Русская линия
Русское Воскресение Геннадий Мокеев18.01.2005 

Земля Святой Троицы
Проблемы восстановления храмов-символов

Братья мужи псковичи! Кто стар — тот отец,
а кто млад — то и брат! Потягнем за Святую Троицу!
Св. князь Довмон. Клич перед битвами.


В начале ХIII века в Прибалтике появилось два немецких рыцарских ордена: Тевтонский и Меченосцев. Уже в 1233 году псы-рыцари вышли к границе Руси, показав «свои многоядные зубы». В 1237 году, мобилизовав местную чудь, немцы захватили Изборск, «избив 600 муж-пскович», затем Псков с помощью переметнувшихся к ним изменников: князя Ярослава Владимировича, посадника Твердислава. И «седоша в Пскове 3 лета…, воюя села новгородские».

Достигнув такого успеха, рыцари обоих орденов объединились в один Ливонский орден, а в 1238 году заключили договоры со шведскими и датскими рыцарями о совместных агрессивных действиях против Руси. Дальше — больше: в 1240 году папа римский, используя момент страшных погромов монголо-татарскими ордами Батыя восточных и южных княжеств и городов, объявил крестовый поход рыцарей-католиков на новгородскую и псковскую земли, не разграбленные батыем.

Дикие кочевники рано или поздно уберутся восвояси, сгинут в своем азиатском Тартаре — думали русские люди («переменит Бог орду»). Немцы же несли не только физическое порабощение, но и духовное. Ведь они ворвались на Русь с запада «на плечах» бегущих от них в панике родственных полабских словен, разгромленных католиками в середине Европы в конце ХП века тоже крестовым походом.

Поэтому, мобилизовав последние силы, новгородский князь Александр Ярославич (Невский) двумя «побоищами» остановил Дранг нах Остен сначала шведов в 1240 году, затем немцев в 1242.

На границе Руси остались псковичи. Вынужденные принять на себя всю тяжесть неравной борьбы с иноземными агрессорами, они создали в начале ХIV века свою рыцарскую Псковскую боярско-вечевую республику, поскольку ситуация в это время еще больше ухудшилась. С юга реальным захватом стало угрожать великое княжество Литовское, а с севера — Шведское королевство. В 1398 году великий литовский князь заключил с немецким орденом договор о разделе между ними Новгородской и Псковской земель соответственно. В начале ХV века объединенные целью войска иноземцев вдоль и поперек исходили Псковскую землю, неся смерть и разрушения, убивая и уводя в плен мирных жителей.

Так за несколько столетий небольшая Псковщина стала пылающей зоной многочисленных столкновений полуразгромленной кочевниками Азии русской православной цивилизации с нагло-настырной католической Романо-Германской цивилизацией Западной Европы.

Земля Святой Троицы. Противоборствуя с немецкими, датскими, затем шведскими, литовскими рыцарями в ХIV-XVI веках, с трех сторон окруживших Псковскую землю, псковичам пришлось не просто самим заковаться в рыцарскую броню, а Псковщину обставить множеством крепостей. Псковичи стали считать борьбу за свою землю священной, назвав эту землю «Землей Святой Троицы». Ведь в центре Пскова на высоком Кромском холме еще с ХII века стоял величественный каменный собор Святой Живоначальной Троицы. Бросаясь в бой с возгласом о Троице, псковичи тем самым призывали себе на помощь Самого христианского Бога.

1447 г.: «Немцы, князь Местер, пришед…на Землю Святое Троицы на отчину великих князей, два пригороды псковских выжгли, волости пожгли, хърестьянство посекли и в полон свели» (Болх. ИКП-2,с.71).

1471 г.: «А что нам князь Местерь о земли и о воде повестует, а то земля и вода Святыа Троица псковская вотчина великих князей и всея Роуси оустрадание, тоуды оу нас ныне и городи стоять» (ПЗЛ, с.174)

В 1510 г. летописец записал: «А пригородов 10 в Псковской земли и 2 городища: Кобылье и Вышгородище». Вышгород с собором св. Бориса и Глеба был построен псковичами в 1476 году на реке Леди в пограничной Кокшинской волости на месте Кокшинского городища. Кобылий с собором Архангела Михаила псковичи поставили в 1462 году тоже на «обидном месте» на самой границе с немцами. Эти крепости и были разгромлены в 1480 году. Другими 10 пригородами Пскова были: Велье с соб. Архангела Михаила, Володимерец с соб. Николы Чудотворца, Воронач с соб. Георгия Победоносца, Врев с соб. Спаса Преображения, Выбор с соб. Архангела Михаила, Гдов с соб. Дмитрия Солунского, Изборск с соб. Николы Чудотворца, Красный город с соб. Спаса Преображения, Опочка с соб. Спаса Всемилостивого, Остров с соб. Николая Чудотворца. Все крепости были под покровом небесных воинских сил: Спасителя, Михаила Архангела, Дмитрия Солунского, Георгия Победоносца, Николы Чудотворца, Бориса и Глеба. Образы их рыцари Псковщины очевидно несли на знаменах своих полков.

С более древнего времени на Псковщине существовали и старые крепости: Камно, Дубков, Городок на Отмене, городок на Плаве, Коложе на Камене озере, Котельно, Кокшин, Себеж, городок на Савкине горке, Изборск Древний (Труворово городище), Сыренск на Нарве и др.

Крепости Псковщины были в основном деревянными, некоторые — каменно-деревянными, а некоторые превращались затем в каменные. Так Изборск «на новом месте» был построен в 1330 году каменно-деревянным (каменной была стена на приступе и башня Луковка в тылу возле деревянной стены), лишь в начале ХV века — окружен каменными стенами и башнями. Гдов с I 431 по I 500 гг. стоял тоже каменно-деревянным. У Велья каменная стена найдена в тыловой части крепости, на приступе был мощный высокий вал. Такой же облик был раньше и у Древнего Изборска (на Труворовом городище при раскопках каменная стека XI века была обнаружена в тылу крепости, с каменной башней-костром на стрелке). Псковичам не под силу было возводить каменные крепости сразу и целиком, возводили их поэтому по частям.

Сам Псков еще в начале ХV века был «очень хорошо укреплен каменными стенами и башнями. И в нем находится один очень большой замок, куда ни един истинный христианин не мог войти не подвергаясь опасности смерти» (католик Гильбер де Ланной). А в ХVI веке Псков стал единственным на Руси городом с 5 линиями каменных стен.

«Любуемся Псковом! Господи, какой большой город! Точно Париж!.. Город черезвычайно большой, какого нет во всей Польше, весь онесен стеною, за ней красуются церкви, как густой лес, все каменные. Домов за стенами не видно. Местность превосходная, — город расположен на красивей равнине…» (Пиотровский, писец Стефана Батория, 158 I г.).

Крепости-кромы Псковщины. В 1979−80 гг. при раскопках в псковском Крому археологом С. Белецким были найдены остатки нескольких клетей-складов, заполнявших Кром с XIV по ХVI вв. Все клети были одинаковой ширины в 6 локтей и стояли с интервалом в 1 локоть. Равный размер клетей и ритм их расстановки свидетельствовал с том, что клети-закрома были выстроены одновременно и по одному типу, а весь Кром — распланирован. Прикидка показала, что в Крому могло поместиться около 400 клетей. Некоторая часть их была клетями общественными, а большая часть — частными, принадлежавшими очевидно псковским боярским родам.

Исторические документы сообщали о том, что в клетях Крома хранилось зерно и движимое имущество, бытовой инвентарь, платья, семейные ценности псковичей. Но при раскопках нашли то, о чем ни один исторический документ не сообщал — предметы вооружения воинов-рыцарей и снаряжения их боевых коней: пластины от панцирных доспехов, части кольчуг, копий, наконечники стрел, дротика, а также удила, подпружные пряжки, ледоходные шипы… Оказалось, что помимо запасов зерна, бытового инвентаря, в кромских клетях хранилась «снасть», «ратная приправа» тяжеловооруженных всадников-рыцарей. Кром наряжал и те «триста» человек «кованой» или «железной рати», которые составляли главную таранную мощь Большого псковского полка. Лишь в 1510 году, когда великий московский князь вывез из присоединенного к Москве Пскова 300 семей «лучших людей», то и клети их из Крома велел «выпрятать». Кром вечевого Пскова, выражаясь современным языком, был арсеналом, военной базой с полным набором боевого снаряжения и хлебных запасов, полностью приспособленным к военному времени. Вот почему туда был запрещен вход любым иностранцам под страхом смертной казни, о чем написал Гильбер де Ланной в начале ХV века.

В пригородах Пскова раскопки проводились лишь на Труворовом городище (Древнем Изборске). Но клети, обнаруженные там В. Седовым, хотя и заполняли там в XI -Х III веках всю территорию, не были еще расставлены регулярно. Скудные исторические документы свидетельствуют о том, что крепости других пригородов Псковщины своей «начинкой» не отличались от Псковского Крома и Труворова городища.

Сохранились уникальные известия о том, что в 1585−87 гг. в крепости города Острова, помимо нескольких дворов городского головы, приказчика, попа и дьячка, стояло 11 клетей и числилось «258 мест клетных городских жителей, да приезжих людей… было 12 житниц». В Вороначе тогда же стояло 18 государевых житниц, да числилось 228 клетей посадских, волостных и черных людей и деревенских крестьян, «а ныне места пусты». В Красном городе было 10 пустых житничных мест, стояло 13 клетей, да 211 мест житничных и клетных пустых".

В I 5 I 0 году по этим городам прошел с войсками польский король Стефан Баторий. Клети, очевидно, и были ликвидированы в это время. В 1510 году московский великий князь клетей-житниц в псковских пригородах не убирал — (как в Псковском Крому). Крепости Псковщины были, следовательно, такими арсеналами хлеба и оружия, военными базами, каким был Псковский Кром.

Строители крепостей Псковщины. Арсеналы своих пригородов возводили конечно сами псковичи, причем с помощью пригорожан, под руководством псковского князя и посадников. Так Селога посадник «со псковичи и со изборяны» строили на новом месте в 1330 году полукаменный Изборск. После этого вероятно в 1340 году псковичи возвели сначала полукаменный Остров. К 1360 году — полукаменный пригород Велье. В 1414 году «псковичи поставиша город над Великою рекою и нарекоша имя ему Опочка». В 1431 году «князь Александр Федорович и Юрий посадник и вси посадники псковъскии заложиша город новый в Котельнском обрубе и нарекоша ему Выбор». В том же году «псковичи, наяша мастеров 300 муж и заложиша город новый на реце на Гдове, половину стены камену, а иную половину деревяну» (Гдов строили князь Дмитрий Александрович и Яким посадник и вси посадники псковские). В 1464 году «князь псковский Иван Олександрович и посадник степенный Олексей Васильевичь заложиша град нов древян на Сини реки, и нарекоша Краснеи городець». В 1462 году «псковичи заложиша иныи городок новый на Володциной горе, и нарекоша ему имя Володимерец, и церковь поставиша святого отца Николы» (Псковск. летописи). Как видно, строительство городов в Земле Святой Троицы в ХIV-ХV веках было делом государственным. Любой город, новый или переносимый со старого на новое место, строился сразу в одно лето, для чего мобилизовались строители-специалисты Пскова и жители волости. «Всем Псковом» и волостью ставилась крепость, в ней соборный храм, возможно разбивались дворовые участки для жителей. На посадах иногда ставились приходские церкви, возникали монастыри. Так в Острове были Верхний и Нижний посады, причем в одном из них стоял монастырь Пресвятой Богородицы. В Велье под 1459 г. упоминается монастырь Спаса. Близ Кобылья городка был Озерский монастырь. Нередко, после переноса крепости, на старом месте оставался старый храм, монастырь. Так Николо-Городищенский монастырь остался на Труворовом городище, так же очевидно возник монастырь на Савкиной горке. На посаде Володимерца упоминается церковь св. Илии, в 0почке — ц. Пресвятой Богородицы.

Коль скоро крепости строило Псковское «господарство», посадники, князья, строительство велось с учетом всех достижений в области крепостного строительства. В псковских крепостях впервые появилась регулярность, выразившаяся в прямолинейности стен (Володимерец, Красный город, Выбор, Гдов). Это было связано с развитием артиллерии (фланкирующий обстрел стен с башен). Тяжелая военная обстановка вынуждала псковичей быть впереди в вопросах оборонного строительства.

Коль скоро в клетях, заполнявших крепости пригородов, тоже хранилась «ратная приправа» тяжеловооруженных всадников-рыцарей, пригороды выставляли свои 12 полков к главному Большому Псковскому полку. По своему вооружению конница Пскова ничем не уступала рыцарской коннице ливонцев или литовского князя. Полки пригородов действовали не только вместе с псковским полком, но и самостоятельно.

Так в I 406 году при нападении ливонских рыцарей «вельяне скопившеся, выехали с полтораста человек железноя рати и,… помоляшеся Богу и святому Михаилу, оудариша на них,… и стяг немецкий отъяша». В 1426 году «островичи ходиша тороном под Вельем, и егда возратишася ввзад ко Острову и обретоша в нощь на лесе при пути тотарскую рать, и оударишася на них». В 1498 году «пригороды съехалися ко Пскову со всею ратною приправою и стягами».


***

Сегодня на Кромском холме вздымается посреди Пскова новый величественный Троицкий собор, построенный в конце ХVII века как древнейший символ Святой Руси. Под холмом возле Троицы в низине Довмонтова города псковичи еще в ХIV-ХV вв. поставили 18 каменных храмов: 6 соборов — символов 6 концов своего стольного города, а еще 12 храмов — символов 12 пригородов Псковской земли. Ныне вместе них — лишь руины, да научно разоренное кладбище: кости древних псковичей-рыцарей из Довмонтова города археологи выбросили на свалку.

Восстанавливать храмы-символы Дома Святой Троицы и Земли Святой Троицы не дает талмудизм и Европа-плюс. «Братья мужи псковичи»! За Вами — Русская православная цивилизация! «Потягнем за Святую Троицу»!

Академик Геннадий Мокеев

7.01.2005


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика