Русская линия
Коммерсант-Деньги Сергей Петухов,
Павел Коробов
15.11.2004 

Проводники для праведников

В конце октября члены Совета федерации встретились с членами Межрелигиозного совета России. В последнем представлены все четыре ведущие религиозные традиции России — православие, ислам, иудаизм и буддизм, но первую скрипку в общении с людьми из верхней палаты парламента играла Русская православная церковь (РПЦ). Во-первых, место встречи обязывало: членов СФ и священнослужителей попросили приехать в гостиницу Московской патриархии «Даниловская», а во-вторых, во всем, что касается получения льгот от государства, РПЦ последние годы играет роль локомотива, который тащит за собой остальные традиционные для РФ конфессии.

Глава отдела внешних церковных связей (ОВЦС) РПЦ митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) поблагодарил членов СФ за принятые ими поправки в Налоговый кодекс и в земельное законодательство, по которым земля, находящаяся в бессрочном пользовании религиозных организаций, передается им в собственность. А затем призвал законодателей не останавливаться на достигнутом и освободить от налогов все социальные и благотворительные программы церкви. Таких программ у РПЦ и остальных конфессий много, но в данный момент лоббистский потенциал священнослужителей обращен к паломничеству.

За несколько дней до переговоров в гостинице «Даниловская» в паломническом центре Московского патриархата прошла общецерковная конференция «Православное паломничество: традиции и современность». Паломнический центр РПЦ расположен в бывшей гостинице МГУ «Университетская». Под нужды православных паломников переоборудован примыкающий к гостинице бывший кинотеатр «Литва». Хозяйство даже по московским меркам немалое, но, к сожалению, пока облагаемое налогами, как, впрочем, и сами паломнические поездки по России и за рубеж.

Рекламный ход

В 1990-е годы, когда советское законодательство впопыхах перекраивалось в соответствии с новыми рыночными реалиями, а церковь еще не набрала нынешнего общественного веса, паломничество было отнесено к туризму. Для турбизнеса эпохи пляжного отдыха это не имело большого значения. Один из ответственных сотрудников компании Tez Tour на условиях анонимности так объяснил ситуацию с паломничеством: «Все это напоминает анекдот о неуловимом Джо, который никому не был нужен. О какой паломнической индустрии может идти речь, если только наша компания отправляет ежегодно на пляжный отдых за границу полмиллиона человек! На этом фоне 40 тыс. российских паломников, едущих к святым местам за рубеж, не могут делать погоды. Это мелкий бизнес, причем полный „черняк“, которым занимаются мелкие фирмы».

Внутри страны крупным фирмам заниматься паломничеством тоже нет смысла. «Например, в Оптиной пустыни паломников укладывают на ночь на огромный помост рядами, — поведал источник в компании Tez Tour о своих личных впечатлениях, не связанных с работой в компании. — Пытаться заработать на этом — бессмысленно». По словам этого человека, ни одна из крупных турфирм не пытается конкурировать с церковью в этой сфере, а паломническая инициатива церкви, скорее всего, обычный пиар-ход, ведь теперь все СМИ совершенно бесплатно начнут делать церкви промоушн ее паломнической деятельности.

Для такой оценки инициативы РПЦ действительно есть основания. Впервые церковь заявила об особом положении паломничества устами патриарха Алексия II еще в 2000 году на Архиерейском соборе РПЦ: «Паломничество было и должно быть делом церкви… В связи с этим вызывает обеспокоенность наметившаяся тенденция смешивания паломничества с обычным туристическим путешествием». Но этих слов патриарха никто, кроме членов Архиерейского собора, не услышал. Сейчас на ту же тему высказался митрополит Кирилл: «Для многих церковных организаций принятие паломников является важным источником дохода. Приходы облагаются налогами как коммерческие организации, хотя прибыль они не извлекают, а, наоборот, несут убытки, потому что бесплатно поселяют паломников. Все это очень тяжело сказывается на деятельности небольшой паломнической службы, скромного монастыря».

На сей раз о стремлении церкви взять паломничество под свое крыло услышали все, кому полагалось о нем услышать.

Госпротекционизм и госрэкет

Глава Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму Вячеслав Фетисов уже заявил, что его ведомство «разделяет позицию православной церкви и Межрелигиозного совета России в том, что паломничество не является туризмом, и считает необходимым законодательно отделить паломничество от туризма». Замглавы комитета Госдумы по экономической политике Юрий Барзыкин тоже поддержал эту идею, заметив: «Нужно только создать правовую базу, чтобы недобросовестные предприниматели под видом паломничества не извлекали прибыль». В свою очередь, лояльность ее организации религии подтвердила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина: «Говорить о том, что это (отделение паломничества от туризма. — „Деньги“) оторвет от турбизнеса значительную долю рынка, нельзя, потому что подобные туры сейчас организуют единичные турфирмы». Госпожа Тюрина без смущения заранее принесла в жертву эти самые единичные турфирмы, заявив корреспонденту «Денег»: «Я считаю, что инициатива РПЦ не вызовет возражений и со стороны представителей туриндустрии».

Скорее всего, так оно и будет, раз уж о своей поддержке церкви в сфере паломничества заявила исполнительная власть в лице господина Фетисова и законодательная — в лице господина Барзыкина. При этом представители туриндустрии не столь единодушны в оценке церковной инициативы. Крупные турфирмы выступают здесь с позиции сторонних наблюдателей. Но даже они удивлены тем, с какой легкостью власть пообещала отмену налогов на паломничество. Высокопоставленный сотрудник компании «Натали-Турс», прокомментировавший ситуацию на условиях анонимности, не скрывал зависти: «Везет же попам». А вот представители упомянутых Ириной Тюриной единичных турфирм, которые сейчас работают с паломниками, своих имен не скрывали. «Мы категорически против ухода из туристической деятельности», — заявил директор паломнической службы «Радонеж» Юрий Минулин. Георгий Музинидис из компании «Музинидис-Тур» заявил корреспонденту «Денег», что он «в шоке». «Мы готовим новые программы для паломников. У меня запланирована поездка для переговоров в министерствах по делам религий и по туризму в Греции, Турции и Египте. Что же, мне теперь все отменять?» — горевал господин Музинидис.

По его словам, у каждой турфирмы, работавшей все эти годы с паломниками, наладились связи с принимающей стороной. Например, для туров в Афон «Музинидис-Тур» приобретает пакеты на чартерные авиарейсы в Салоники, куда нет регулярного рейса из Москвы. Есть у компании и договоренность о скидках при получении виз, трансфере от Салоников до Афона, оформлении проживания в кельях Афонского монастыря, где цены составляют от _10 до _200 с сутки (в зависимости от кельи). «Если государство начнет вынуждать нас снижать цены, — сказал Георгий Музинидис, — то это будет уже рэкет. Конкурировать с такой мощной организацией, как церковь, мы можем только в условиях свободного рынка, при отсутствии протекционизма со стороны государства».

Цена паломничества

Иерархи РПЦ понимают уязвимость своей позиции с точки зрения бизнеса и заранее готовят аргументы перед рассмотрением законодательных поправок в Госдуме. Заместитель председателя ОВЦС викарный епископ (помощник патриарха) Марк Головков уже заявил, что «туризм — это желание посмотреть другие страны, получить новые впечатления, а паломничество — проявление религиозной жизни»: «Туризм с его агрессивным подходом, где главным мерилом являются деньги, пытается распространить свои интересы на паломничество. Иногда турфирмы для большей привлекательности используют слово „паломничество“, чтобы заинтересовать верующих». Гендиректор паломнического центра Московского патриархата РПЦ Сергей Житенев развил эту мысль епископа Марка, пояснив корреспонденту «Денег», что турфирмы часто путают паломничество с религиозным туризмом: «Специалистам уже давно ясно, что религиозный туризм — это вид познавательного туризма, связанного с тем, что люди приезжают в те или иные места и знакомятся с религиозной традицией той религии, святыню которой они посещают. Они обращают внимание на историю, на архитектуру, на какие-то легенды или апокрифы, которые связаны с этим местом или с конкретной святыней. Но они не молятся, понимаете? А паломники поклоняются святыне, молятся святыне, живут у святыни и трудятся у святыни».

Едва ли к этому можно еще что-нибудь добавить. Разве что прайс-лист автономной некоммерческой организации, возглавляемой Сергеем Житеневым.

«Паломническая поездка на Святую землю, 8 дней/7 ночей, авиабилет, страховка, виза, двухместное размещение в гостиницах „три звезды“, полупансион, услуги русскоговорящего гида, трансферы, автобусное обслуживание, встреча и проводы в аэропорту, входные билеты по программе. В группе от 16 человек, стоимость на одного человека составляет $ 870».

«Греция, 8 дней/7 ночей, Афины, монастыри Святой Метеоры, храм Богоматери в Сурнеллах и часовни, где проповедовал апостол Павел. Мужчины-паломники смогут посетить св. гору Афон. Стоимость на одного человека от 700 у.е.».

Если умножить _700−800 на 30−40 тыс. паломников в год, то получится _20−30 млн. Деньги в масштабах державы не бог весть какие; очевидно, что без налогов с них государство не сильно обеднеет.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика