поддержка религиозных и межрелигиозных инициатив, направленных на противодействие религиозному экстремизму, терроризму, ксенофобии и нетерпимости.

Убежден, что необходимо выстроить и систему поддержки социально значимых региональных инициатив религиозных организаций. Более того, считаю стратегически важным для развития в нашей стране цивилизованного гражданского общества, создать такие условия, когда религиозные организации, прежде всего, традиционных конфессий России, будут иметь возможность на конкурсной основе получать гранты и финансирование на социально значимые проекты, такие как детские дома, дома престарелых и пр.

Конечно, никакие права не существуют без ответственности, и получение грантов требует определенной отчетности. Но, насколько мне известно, многие православные организации уже давно получают различного рода гранты и вполне добросовестно и эффективно реализуют свои социальные программы.

В этих вопросах Министерство будет следовать позиции, озвученной Президентом России В.В. Путиным на недавней его встрече с представителями Архиерейского Собора 2004 года: государство заинтересовано в социально значимой деятельности Русской Православной Церкви и ее активном участии в работе создаваемой Общественной палаты. В этой палате будут представлены и регионы, и религиозные организации. Это важный и ответственный шаг по социализации религиозных сообществ и их интеграции в строительство российского гражданского общества.

Одновременно, мы будем стремиться к концептуальной проработке как государственно-конфессиональных отношений, так и социального взаимодействия государства и религиозных организаций, исповедующих традиционные для России духовно-нравственные ценности. Естественно это будет происходить с учетом особенностей региональной ситуации. Так, например, религиозная ситуация в Дагестане существенно отличается от ситуации в Татарстане, не говоря уже о Краснодарском крае, Белгородской области или Дальнем Востоке. Везде своя специфика, которую необходимо учитывать при выработке формата государственно-конфессиональных отношений в регионах России.

При Департаменте межнациональных отношений Минрегиона России создана Экспертная группа по государственно-конфессиональным отношениям. Среди задач этой Экспертной группы — анализ и прогнозирование развития религиозной ситуации в различных регионах России, особенно на Юге России и Дальнем Востоке. Министерство будет активно участвовать и в работе Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации.

Полагаю, что одной из важнейших задач государственно-конфессиональных отношений является достижение консенсуса по вопросу о религиозном образовании, причем, по всему спектру вопросов: от семейного религиозного воспитания, преподавания основ религиозной культуры в школе — до статуса духовных учебных заведений и стратегии развития теологического образования в России. Причем, эти вопросы актуальны для всех традиционных конфессий нашей страны. И находить ответы на эти вопросы, опять же с учётом региональных особенностей, всё равно придётся. Я убежден, что Рождественские чтения должны стать не только местом встреч, но и площадкой для реальных переговоров представителей государства, общества и Церкви, местом поиска консенсуса по вышеупомянутым вопросам. Возможно, для этого организаторам Рождественских чтений потребуется изменить формат такого диалога, но это вполне закономерно, если предполагается решение новых задач.

Министерство регионального развития создано недавно, но мы заинтересованы как можно быстрее найти эффективные формы взаимодействия с российскими конфессиями. Надеюсь, что наше участие в Рождественских чтениях послужит этому процессу. Спасибо за внимание.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика