Русская линия
Фома Патрик Гелсингер09.11.2004 

Интернет — мощное средство благовестия
Считает технический директор компании «Intel» Патрик Гелсингер

И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков. (Кол. 3:23)

Название книги «Семья, вера и жизнь в равновесии» (Balancing your family, faith and work), само по себе не привлекает внимания среди множества книг на тему «как привести в порядок свою жизнь», издаваемых на Западе. Обращает внимание личность автора. Это не профессиональный психолог или проповедник, как того можно было бы ожидать, но один из тех людей, которые определяют развитие компьютерных технологий сегодня.
Патрик ГЕЛСИНГЕР, старший вице-президент и технический директор корпорации Intel. В современном секуляризованном мире очень редко можно встретить открытое исповедание своей веры — тем более необычно услышать его из среды высоких технологий — в Intel Патрик отвечает за перспективные исследования и долговременную стратегию развития компании.

Но, будучи техническим директором Intel и «отцом» процессора 486, Патрик Гелсингер — еще и отец четверых детей. Семьянин, ставящий домашние ценности выше своей работы. Необычно для руководителя высокотехнологической компании, не правда ли? Большую часть всех своих достижений он приписывает жене — Линде Гелсингер, с которой они вместе вот уже 20 лет. А еще он регулярно ведет занятия по Библии и является старостой в своей протестантской общине.

Даже факт написания такой книги удивителен — конечно, книг за подписью руководителей корпораций выходит довольно много, однако в большинстве у них самих просто нет времени для изложения своих мыслей на бумаге или клавиатуре — и надиктованная мудрость переводится в буквы усилиями безвестных литературных тружеников. «В редкие свободные минуты, по ночам и во время длинных перелетов я начал писать. До того, как был закончен первый черновик, даже Линда ничего не знала о книге — я понимал, что она не обрадуется тому, что я занялся еще одним проектом. Я использовал свободные минуты, чтобы книга не легла еще одним бременем на семью» — Пишет Патрик Гелсингер в предисловии.

Встречаясь в качестве компьютерного журналиста с Патриком Гелсингером в течение нескольких лет, наблюдая его яркие выступления на форумах Intel для разработчиков (Intel Developer Forum), пытаясь (впрочем, безуспешно) подковырнуть его вопросом на интервью и круглых столах, я увидел этого человека с другой стороны. Стороны, которая, нужно сказать, меня всегда интересовала. Когда работы выше головы и двадцати четырех часов в сутках явно не хватает, думаешь: а как же справляются со своими заботами те, у кого этих забот явно больше? Как они удерживают баланс между работой и семьей, если удерживают его вообще? И, наконец, была очень интересная моральная оценка того, что сейчас происходит в сфере высоких технологий. Пользуясь случаем, представившимся мне на осеннем Intel Developer Forum нынешнего, 2004 года, я спросил у Патрика, не может ли он дать «нетехнологическое» интервью — для журнала «Фома». Он согласился. А 4-й номер за 2004 год просмотрел и забрал домой: «обязательно жене покажу».

Михаил ПОПОВ

— Пэт, многие сегодня говорят о том, что Интернет и другие новые технологии несут людям зло. Что вы об этом думаете?

Технология сама по себе является нейтральной, но она может использоваться как для хороших, так и для плохих дел. Возьмем для примера печатный станок — на нем можно печатать порнографию, а можно печатать Библию. То же самое касается современных технологий — весь вопрос в том, как они используются, во благо или во зло. Интернет может использоваться для азартных игр и распространения порнографии. И, одновременно, Интернет — самое мощное средством для благовестия, их тех, что были на Земле. И задача, стоящая сегодня перед всеми христианами — эффективно использовать это средство.

— Сегодня экономика развитых стран сильно зависит от консьюмеризма — искусственного стимулирования спроса. Чем больше потребляет человек услуг и вещей, ему не нужных — тем выгоднее это компаниям, поэтому они прямо заинтересованы в развитии такого типа поведения. Что вы об этом думаете?

Озабоченность тем, как люди относятся к финансам, существовала еще во времена Христа. Распоряжение деньгами и другими ценностями — вторая, после спасения, наиболее развитая тема в Новом Завете. И сегодня, когда реклама и многое другое пытаются сфокусировать человека на том, чем он обладает, что потребляет, мы, христиане, должны противостоять этому, хотя бы мир и дальше продолжал идти в этом направлении. И мы должны искать новые пути использования технологий в целях Царства Небесного.

— Как бы вы обозначили моральные границы в маркетинге?

Маркетинг должен быть правдивым. Думаю, что граница определяется направленностью маркетинга. Мы можем говорить об использовании технологии в благих целях — для здравоохранения, общения между людьми, преодоления «цифрового неравенства». Но все, что является неправдой или неэтично, совершенно очевидно, должно оставаться вне допустимых границ.

— Вы — отец четверых детей. Очень интересно, как вы применяете свои принципы в жизни. Например, как в вашей семье используется Интернет, как вы относитесь к компьютерным играм, многие из которых являются совершенно откровенным злом (и не скрывают этого).

Да, это было для нас непростой задачей и Линда приложила очень много усилий к ее решению. Пока дети не подросли, мы ставили компьютеры в «общественных местах» дома, чтобы мы могли видеть, чем они там занимаются. Мы использовали различные фильтры и другие программы для контроля сайтов, которые они могли посещать, ограничивали время, проводимое в Интернете. Из онлайновых игр мы разрешили только те, в которые они играли с друзьями, которых мы знаем, а не с анонимами из Интернета. Мы не просто ставили четкие ограничения, но и говорили с детьми, почему мы так делаем. Ведь главная проблема, с которой сталкиваемся мы, родители — приходит время, когда дети оставляют дом — обычно в возрасте 18−21 года. Так что лет с шести, когда дети могут впервые попасть в Интернет, и до этого возраста нужно научить их самим определять для себя границы допустимого, научить делать правильные вещи самостоятельно, а не просто запрещать и контролировать. Нельзя сказать, чтобы у нас дома было все абсолютно гладко, случались и неудачи. Чтобы справиться с этим, нам приходилось иногда вообще лишать ребенка доступа к компьютеру на 30−60 дней, разрешая пользоваться им только для выполнения домашних заданий.

— Как вы справляетесь с ситуациями, когда обязанности рабочие обязанности входят в противоречие с домашними?

В книжке я уже привел несколько примеров, как я часто ставил семейные интересы выше требований по работе. Я уверен, что эти конфликты будут возникать и дальше и я уверен, что и дальше буду много раз ставить семью на первое место.

Но я бы предостерег тут от излишней догматичности. Иногда по работе могут возникнуть очень важные дела, в то время, когда требования семьи не являются особенно критичными. Выполняйте то, что вам предписано по работе, и делайте это хорошо. В другое время не очень критичные рабочие обязанности будут конфликтовать с важными семейными требованиями — пожалуйста, отдайте предпочтение семье. Конечно, наиболее трудны ситуации, когда очень важные дела, требующие вашего непременного участия, возникают дома и на работе одновременно: в таком случае выбирайте семью, но будьте готовы к возможным последствиям на работе. Можно надеяться, что будучи отличным сотрудником, вы накопили в своем коллективе на своем «незримом счету» достаточно капитала, и поэтому сможете справиться с такими ситуациями.

— Как, Вы считаете, можно ли сохранить целостность своей личности в среде, где средством к достижению целей является коррупция?

В христианской жизни нет места коррупции. Библия постоянно призывает нас к святой жизни и благочестию. Однако существует очень тонкая грань между тем, чтобы выполнять свои обязанности как предписано, понимая, что вокруг существует коррупция, — и прямым участием в коррупции. В вашу обязанность не входит постоянный поиск коррупции или сомнительной этики вокруг себя. Однако когда вы напрямую оказываетесь перед нарушением этики или коррупцией, вы, как христианин, должны принять соответствующие шаги. Будучи христианами, мы призваны стать светом мира, даже коррумпированного мира. Быть отличным сотрудником, упорно трудиться и жить нравственной, богоугодной жизнью — это может стать самым сильным свидетельством для делового человека-христианина [Christian businessperson].

— Будете ли вы продолжать работать также упорно, если столкнетесь с неэтичным поведением в вашей компании?

Абсолютно. Нужно помнить, что нужно все делать от души, как для Господа (Кол. 3:23). Чтобы еще сильнее подчеркнуть это, я хотел бы обратить внимание на первое послание Петра, где он призывает христиан «чтить царя». Во времена Петра царями были никто иные, как римские цезари, которые казнили христиан и ставили христианство вне закона. Несмотря на это, Петр призывает уважать и отдавать должное власти, которая является таковой только по воле и попущению Божьему. Во времена, когда Петр писал свое послание, правителем вполне мог быть Нерон, который сжигал христиан, чтобы освещать ночью свои владения. Работать упорно, как для Бога, несмотря на окружающие обстоятельства — этот принцип является очень сильным.

— Как вы смотрите на компромисс между работой на себя и на то, чтобы наполнить карманы другого?

Работа в своей сущности — от Бога. Мы видим это со времен грехопадения человека, когда Бог повелел человеку добывать хлеб в поте лица. Это было установлено не только для первых времен — мы видим это постоянно в Ветхом завете, да и в Новом тоже («кто не хочет трудиться, тот и не ешь»). У большинство великих мужей и жен в Библии были профессии. Некоторые работали сами на себя (скотоводы и рыбаки), у других было начальство (сборщики нлогов), некоторые были рабами (как Филимон). Но во всех случаях соблюдались принципы рабочей этики (все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков).

Конечно, некоторые работы являются непригодными для христиан (бары, порнография, индустрия азартных игр). Таким образом, за исключением явно аморальных позиций, ключевым вопросом является не то, какую работу вы выполняете или какой у вас работодатель, но живете ли вы богоугодной жизнью.

— Пэт, как ваши советы по четкому определению своих целей и долгосрочному планированию соотносятся с евангельским «не заботьтесь о завтрашнем дне»?

Заботе о завтрашнем дне посвящены два места в Евангелии. В одном из них Иисус произносит «не заботьтесь о завтрашнем дне», говоря именно о заботе, о беспокойстве — ненужном, излишнем волнении по поводу вещей, которые нельзя изменить. Есть еще место в Послании Иакова — «теперь послушайте вы, говорящие: „сегодня или завтра отправимся в такой-то город…“». С этим внешне контрастирует Павел — это человек, очень ориентированный на достижение цели, и в посланиях к Галатам, Ефесянам, Колоссянам видно его стремление к достижению целей, и это также заметно и в Деяниях. Я думаю, что нам нужно иметь планы, иметь цели, и стремиться к ним, но не беспокоиться о деталях, помня, что Господь говорил про это беспокойство. И каждый день устремлять свои планы в направлении ко Господу. Господь может изменить ваши планы, но если их нет, получается, что ему нечего менять — так же как нельзя изменить курс корабля, который стоит на месте. Мы не должны смотреть на этот мир отстраненно, но ежедневно прилагать свои усилия к тому, чтобы изменить его.

— Как бы вы описали цели, которых хотите достичь? Как вы используете данные Вам таланты?

Я стараюсь, как христианин, как бизнесмен, как отец, каждый день сделать что-нибудь для Царства Небесного. Как я отметил в своем списке жизненных целей — «стараюсь использовать каждый доступный ресурс, данный мне Богом». Этим ресурсом может быть даже должность, которую я сейчас занимаю в компании, и о достижении которого в своей карьере я и мечтать не мог. Как моя нынешняя позиция в Intel может послужить Царствию Божьему? — те люди, которым любопытно послушать технического директора Intel, могли никогда не задумываться о том, чтобы прийти в церковь или на занятия по Библии. На этой неделе мне рассказали об одном человеке из высокотехнологической отрасли, который пришел на мое выступление в церкви только потому, ему было интересно, о чем там может говорить технический директор Intel. И это, в конце концов, подтолкнуло его к тому, чтобы принять Христа. Мне кажется, каждый христианин должен задуматься о том, как использовать для целей Царствия то, чего он достиг в своей работе, в своей карьере. Каждый из нас находится в непрестанном служении. Следуя словам Павла в послании к Колоссянам — «все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3:23).

— К чему бы вы хотели призвать людей, живущих в современном мире и соприкасающихся с технологиями — и от чего хотели бы предостеречь?

Использовать свою ситуацию, свой опыт — а также Интернет — для того, чтобы затронуть мир. Я думаю, что Интернет — избранное средство для благовестия. Что касается предостережений — я бы хотел подчеркнуть, что Интернет являет нам не только добро, но и зло, причем более остро, чем что-либо другое. И нужно принимать добро, и отвергать зло, которое нам приносят технологии.


ОБ АВТОРЕ ИНТЕРВЬЮ

Михаил Попов, кандидат химических наук, специалист в области компьютерного моделирования трехмерной структуры белков. С 1996 г. сотрудничает с издательским домом «Компьютерра», автор многочисленных статей компьютерной и деловой тематики, в настоящее время редактирует журналы «CIO» и «Бизнес-журнал».

5 ноября 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика