Русская линия
Российская Федерация сегодня А. Умнов23.11.2004 

Кто такие ваххабиты?

Нет Бога кроме Бога, а Мухаммед — пророк его, гласит символ веры мусульманской религии. Но в рамках этой общей формулы сосуществуют, порой конкурируя, а порой и враждуя, различные направления и ответвления ислама, по-своему трактующие важные мировоззренческие и политические вопросы. Так, богословы-сунниты считают, что после смерти пророка Мухаммеда никто из смертных не вправе выступать посредником между Богом и людьми. Шииты, напротив, утверждают эту роль за высшими представителями духовенства, которые у них носят титул «аятолла» — «знамение Бога».

Представляя самые крупные направления ислама, суннитское и шиитское направления распадаются на множество более мелких ответвлений, среди которых особо выделяется ваххабизм. Возникнув на базе богословской традиции суннизма, он категорически отрицает его народную традицию — культ святых, как неисламскую, резко противопоставляя себя не только шиизму, но и подавляющему большинству приверженцев суннизма.

Ваххабизм возник на Аравийском полуострове в XVIII веке, то есть более чем через тысячу лет после появления там ислама. Его основатель Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб призывал очистить ислам от позднейших наслоений, отказаться от культа святых в любой форме.

Многих простых мусульман в его учении привлекало то, что он резко выступал против стяжательства, роскоши, примирительного отношения к «неверным», в число которых он включал не только приверженцев всех других религий, но и мусульман, не разделявших его воззрений. Другими словами, его кредо можно представить в виде формулы «кто не с нами, ваххабитами, тот против нас». Фанатизм в вопросах веры в ваххабизме сопровождался экстремизмом в борьбе с противниками. Главной формой деятельности ваххабитов стал террор.

Ваххабизм превратился в серьезную политическую силу, установив союз с родом Саудидов, боровшихся за объединение Аравии под своей властью. В 20-е годы прошлого столетия Саудиды создали государство Саудовскую Аравию, и там ваххабизм стал основой официальной идеологии. В результате многократного повышения цен на нефть на Саудовскую Аравию, обладающую самыми крупными в мире запасами «черного золота», пролился дождь нефтедолларов, что резко снизило остроту социальных противоречий. Это смягчило жесткость установок аравийского ваххабизма внутри страны, но за рубежом саудовцы до недавнего времени продолжали поддерживать сторонников этой идеологии в экстремистской форме.

Ваххабизм получил «второе дыхание» в 80-е годы ХХ века в Афганистане, когда там находились советские войска. Тогда он стал знаменем съехавшихся туда для борьбы с «мировым коммунизмом» фанатиков из арабских стран. После распада СССР лидеры ваххабитов поставили перед собой новую задачу вселенского масштаба — бороться со всей европейской цивилизацией, которая, по их словам, обрела вторую родину в Северной Америке. Пока, считают последователи аль-Ваххаба, в мире господствует эта «глубоко враждебная исламу сила», любые попытки очистить мусульманскую религию и создать на этой базе «подлинно исламское государство» обречены на провал. Представляя собой явное меньшинство, ваххабизм выступает сегодня как наиболее активная группа среди приверженцев ислама. Ударным отрядом этой международной экстремистской секты выступают арабы, воевавшие в свое время в Афганистане. Их ярчайший представитель — саудовский миллионер бен Ладен, создавший террористическую организацию «Аль-Каида» («База»). Кстати, ваххабитские учебные центры созданы не только на территории арабских стран и Афганистана, но и в Турции, Малайзии и на Филиппинах. В этих центрах изучается такой предмет, как тактика боевых действий против армий советского типа.

С 90-х годов ХХ века термин «ваххабизм» часто используется при описании конфликтов в среде мусульман Северного Кавказа и Центральной Азии. Начав с догматических споров, деятельность ваххабитов и там постепенно перешла в сферу политики. На Северном Кавказе ваххабизм стал идейным оружием тех сил, которые выступают за подрыв единства и территориальной целостности Российской Федерации. Сторонники данного учения то открыто, то исподволь ведут подрывную работу как против светской, так и религиозной власти на Кавказе. Поэтому нынешним руководителям Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Чечни пришлось прибегнуть к такой крайней мере, как запрет этого религиозно-политического течения.

Александр Умнов, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук

РФ сегодня, N 21


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
https://vacuum-rus.ru китайские насосы купить насосы.