Русская линия
Православие.Ru24.12.2004 

Доклад министра культуры А.С.Соколова на заседании правительства Российской Федерации
Об основных направлениях государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации

Уважаемый Михаил Ефимович!
Уважаемые члены Правительства и приглашенные!

Сегодняшнее обсуждение призвано заложить основу концепции новой государственной политики в сфере культуры и массовых коммуникаций, которая бы отвечала коренным интересам нашего общества. Новизна означает принципиальный пересмотр роли, целей, основных направлений и приоритетов государственной политики по отношению к сфере культуры и массовых коммуникаций. Она также означает системный уровень рассмотрения значительного объема информации, отражающей все области культуры и массовых коммуникаций. Нынешняя структура нашего Министерства, подведомственных ему федеральных агентств и федеральной службы подразумевает именно такой системный подход к многоплановой и многоуровневой панораме культурной жизни.

Иллюстрация 1 показывает, в каких именно ракурсах может быть представлена сфера нашей ответственности и наших полномочий.

Сегодня сфера культуры и массовых коммуникаций — это 3 млн. человек, 200 тыс. учреждений, — из них 150 тыс. бюджетных и 50 тыс. частных. Это 10 тыс. издательств, 25 тыс. газет и журналов, 100 творческих союзов и ассоциаций. Это еще и особого рода индустрия — от «империй» телерадиовещания до маленьких сельских библиотек и клубов.

Приступая к обсуждению основных направлений государственной культурной политики, необходимо прежде всего определить понятие «культура». Из обилия различных толкований этого емкого понятия я предлагаю оттолкнуться в дальнейших размышлениях от духовного завещания нашего великого соотечественника, академика Д.С.Лихачева — от разработанного им в последние годы жизни документа под названием «Декларация прав культуры» (Санкт-Петербург, 1996 г.).

Процитирую начало статьи 1 Декларации:

«Под культурой понимается сотворенная человеком материальная и духовная среда обитания, а также процессы создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества».
В Декларации вводится понятие гуманитарной культуры, т. е. культуры, ориентированной на развитие созидательных начал в человеке и в обществе, сказано, что культура представляет главный смысл и глобальную ценность существования как народов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла. Культура, по-существу, поставлена в один ряд с жизнью.

Сегодня нашей стране нужна серьезная, обоснованная социокультурная политика, которой не было аналога в прошлом. Эта государственная политика должна быть органично увязана с главными целями и задачами развития страны — такими как духовное оздоровление нации, повышение качественного уровня жизни, борьба с бедностью, преступностью, детской беспризорностью, преодоление социальной апатии, смягчение социальной напряженности. Лишь во всем этом — залог и укрепления демократических основ общества, и повышения конкурентоспособности российской экономики.

Обобщенно все эти цели можно выразить формулировкой из Послания Президента России В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 г.: стремиться к построению «общества действительно свободных людей — свободных и экономически и политически». И неотъемлемой частью этой свободы, как сказано в статье 27 Всеобщей декларации прав человека, является право каждого «свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами».

В таком контексте социокультурную, т. е. социально ориентированную политику Российской Федерации необходимо рассматривать как формирование и модернизацию единого культурного и информационного пространства — необходимого условия повышения качества жизни в соответствии с мировыми стандартами и наличными ресурсами.

С какой же альтернативой этим очевидным, казалось бы, истинам мы постоянно сталкиваемся в окружающей нас жизни? К сожалению, именно к реалиям сегодняшнего дня относится видение культуры всего лишь как сферы досуга. В результате мы имеем довольно низкий культурный уровень основной массы населения, низкую политическую и правовую культуру, нарастающие негативные тенденции в общественном сознании и поведении — социальную маргинализацию, рост ксенофобии, агрессивности, неприятие богатых, плохое отношение к институту частной собственности, но при этом терпимое отношение к неуплате налогов и т. д.

Пренебрежение к реальным и очень серьезным культурным проблемам страны возникло, конечно же, не сегодня. И именно это издавна породило пресловутый принцип финансирования «по остаточному принципу», который ныне выродился в «принцип нищеты», что особенно наглядно проявляется в российской провинции.

Налицо нищенское существование абсолютного большинства из 1 млн. 200 тыс. человек, занятых сегодня в отрасли «культура и искусство». Это 1,8% от численности занятых во всех отраслях экономики. Среднемесячная начисленная заработная плана к концу текущего года в этой категории составляет 4180 руб., что есть 60% к средней заработной плате по стране, и это по-прежнему практически самый низкий уровень.

С этим, в свою очередь, связаны и безвозвратные потери, о чем подробно говорилось на октябрьском заседании Правительства при обсуждении проблемы охраны памятников. По статистике Института искусствознания ежедневно в России гибнет по различным причинам три памятника культуры!

В глубоком кризисе находится культурная сфера села. За 90-е годы на 23% сократилась сеть клубных учреждений (37% имеющихся клубов требуют капремонта), библиотек — на 6%, киноустановок — на 7%.

Нельзя не упомянуть и о наших музейных, библиотечных, архивных фондах, хранящихся в совершенно неподобающих условиях, и тоже находящихся под угрозой утраты.

Потому в предстоящие годы основные усилия государства должны быть сосредоточены не на сокращении бюджетных расходов на культу­ру (пропорционально расходам на иные потребности общества) — продолжение этого «пути в никуда» грозит уже необратимыми послед­ствиями, а на модернизации и повышении эффективности использования потенциала отрасли, то есть потенциала работников, учреждений и организаций отрасли в интересах развития страны.

Модернизационные процессы во всех сферах российской жизни могут быть успешно осуществлены только при учёте культурных особенностей современного проблемного поля России в его внутренней и международной обусловленности.

Необходимо особо отметить здесь факторы глобализации. Стремительное распространение средств массовой коммуникации и массовых видов искусств, экранной культуры (кино, телевидение, видео), радио и звукозаписи, компьютерных и сетевых технологий, Интернета — в корне изменило представления о структуре и функциях культуры.

Возникла глобальная массовая культура, рассчитанная на всё (!) население земного шара, независимо от пола, возраста, вероисповедания. Как и все страны, Россия испытывает колоссальные давления глобализации — и позитивные и негативные. Одновременно мы являемся свидетелями и противоположной тенденции — возрастания многообразия конкретных культурных сообществ.

К этому надо добавить ещё радикальное изменение информационного пространства страны, невиданные темпы компьютеризации. Более половины всей информации рождается и существует теперь в электронной форме. Изменились коммуникации между людьми, из-за этого меняется структура общества, вся система, основа и принципы управления страной, включая сферу культуры и массовых коммуникаций.

Библиотеки и музеи мира выставляют во «всемирную паутину» свои виртуальные фонды и экспозиции, безмерно расширяя тем самым круг своих посетителей. Завершение работы по включению российской библиотечной сети, в особенности сельской, во всемирную компьютерную сеть может стать одним из самых революционных событий в культуре России, поскольку всемирное информационное поле, в том числе и культурное, станет открытым и доступным в каждом уголке страны.

Всестороннее осмысление новой фазы развития человечества, в которую нас ввел 20 век, анализ реакции на эти изменения в культурной политике других стран мира требует радикального пересмотра и в нашей стране целей, приоритетов и вообще всего содержания политики в сфере культуры и массовых коммуникаций.

Разумеется, не хлебом единым достигаются высокие цели духовного развития общества, и здесь у нас много и других нереализованных пока резервов. Есть достойный изучения и распространения опыт, накопленный в различных субъектах Российской Федерации. К примеру, недавняя командировка в Якутию позволила мне убедиться, что название республиканского Министерства — «Министерство культуры и духовного развития» — не пустой звук, и что в Якутии разрабатываются и реализуются программы, которые могут быть модельными не только для ряда других северных регионов, но и для многих регионов России в целом.

Духовное и интеллектуальное развитие личности — высшая цель, во имя которой просто необходимо объединение усилий властей всех уровней со структурами гражданского общества. Именно так воспринято обществом качественно новое взаимодействие светского государства и церкви в сегодняшней России.

Не только восстановлением исторической справедливости, но и стремлением к духовному возрождению нации стимулируется процесс возвращения культовых зданий Церкви, реставрация храмов, являющихся памятниками архитектуры, на государственные деньги.

На сегодняшний день религиозным объединениям передано 2400 культовых зданий.

На рубеже XX и XXI столетий после долгого перерыва в России был официально утвержден в статусе церковно-государственного праздник славянской письменности в честь Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В организации приуроченных к празднику фестивалей, научных конференций, выставок, концертных программ и т. д. плодотворно сотрудничают Минкультуры России и Русская Православная Церковь.

Правительственная комиссия по взаимодействию с религиозными организациями на своем недавнем заседании детально рассматривала вопрос о введении в систему школьных дисциплин нового курса «Основы религиозной культуры». Этот достаточно тонкий вопрос взвешенно и многосторонне обсуждают совместно с представителями различных конфессий, Минкультуры и Минобразования. Несомненно, что речь при этом идет именно о новом и важном направлении государственной политики.

Кратко затронув тему образования, остановлюсь на проблеме, столь заинтересованно обсуждавшейся на предыдущем заседании Правительства. В докладе Министра образования и науки были особенно рельефно представлены различные аспекты проблемы профессионального образования.

Думаю, нет нужды доказывать, что в сфере гуманитарного образования есть своя выраженная специфика, и что здесь нами накоплен драгоценный и уникальный опыт, признанный во всем мире.

Уникальной, к примеру, является последовательная система непрерывного профессионального музыкального и балетного образования, выводящая талантливого ребенка к самым вершинам мастерства. К счастью, с большим трудом нам удалось отстоять ведомственную принадлежность творческих ВУЗов к Минкультуры, что крайне важно для устоявшейся системы «сообщающихся сосудов», связывающих воедино учебные заведения с профессиональными творческими коллективами — театрами, филармониями, киностудиями и т. д.

Сохранив эту основу, только лишь и можно разрабатывать государственную политику достойно представляющую Россию в международном сообществе, активно и созидательно участвовать в Болонском процессе, который на данном этапе именно для гуманитарного образования таит, по всеобщему признанию, немалые опасности.

Реформирование системы образования — особо тонкая сфера, где не чиновник, а высококлассный профессионал должен произносить решающее слово.

Адресная поддержка художественной элиты — важная составляющая государственной политики в области культуры.

Специфика художественного творчества, уникальность творческого продукта и сложность регулирования процесса его создания ставит творче­ского работника в специфическую ситуацию и создает в профессиональном творческом сообществе проблемы юридического, социального и эмоцио­нального характера. Категория «творческий работник» в российском право­вом поле пока не существует — в отличие от множества других стран. Нет ответа в законодательстве, кем являются творческие работники с точки зрения трудового, социального и пенсионного законодательства.

В то же время, Трудовой кодекс предусматривает существование спе­циального закона, который мог бы устанавливать особенности трудовой дея­тельности творческого работника. И хотя специфика творческой деятельно­сти не отражена в российском законодательстве, такая цель продекларирова­на.

Таким образом, государство в реализации своей культурной и социаль­ной политики должно продолжить совместные с творческим сообществом усилия по нахождению оптимального решения этой нестандартной ситуации.

В процессе совершенствования системы государственной поддержки сферы культуры особенно заметную роль играет институт грантов Прези­дента Российской Федерации. Задуманные как одно из средств стимулирова­ния деятельности выдающихся российских творческих учреждений, гранты выступают инструментом выявления приоритетов государственной полити­ки.

Иллюстрация 2 включает список обладателей президентского гранта, выделенного в 2003 году на сумму 810 млн руб.

Являясь одной из форм бюджетного финансирования, сис­тема президентских грантов становится способом поощрения со стороны го­сударства стремления творческих коллективов к высокому профессиональ­ному уровню, своеобразным «знаком качества» для культурного сообщества. Для эффективной реализации системы президентских грантов необходимо совер­шенствовать критерии оценки и отбора художественных коллективов. Для оптимизации механизмов принятия решений о выделении грантов требует­ся дальнейшая работа по их нормативно-правовому регулированию.

Иллюстрация 3 отражает итог работы по подготовке проектов Указа Президента и постановления Правительства Российской Федерации по поддержке профессиональных коллективов народного творчества.

В списке приоритетов перед Министерством также стоит работа по защите авторских прав. Это означает создание действенного правового заслона проникновению на потребительский рынок России нелегальной аудио-, видеопродукции. Эта проблема приобрела глобальный характер: по оценкам экспертов уро­вень «пиратской» аудио-, видеопродукции составляет в России 80−90% от общего оборота данного сегмента рынка.

В целях противодействия распространению контрафактной аудио-, ви­деопродукции Министерство приступает к разработке качественно новой системы мер, направленной на повышение эффективности государственного контроля в области пресечения поступления фальсифицированной продукции на товар­ный рынок России — систему верификации аудио-, видеопродукции.

Вопрос об интеллектуальной собственности непосредственно связан со сферой индустрии культуры. Министерством детально прорабатывается положительный опыт в таких областях как кинематограф, телерадиовещание, книгоиздание и периодическая печать.

Государственная политика в отношении кинематографа уже дала позитивный результат за сравнительно короткий срок, заметный и в кинопроизводстве, и в кинопрокате.

Стремительно развивается телерадиовещание.

Иллюстрация 4 дает представление об охвате населения Российской Федерации телерадиовещанием.

Но далеко не случайно, что именно с телевидением связаны сегодня наиболее острые дебаты в обществе. Не секрет, что у нас уже давно не самая читающая, а самая смотрящая телевизор страна. По социологическим опросам лишь 26% населения регулярно читают книги и периодику, зато в среднем каждый гражданин России смотрит телевизор 3 полных рабочих дня в неделю. И, скажем прямо, потенциал телевидения, да и вообще всех СМИ, слишком мало используется в просветительских целях и в процессах позитивной социальной адаптации населения в быстро меняющемся мире.

Сейчас мы находимся в поиске принципиально новых возможностей регулирования не только экономки, но и содержательного контента телеиндустрии. Поэтому объяснима выявившаяся тернистость пути к новому современному закону о СМИ.

Разрабатывая новый закон, регулирующий отношения в сфере массовой информации и массовых коммуникаций, необходимо сохранить демократический потенциал действующего закона одновременно с этим требуется его осовременить, привести в соответствие с реалиями сегодняшнего дня, как в правовом смысле, так и в экономическом, социальном и международном.

Новым направлением государственной политики по развитию индустрий культуры является разработка концепции культурного туризма. Культурный туризм имеет познавательное, об­разовательное, рекреационное значение для туристов и эффект для тех го­родов и регионов, в которых он развивается. Положительное значение ту­ризма очевидно в той экономической выгоде, которую могут получить горо­да и их жители от инвестиций предприятий, аренды зданий, сдачи частных домов внаем, от продажи предметов ремесел, промыслов и т. д. Очевидно улучшение качества жизни многих жителей за счет развития инфраструктуры. В социальной сфере туризм также решает проблему занятости местных жите­лей, предоставляя им рабочие места, приобщая к ценностям международной культуры.

Многие конкретные проекты подобного рода могут быть успешно реализованы на основе перспективного принципа государственно-частного партнерства. Разные варианты многоканального финансирования востребованных обществом проектов в настоящее время разрабатываются созданным при Минкультуры России Экспертным Советом по государственно-частному партнерству и инвестициям. Одной из функций данного Совета является аналитика международного опыта поддержки культуры, с последующей выработкой приемлемых в наших условиях рекомендаций. Важно подчеркнуть, что при всех отличиях применяемых механизмов речь всегда идет о способах «распределения усилий» между бюджетом и внебюджетными источниками финансирования культуры.

Наряду с государственными гарантиями и бюджетными обязательствами, следует определить принципиальные шаги, преследующие в качестве цели появление дополнительных источников финансирования культурной деятельности. Подчеркнем специально ориентацию на поиск именно дополнительных средств, не уменьшающих бюджетного финансирования.

Одной из ключевых задач на пути социально-экономического развития России является формирование позитивного образа нашей страны за рубежом. Существенное влияние на репутацию государства оказывает уровень развития культуры и массовых коммуникаций. В этом смысле Россия обладает значительным потенциалом. Основными направлениями работы здесь являются популяризация отечественной культуры и русского языка. Это и заграничные гастроли лучших исполнителей и творческих коллективов, и участие российских фильмов в международных кинофестивалях, и активизация работы российских культурных центров, и обучение русскому языку, и формирование библиотечных фондов на русском языке в библиотеках других стран. Кроме того, вещание российского телевидения и радио за рубежом, участие российских издателей в международных книжных ярмарках, распространение российской печатной продукции. В настоящее время созданы и успешно развиваются зарубежные версии российских печатных СМИ не только в государствах постсоветского пространства, но и в Европе, Северной, Южной Америке и на Востоке.

Очень важным, а, может быть, даже и самым главным является участие России в разработке и реализации общеевропейской и международной культурной и информационной политики и проектов по её реализации в рамках ООН, ЮНЕСКО. Совета Европы, Шанхайской организации сотрудничества, не говоря уже про СНГ. Именно активное участие в данных проектах с использованием всего имеющегося национального культурного и информационного потенциала позволяет позитивно позиционировать Россию на международной арене.

Необходимо существенно повысить роль культуры и массовых коммуникаций в патриотическом воспитании, прежде всего молодёжи. Уважительное отношение к своей стране, сё прошлому и настоящему выступают действенным фактором преодоления социальной апатии и формирования активной гражданской позиции, потребности действовать в соответствии с национальными интересами России. Эта задача не только особой важности, но и особой деликатности. Любой перегиб, равно как и шаблонные методы се решения, негативно влияет на авторитет государства, дают повод порассуждать о возвращении к тоталитаризму, идеологическому диктату и т. п. Решать задачу патриотического воспитания помимо Минкультуры должны все министерства и ведомства России в тесном взаимодействии со структурами гражданского общества.

Уважаемые коллеги! Разумеется, а данном докладе затронуто только главное. Предстоит еще конкретизировать каждое из направлений при условии их одобрения Правительством и разработать систему нормативных, правовых, организационных и иных мер по их реализации.

Прошу в этой связи одобрить план законопроектной и иной нормотворческой деятельности Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, предполагающий представление в Правительство в течение 2005 года 10 следующих документов.

Иллюстрация 6

В заключение позволю себе вернуться к мысли, ставшей лейтмотивом соей сегодняшней речи:

Культура в нашей стране не должна более рассматриваться как балластная нагрузка на бюджет. Культура — это источник, питающий все стороны нашей жизни. Нельзя дать пересохнуть этому живительному источнику.

Спасибо за внимание. Доклад окончен.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика