Программа семи концертов фестиваля — от Стихиры Ивана Грозного до Реквиема Сергея Слонимского (сочинение 2003 года, мировая премьера) — ретроспективно отражала историю Капеллы, от хора Государевых певчих дьяков Ивана III до наших дней. А история эта поистине уникальна.
Хор Государевых певчих дьяков изначально не был хором церковным. Пётр I перевёл его к берегам Невы для участия в закладке будущей столицы — Петербурга. Преобразованный ещё в XVIII веке в Придворную певческую капеллу, хор на протяжении трёх столетий развивался вширь и вглубь, в начале XIX века исполнял «Торжественную мессу» Бетховена, оратории Гайдна «Времена года» и «Сотворение мира», Реквием Моцарта. Затем, с включением в состав Капеллы симфонического оркестра, ей стала доступной практически вся русская и мировая классика. Капелла изначально была и ш к о л о й. Школой певцов, регентов, оркестровых музыкантов, дирижёров-симфонистов, композиторов, где работали её выпускники, а также великие русские композиторы — Глинка, Балакирев, Римский-Корсаков.
До революции Капелла включала в себя Большой смешанный хор, хор мальчиков, симфонический оркестр и учебный комплекс («шляхетский корпус») от начального до высшего образования. В советские годы она сохраняла свой в полном смысле государственный статус. Ею руководили такие мастера, как М. Климов, Е. Кудрявцева, А. Дмитревский. А с 1974 года — вот уже 30 лет — Владислав Чернушенко, которому удалось расширить репертуар, включив в него шедевры русской духовной музыки, наперекор общей тенденции атеистического её неприятия (в основном официальной элитой). В афише, например, печаталось: Рахманинов, ор. 37, ибо нельзя было написать «Всенощное бдение». В Капелле зазвучали духовные произведения Гречанинова, Бортнянского, других авторов. Именно Капелле и В. Чернушенко доверил Георгий Свиридов исполнение своего хорового цикла «Молитвы и песнопения» — духовного завещания всем нам.
Впрочем, в 1917 году из состава Капеллы был выведен симфонический оркестр (ныне это первый оркестр Петербургской филармонии). Усилиями В.А. Чернушенко симфонический оркестр Капеллы был восстановлен в 1991 году. В 50-х годах эмансипировался детский хор и образовалась автономная единица (Хоровое училище), что затруднило подпитку Капеллы своими кадрами. Но эти трудности не идут ни в какое сравнение с нынешними бедами!
Капелла уже давно не живёт в своём красивейшем доме, построенном специально для неё архитектором Леонтием Бенуа, с акустически совершенным залом. Возводят рядом громадную гостиницу, а в здании Капеллы пошли трещины, и ремонту не видно конца. Капелла и её симфонический оркестр находят прибежище в помещении Большого зала Филармонии, но только для концертов, а не для репетиций. Нищенская оплата труда вынуждает оркестрантов, которые многому научились в Капелле, переходить в другие коллективы, а певцов отправляться за границу…
И тем не менее фестиваль убедил, что Капелла сохраняет высочайший уровень исполнительства! Творческий коллектив — хор, оркестр, солисты, но в первую очередь художественный руководитель Капеллы Владислав Чернушенко и Александр Чернушенко создали подлинный праздник музыки. Свидетель этого торжества — Большой зал Филармонии все семь дней фестиваля был заполнен до отказа. Публика с восторгом приняла Одиннадцатую симфонию С. Слонимского, посвящённую Михаилу Шемякину, и его же Реквием. Оба сочинения — яркие, глубокие, достаточно сложные, очень характерные для стиля Слонимского. С энтузиазмом слушали «Поэму памяти Есенина» Г. Свиридова (отличный солист О. Трофимов), кантату Танеева «Иоанн Дамаскин» и, конечно, «Перезвоны» Гаврилина. Мощно и ярко прозвучала оратория С. Прокофьева «Иван Грозный» (при участии
Н. Мартона — партия чтеца). Под управлением А. Чернушенко с большим успехом прошёл вечер инструментальной музыки. Прозвучали также сюита из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева, тонко и строго исполненные С. Ролдугиным «Вариации на тему рококо» Чайковского и «Итальянское каприччио» — своего рода символ праздничности.
Мы вновь убедились в том, что Капелла хранит не только собственно певческую традицию, её строгую торжественность, но и сам её д у х — ликующий и скорбный, героический и высокий, всегда человечный. Так ведь иначе просто нельзя! Девиз Капеллы — сохранять, защищать, идти вперёд — не может допустить снижения уровня до серой заурядности, тем более «попсовости». А главное, фестиваль показал, что р у с с к, а я к л, а с с и ч е с к, а я м у з ы к, а в о с т р е б о в, а н а. Востребована её чистота, яркость, первозданность. Остался, правда, вопрос — почему так часто высокое, смелое, значительное и в искусстве, и в науке, и в литературе существует н е с м о т р я и в о п р е к и?
Капелла не относится к тем, кто продаёт билеты по бешеным ценам. Не потому ли она и находится в бедственном положении? Но «несмотря и вопреки» хранит и умножает ценности высокой музыки.
Екатерина РУЧЬЕВСКАЯ, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств России, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
24−30 декабря 2004 г.