Русская линия
Росбалт Павел Яблонский16.12.2004 

Валаам: святость соседствует с пороком

15 лет назад было принято решение о восстановлении церковной жизни в знаменитом Спасо-Преображенском Валаамском мужском монастыре, и 14 декабря 1989 года на Валаамский архипелаг прибыли, чтобы навсегда обосноваться здесь, первые четыре монаха и два послушника.

Оплот православия на пути «из варяг в греки»

По преданию, ещё в I веке святой постол Андрей Первозванный, неся христианскую весть на скифские и славянские земли, добрался по Волхову и Ладожскому озеру от Новгорода до Валаама, где пребывали в неведении о Христе язычники. А согласно разным историческим источникам, предположительно в X веке пришли сюда из Византии первые иноки — преподобные Сергий и Герман, которые и основали здесь обитель.
К 1918 году в Валаамском монастыре насчитывалось 1200 человек братии, он был крупнейшим мужским монастырём в России и пользовался особым расположением царского двора.

В лихие послереволюционные годы Валаам оказался под властью Финляндии, и христиане-лютеране с уважением отнеслись к православной обители, что спасло её от худшей участи. Затем — война. Монастырь «эмигрировал». Многие его святыни были перевезены в Финляндию, где возник Ново-Валаамский монастырь. А на территории старого, в его мощных стенах, оборонялись то финские, то советские гарнизоны.

От бомб и снарядов сильно пострадал комплекс монастыря, Спасо-Преображенский храм, многие скиты… А остальное после войны растащили да разрушили поселившиеся здесь советские жители главного острова архипелага. Но вот уже 15 лет Валаам и его монастырь переживают свою «эпоху возрождения».
Президент России Владимир Путин не раз уже посещал эти места и явно испытывает к ним особое благоволение. А возобновил традицию посещения Валаамского монастыря первыми лицами государства, прерванную Октябрьской революцией, первый президент РФ Борис Ельцин.

Храм — ко Дню Победы

В 2002 г. по благословению священноигумена Валаамского монастыря, Патриарха Алексия II был создан Патриарший Попечительский Совет, самим предстоятелем РПЦ и возглавляемый. В него входят около 30 человек, в числе которых политики, крупные предприниматели. Например, Евгений Примаков, Марат Баглай, Алексей Миллер («Газпром»), Алексей Мордашов («Северсталь»), Александр Абрамов («ЕврАз-холдинг»). Это позволило появиться на свет масштабной программе восстановления Спасо-Преображенского собора, скитов и прочих сооружений монастыря.

Теперь ежегодно на реконструкцию и реставрацию здесь идет 30 млн. рублей. Есть тут и доля госбюджета — 4 млн. рублей, а Герман Греф, от лица Минэкономики, состоит в Попечительском Совете монастыря. Добрым словом поминают на Валааме и власти Карелии, особенно бывшего главу республики г-на Степанова.

Уже восстановлен и открыт для богослужения нижний храм Спасо- Преображенского собора, а на праздник Преображения Господня, 19 августа 2005 года, с участием Патриарха состоится торжественное освящение верхнего храма. К этому времени полностью завершатся масштабные реставрационные работы — более 5 тысяч кв. метров настенной росписи и иконостас. Уже полностью готова алтарная часть. В храме работают московские и петербургские реставраторы и иконописцы.

В настоящее время на Валааме действуют 5 скитов и еще 3 восстанавливаются. Завершаются работы по Смоленскому скиту. Он был построен последним, в 1918 году. Идея скита и храма принадлежала командующему русскими войсками в Первой Мировой войне, Великому князю Николаю Николаевичу. Он хотел, чтобы 12 живущих в Смоленском скиту монахов постоянно молились за упокой душ воинов, отдавших жизнь за Россию в той войне. «Но мы сегодня хотим, чтобы это был храм всех наших павших воинов, — говорит игумен монастыря, отец Панкратий (Жердев). — И поминовение о них должно быть бесплатным. Это будет очень красивый мемориальный храм».

Валаамские соседи

В этом году на Валааме побывало уже 80 тысяч паломников и туристов. Их всех обслуживает Паломническая служба монастыря. При этом на острове постоянно проживает около двухсот монашествующих и послушников. По словам о. Панкратия, вместе со всеми, включая сотрудников Паломнической службы, рабочих, реставраторов, «в день кормим около тысячи человек».

Есть на Валааме и своя мирская жизнь. В местном посёлке живет около трехсот человек — в основном это семьи бывшего обслуживающего персонала Школы боцманов и юнг, а также Дома инвалидов, который размещался здесь до возвращения монастыря церкви. Есть школа, поликлиника, больница, клуб, которые всё еще находятся в монастырских помещениях.

Отношения местных жителей с монашеской братией складываются непросто. Телевизор, поп-музыка, сквернословие, пьянство — такое соседство для монаха невыносимо. В обители считают, что оптимальное решение проблемы — перебраться жителям Валаама в карельский город Сортавалу, что на севере Ладожского озера, а если они хотят зарабатывать на Валааме, то могли бы вахтенным методом ездить на остров. А карельские власти готовы обеспечить их на материке жильём.
Вообще же, в обители мечтают, что лет через 10−15 она станет как Афон — совершенно изолированной от мирской жизни. Правда, возникает вопрос: найдется ли тогда на Валааме место обычным туристам?

Но, в свою очередь, «аборигены» острова не горят желанием покидать Валаам. Тут их удерживают, по их же словам, и уникальная природа, с замечательными дарами леса и озёр, и заработок, и вообще — особая атмосфера святых мест. И даже — сама изолированность от мрачной жизни материковой северной глубинки.
В школе, где детей существенно меньше сотни, прекрасная самодеятельность, кружки народного творчества. Многие жители испытывают настоящий духовный подъем от возвращения церковной жизни на Валаам. В общем, проблема переселения — крайне сложна и не имеет однозначного решения.

Ну, а многие туристы и в святых местах порой ведут себя так, как привыкли на пригородных пикниках: сорят, жгут костры, провоцируя пожары, пьянствуют… Конечно, это сильно не нравится валаамской братии, хотя туристы приносят немалый доход в бюджет монастыря. И это еще одна серьёзная проблема Валаама, в том числе и как природного заповедника.

Несмотря на новую политику государства по отношению к церкви, юридический статус Валаама до сих пор не определен. Сейчас здесь «троевластие»: федеральная власть, местная и монастырская. И уникальный парк острова оказался практически без финансирования на восстановительные и природоохранные мероприятия. Правда, монахи пытаются собственными силами приводить его в порядок.

…Гости прибывают сюда не только организованными теплоходными экскурсиями, но и на собственных или нанятых катерах, яхтах. Порой мелкие перевозчики доставляют туристов и паломников и просто бросают их на островах архипелага. Гостиницы Валаама сейчас могут принять лишь около двухсот человек. И бывает, что целая толпа «заблудших овец» блуждает по острову и просит пустить их на ночлег — хоть куда-нибудь, хоть в храм. Но в храме ночевать нельзя…

14.12.2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика