Русская линия
Agnuz Виталиано Маттиоли16.12.2004 

Рождество Иисуса делает рождение каждого ребенка даром Божиим

Во все более накаляющейся атмосфере, которую создают в Италии споры вокруг Рождественских Ясель и религиозных символов, связанных с Рождеством, в Кампании разгорелся скандал, вызванный тем, что администрация этого региона опубликовала ежедневник на будущий год, исключив из его календаря имена всех христианских святых и названия христианских праздников.

В ежедневнике, изданном той же самой администрацией Кампании, которая недавно утвердила документ, в котором рекомендует школам оставаться закрытыми по случаю исламских и буддистских праздников, не упоминаются ни Пасха, ни Пятидесятница, в то время, как Рождество указано как праздник мира, а Богоявление — как день детей.

В этом контексте, чтобы лучше узнать историю одного из величайших выражений культуры и веры, связанном с рождением Иисуса, агентство Zenit взяло интервью у монс. Виталиано Маттиоли.

Доцент папского университета Urbaniana и вице-президент папского института св. Апполинария, монс. Маттиоли опубликовал в 2000 году книгу под названием «Персонажи Рождественских Ясель» (изд-во PIEMME, Италия).

В ответ на проявления нетерпимости по отношению к Яслям и христианским символам Рождества, кардинал Камилло Руини призвал итальянцев защитить традицию возведения Ясель в школах. Каково Ваше мнение по этому поводу?

Я абсолютно согласен с кардиналом Руини. Это нельзя считать каким-то неподобающим вмешательством. Прежде всего, как президент итальянской Епископской Конференции, он ответственен за Церковь Италии, и призвать христиан не уничтожать религиозные символы входит в его прямую компетенцию.

Кроме того, как гражданин Италии, он выразил свое мнение, что элементы, ставшие уже частью итальянской культуры, и даже лежащие в ее основе, не должны уничтожаться в угоду превратно понятого государственного лаицизма.

Причина, по которой некоторые преподаватели и директора школ отказываются устраивать Ясли, чтобы не обидеть детей мусульман, скорее фиктивная, чем реальная. Мусульмане не верят во Христа-Бога, но принимают Его как великого пророка, уважают и почитают Его. Сохранить рождественские символы — как подтвердили также многие имамы — это не значит обидеть их единоверцев.

Мне кажется, что под этой надуманной причиной кроется желание некоторых лиц изъять из итальянского общества религиозные символы; эти люди не могут на них спокойно смотреть, они вызывают у них своеобразную аллергию. И присутствие мусульман — это всего лишь повод. Если этот диагноз верен, то реальность может стать еще драматичней, и вмешательство кардинала Руини является более чем обоснованным.

Вы написали книгу о персонажах рождественских Ясель. Не могли бы Вы рассказать нам об истории этой традиции, о ее духовном и художественном значении?

Книга вышла в 2000 году в издательстве PIEMME, и называется «Персонажи Рождественских Ясель». Все знают, что эта традиция восходит к св. Франциску, соорудившему первые Ясли во время Рождества 1223 года, как рассказал об этом Фома Челанский в Первой Легенде.

Каждая религия нуждается в символах и ритуалах, чтобы выразить свои верования. Человек состоит также из чувств, ему нужно прикоснуться к священному, увидеть его. Гений святого Франциска, великого знатока человеческой души (хотя он и не изучал психологию), понял это. Религия — это не чувство, но в нее вовлекаются также и чувства.

Сооружая Рождественские Ясли, св. Франциск не ставил целью «восстановить» в видимой форме рождение Иисуса. Он хотел вызвать отклик в сердцах людей, чтобы простое любопытство переросло в волнение, чтобы от сентиментальной любви они переходили к любви действенной, ведущей к изменению жизни, к настоящей метанойе, к обращению.

Только так Рождество не пройдет впустую, и этот приход Христа принесет духовные плоды, результаты которых скажутся также и на гражданском обществе. Гражданское благосостояние — это последствия религиозной жизни, прожитой во всей ее полноте и уравновешенности.

Отменить Ясли и другие религиозные символы — это значит не только сделать духовно беднее весь народ, но и лишить общество всех этих ценностей справедливости, покоя и порядка, которые несет в себе здоровая религиозная жизнь. Это значит искать зла, а не блага. Мир в обществе нарушают не те, кто продолжает демонстрировать религиозные символы, а те, кто считает, что их следует запретить.

Не следует забывать и о вкладе искусства в создание религиозных символов. Сколько художников во всем мире обращались к теме Рождества! Некоторые из них создали подлинные шедевры. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить XXIX выставку «100 рождественских Ясель», проходящую в Риме в базилике Santa Maria del Popolo. Там выставлено 164 Ясель из 12-ти итальянских регионов и 18-ти стран (Европа, Латинская Америка, Азия).

В этом году во Флоренции были установлены Ясли, вызвавшие огромный интерес: Иисуса Младенца укачивает на руках св. Иосиф. Не могли бы Вы рассказать нам об истории и роли св. Иосифа в рождении и жизнь Иисуса?

Ясли работы скульптора Марио Чероли, сооруженные под ложами галереи Уффицы, чрезвычайно интересны, хотя и вызвали оживленную дискуссию. Святое Семейство представлено в атмосфере любви: Иосиф баюкает Младенца на руках, а Мария с нежностью смотрит на сына и мужа.

Несколько лет назад писатель Ян Добрачинский написал весьма содержательную книгу о св. Иосифе под названием «Тень отца». Он не был отцом Иисуса, но он его заменял. Св. Иосиф всегда жил, если можно так выразиться, за кулисами. Он является не как главный герой, но как «хранитель» Мадонны и Младенца. Св. Иосиф из рода Давидова. Именно он дает Иисусу законное наследование по линии Давида. Евангелисты много раз, особенно Матфей, называют Иисуса «Сыном Давидовым», имея в виду, что Он является его потомком.

Матфей представляет нам родословие Иосифа, потомка Давида, и заключает: «Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос» (Мф I, 16). Таким образом евангелист подчеркивает, что Иисус с биологической точки зрения был Сыном только Марии. Иосифу была уготована роль «защитника», «хранителя» Семейства. Тот же Матфей сообщает нам (XIII, 55), что Иисуса называли «сыном плотника».

Так разворачивается спираль повествования о том, как Иосиф неустанно трудится на благо семьи, как он защищает ее в опасных ситуациях, особенно когда он сопровождает Марию в Вифлеем, и когда Семейство переезжает в Египет.

Интересно, что в этом случае, как и в случае возвращения, ангел обращается не к Марии, а к Иосифу. Его веру, внутреннюю жизнь, уважение и любовь к Марии нам открывает Матфей (I, 18−25), когда описывает сомнение Иосифа, встревоженного беременностью Марии. Иосиф — это пример настоящего верующего, доверяющего Богу и полагающегося во всем на Его волю.

Для Иисуса он представлял образ отца, в котором так нуждаются дети для своего здорового и уравновешенного развития. Когда Иисус вырос, и мог самостоятельно позаботиться о себе и своей Матери, Бог призвал к себе своего верного слугу, Иосифа Праведника.

Через Марию осуществляется воплощение Сына Божия. Какое значение приобретают Мария и Младенец Иисус в рождественских Яслях?

Ясли являются выражением не только религиозных, но и человеческих, гражданских, мирских ценностей. Они представляют семью и выявляют теснейшую гармоничную связь триады, состоящей из мужа, жены и ребенка. Других персонажей может и не быть, это не важно. Но без Иисуса, Марии и Иосифа обойтись нельзя. Это уже не будут рождественские Ясли. Защищать семью — это не значит навязывать светскому обществу христианские религиозные ценности, но выявлять те светские ценности, которые лежат в основе гражданского общества.

Неслучайно статья 29 нашей Конституции гласит: «Республика признает семью в качестве естественного общества, основанного на браке». Утверждая эти ценности, Церковь «всего лишь» защищает Конституцию. Мать и дитя — это два понятия, неразрывно связанные между собой. Когда видишь ребенка, думаешь о матери, зачавшей его и выносившей в своем теле. Хотя зачатие Иисуса происходило без участия мужчины, генетическое наследие Марии полностью передалось Иисусу.

Плоть Иисуса была плотью Марии. Это Она выносила в своем лоне Плоть, которая спустя годы была принесена в жертву на кресте. Младенец является центром размышления всего рождественского периода. Мария воспринимает своего Сына как дар Божий. Каждый ребенок — это дар, начиная с момента его зачатия. Каждый ребенок должен восприниматься как присутствие Бога в этой семье. Поэтому ребенок — это великая ответственность.

Иоанн Павел II избрал в качестве девиза для будущего всемирного дня молодежи слова волхвов: «Мы пришли поклониться Ему». Как можно объяснить поведение волхвов, философов и астрологов, пришедших с востока, чтобы увидеть Иисуса и принести Ему дары?

Весь эпизод волхвов окутан атмосферой таинственности. Это действует Бог. Несомненно, были и другие причины, побудившие этих ученых двинуться в путь, оставив свои дома, и пойти навстречу неизвестному. Но в их душе есть, несомненно, невидимое действие Духа.

Думаю, что это их приключение может служить прототипом человеческой жизни. Каждый человек находится в пути к познанию истины, к открытию Бога. Посреди тысячи трудностей, какие были и у волхвов. «Когда осознаешь, что тебя ведет и направляет Бог, ощущаешь подлинную и глубокую радость», пишет Папа в Послании на ВДМ в Кельне.

Но иногда это осознание ослабевает, вызывая впечатление, что идешь сам по себе, как это произошло с волхвами, когда они теряли звезду из виду. Ночь веры. Но преодолев все трудности, они были вознаграждены.

В этом Младенце они узнали Ожидаемого людьми. Мария объяснила их сердцам тайну своего Сына. Вот награда: познание истины. Матфей комментирует: «И пав, поклонились Ему» (II, 11). «Если Волхвы поклоняются Младенцу, Которого Мария убаюкивает на руках, и признают в Нем Ожидаемого народами, Возвещенного пророками, то мы сегодня можем поклоняться Ему в Евхаристии и признать Его нашим Творцом, единственным Господом и Спасителем» (Иоанн Павел II, Послание на ВДМ 2005 года). В завершение рассказа евангелист говорит, что затем волхвы вернулись к себе домой, избрав для этого другой путь" (Мф II, 12).

В этом случае речь идет о другом пути в географическом смысле, чтобы убежать от Ирода. В случае с христианином «другой путь» приобретает символическое значение: после ошеломляющего опыта познания божественного в период Рождества, после праздников, нельзя возвращаться к обычной жизни, к прежнему состоянию души; нужно встать на путь новой жизни, наполнить ее смыслом, почерпнутым из размышлений о тайне Рождества.

Перевод: София Халходжаева.

ZENIT — Agnuz


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика