Страна.Ru | Валерия Павлова | 18.01.2005 |
Крещенская вода из-под крана
Как известно, праздник Крещения Господня или Святого Богоявления отмечается в память о крещении Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. В этот день происходит освящение воды, которая, согласно представлениям верующих, становится нетленной, то есть долго не портится, даже если ее держать в закрытой посуде. Именно 19 января, по словам одной из церковных стихир, «освящается всех вод естество», поэтому не только вода в церкви, но и все воды приобретают первозданное свойство нетления. Считается, что даже вода из-под крана в этот день становится «крещенской», Великой Агиасмой — Святыней, как называется она Церковью.
Но на Руси праздновали середину января еще задолго до христианства. Эти дни были посвящены возрождающемуся солнцу. В народе бытовала примета, что в этот день солнце «играет» на рассвете, поэтому было принято рано утром подниматься на возвышенные места, чтобы увидеть это чудо. На Рождество солнце, светлое божество, по народным поверьям, воскресает от зимнего оцепенения, перерождается и «поворачивается на лето», а на Крещение оно набирает силу и является во всем своем блеске и великолепии. Отсюда и народные представления о том, что на Крещение отворяются небеса и светлый рай, а солнце, открывает свои сокровища, освещая весь мир.
Христиане же начали праздновать Крещение Господне еще в апостольские времена. Сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского от II века о ночном бдении, совершаемом перед этим праздником. Начиная с III века, Григорий Чудотворец, мученик Ипполит и все великие Отцы Церкви проводили в день праздника особые беседы с паствой, в которых разъясняли его смысл.
После проруби Христос мог обогреться у костра
В основном крещенские обряды связаны с водой. Наиболее красивый из них — вырубание во льду водоема специальной проруби в форме креста — «ердани» или «иордани». Во время совершаемого в честь праздника богослужения опытный человек сильным и ловким ударом пробивал дно проруби, и вода фонтаном вырывалась из реки и быстро заполняла крест. Крест как будто всплывал над водой.
На Руси Крещение всегда праздновалось широко и торжественно. Как рассказывается в известном романе Ивана Шмелева «Лето Господне», в канун праздника «ставят кресты. на сараях, на коровниках, на всех дворах. А на следующий день вся Москва высыпала на улицу и заполняла окованную льдом Москву-реку у прорубленной во льду Иордани. Крестный ход „на Иордань“ совершался во всех русских городах. Находились смельчаки, которые раздевались и лезли в прорубь, в ледяную воду». Около проруби делали крест, стол, иногда даже ограду и маленький храм изо льда. Несмотря на «крещенские» морозы, многие окунались в воду, чтобы очиститься от грехов и болезней.
Ведь по старинному преданию, в ночь с 18 на 19 января в реке купается сам Иисус Христос, а чтобы увидеть это необходимо прийти ровно в полночь на реку и ждать у проруби, пока пройдет волна — признак того, что Христос погрузился в воду. Иногда для того, чтобы увидеть это в избах ставили в Сочельник чашу с водой, она тоже всколыхнется, когда Спаситель совершит омовение. Но ведь купаться зимой холодно, поэтому сердобольные русские крестьяне, едва только колокол возвестит к заутрене, спешили зажечь вязанки хвороста перед избами, чтобы искупавшийся в Иордане Иисус мог обогреться.
Одно полено на целый год
Существовали и другие крещенские обычаи. Например, русские сразу после водосвятия втыкали в прорубь палку, чтобы плодились голуби и пчелы. Считалось также, что человек, крестившийся в этот день, будет счастлив всю жизнь. А если помолиться в крещенский вечер, то это обязательно сбудется, ведь «перед утреней небо открывается».
Гуцульские рыбаки едва священник опускал в воду крест старались опустить в воду сеть со словами: «Ловлю рыбу», — полагая, что это приносит удачу в рыболовстве.
А в Македонии, Сербии и Болгарии было принято во время освящения прыгать в реку вслед за крестом, причем, по вытащенному из воды кресту потом гадали: считалось, что если он покрыт льдом, то люди будут здоровы, а год выдастся плодородный и удачный.
В знак завершения святочного периода, в канун Крещения из дома убирали все символы рождественских праздников. У восточных и западных славян из избы выносили сено, пролежавшее на столе все святки (в некоторых деревнях из него устраивали ритуальные костры). Южные славяне собирали с пола рождественскую солому и развешивали ее по постройкам, в садах и огородах, а иногда на плодовых деревьях для обеспечения урожая.
Во многих местах в сочельник выносили из дома накопившийся мусор и пепел из очага, а также вытаскивали не успевшую сгореть до этого дня часть обрядового полена, которому полагалось гореть все Святки. Не догоревшее полено зарывали в землю посреди поля, либо прятали его в укромное место и хранили до следующего Сочельника. Обрядовый хлеб, лежавший на божнице в дни святок, скармливали скоту и домашней птице. Считалось, что это защищает домашних животных от болезней и обеспечивает хороший урожай и приплод скота.
Ужин с умершими предками
У восточных славян в Крещенский сочельник принято было «приглашать к ужину» старинные языческие божества — Мороз и Ветер, чтобы задобрить их и предотвратить приход в неурочное время, когда они могут серьезно навредить людям и хозяйству. Обряд приглашения совершался обычно перед самым началом ужина, когда хозяин громким голосом в окно или печную трубу кричал: «Мороз, иди кутью есть!», — и добавлял пожелание, чтобы приглашаемый не приходил летом, не трогал поля и скот.
К столу в Крещенский сочельник приглашали также и души умерших предков. Для них подбрасывали к потолку первую ложку кутьи, клали на стол лишнюю ложку, откладывали часть пищи от каждого блюда в особую миску, освобождали место за столом и даже зажигали свечу «для мертвых». Чтобы «согреть предков» разводили во дворах большие костры из соломы, приглашая умерших погреться у огня; при этом нередко делали и общий костер (как бы для всех покойников), собирая для него солому и щепки со всех дворов.
Во многих местах принято было в крещенский вечерок ходить по домам «щедровать», колядовать. Молодежь, а иногда и взрослые собирались группами, распевали колядки и произносили различные пожелания, а хозяева в ответ одаривали их различными вкусностями, иногда — мелкими деньгами.
Помимо колядок, в крещенский Сочельник очень популярными всегда были гадания. Именно этот таинственный вечер считался одним из самых подходящих дней для гаданий о судьбе и о будущем. Гадания начинались обычно после заката солнца, с той минуты, как в домах зажигали огонь, и заканчивались порой глубокой ночью. После Крещения запрещалось рядиться, так как маска «нечистого» могла прирасти к человеку навсегда.
Все эти обряды были связаны с представлением о Крещении как о переломном, пограничном времени. Крещение было завершением святок — нечистого и опасного периода. С наступлением Крещения заканчивался краткий период присутствия на земле душ умерших, а также вообще разнообразных нечистых духов. В сочельник эти потусторонние силы как бы прощались с миром и покидали его вместе с отходящими праздниками.