Русская линия
Независимая газета Джованни Бенси24.12.2004 

Папа, «ясли» и культурная идентичность
В Рождество не обойтись без политики

Как и каждый год, в день Рождества Папа Римский Иоанн Павел II будет служить торжественную литургию в соборе Святого Петра в Ватикане вместе с сонмом кардиналов, после чего с балкона собора будет преподавать благословение «Urbi et orbi», то есть «Городу (имеется в виду Рим) и всему миру». При этом на многих языках, в том числе по-русски, он будет поздравлять «с Рождеством Христовым» как христианские, так и нехристианские народы в ознаменование универсального характера вифлеемского послания.

Однако западные церкви сетуют на то, что в современном мире Рождество все больше и больше теряет религиозный характер, становится светским праздником, в котором преобладают нехристианская символика и обычаи: Санта-Клаус в санях, запряженных оленьей упряжкой (хотя его прообраз — это святитель Николай Мирликийский), подарки, праздничные обеды и ужины, световые украшения на улицах и прочие проявления роскоши и потребительства. Из нехристианских символов Церковь освоила только один — елку, восходящую к языческим обрядам североевропейских народов.

Но в католических странах самым впечатляющим символом Рождества являются «ясли». Это пластическое воссоздание с помощью статуэток и разного рода световых эффектов (Вифлеемская звезда, сверкающая луна и т. д.) картины рождения Христа. При этом евангельские элементы переплетаются с элементами из неканонических (апокрифических) евангелий и из народной традиции. В Евангелии от Луки говорится, что Мария положила Младенца «в ясли», но сцена воображается в «пещере», хотя о таковой в Писании нет и речи. Рядом с яслями вместе с Иосифом и Марией кладутся статуэтки вола и осла, которые упоминаются только в одном из неканонических текстов. При этом фантазии нет предела. Некоторые ясли, с середины декабря выставляемые в церквах, представляют собой настоящие театрализованные инсценировки, на которых в миниатюрной форме воспроизводится жизнь целой не столько ближневосточной, сколько европейской средневековой деревни: домики с освещением, в которых разыгрывается семейная жизнь; мастерские, где работают плотники, слесари и сапожники; дорожки, по которым ходят пастухи с овцами, странники, водолеи с кувшинами на головах и многое другое. Некоторые «ясли» являются настоящими произведениями искусства. На площади Святого Петра, перед одноименным собором, богато оформленные «ясли» красуются рядом с огромной елкой, привезенной из североитальянского города Тренто.

Согласно традиции первые «ясли» были устроены святым Франциском Ассизским на Рождество 1223 г., но подобная сцена, включая вола и осла, изображается и на многих русских иконах и народных лубочных картинах. Казалось бы, полная идиллия, торжество веры и миролюбия. Но в этом году как раз «ясли» стали поводом для полемики. Сам Папа Иоанн Павел II счел нужным напомнить верующим католикам о необходимости отстаивать традицию и не отказываться от «яслей». Выступая перед паломниками на площади Св. Петра, Понтифик подчеркнул, что «ясли» — «элемент нашей культуры и искусства, но прежде всего это знамение веры в Бога, который в Вифлееме обитал с нами». И продолжил: «Будь они маленькими или большими, простыми или изысканными, ясли являются в высшей степени родным и выразительным представлением о Рождестве».

Дело тут не обошлось без политики. Напоминание Папы о целесообразности не забывать традицию и о том, что «ясли» — «элемент нашей культуры», можно понять на фоне ситуации, характерной не только для Италии, но и для многих других европейских стран. В Европе живут миллионы иммигрантов из мусульманских стран и это порождает множество трудноразрешимых проблем. Для ксенофобов единственное решение сводится к лозунгу: «Мусульман — вон!». Эту точку зрения выражают некоторые влиятельные политики. В Италии — это сторонники «Лиги Севера» Умберто Босси, во Франции — «Национальный Фронт» Жан-Мари Ле Пена и прочие, но их точка зрения явно несовместима ни с христианством, ни просто с человечностью.

Миграция — феномен нашего времени, и иллюзорно думать, что ее можно остановить или повернуть вспять. Но и те, кто это понимает, не могут найти удовлетворительного ответа на вопрос о том, как можно организовать взаимовыгодно и без ущерба совместную жизнь европейцев с представителями иных культур. Есть концепция «отдельного развития», которая, как часто бывает в Германии, приводит к образованию этническо-религиозных гетто, в которых живут потерявшие свои корни меньшинства, самоотстраняющиеся от жизни стран проживания. И есть модель «интеграции», согласно которой иммигранты и коренное население должны сотрудничать, взаимопроникаться. Это идея «мультикультурализма», которая требует сдержанности, взаимопонимания и взаимного ограничения. Но как далеко могут зайти эти качества?

Как раз в эти дни, в преддверии Рождества, в Италии и некоторых других странах звучали призывы отказаться от выставления «яслей» в школах, потому что это может задеть религиозные чувства школьников-мусульман. Эти предложения вызвали бурную дискуссию. Иоанн Павел II прямо не сослался на нее, но, несомненно, имел ее в виду, когда призвал к сохранению христианской традиции и не отказаться от создания «яслей». Надо сказать, что и сами мусульмане отрицательно отнеслись к предложению отказаться от «яслей». Имам соборной мечети в Милане обратил внимание не только на то, что и для мусульман Иисус — один из почитаемых пророков, но также и на необходимость, чтобы дети-мусульмане знакомились с традициями, культурой и религией народа, среди которого они живут.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика