Русская линия
ОВЦС МПСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 03.11.2004 

Доклад митрополита Кирилла на V Юбилейных Свято-Елизаветинских чтениях, посвященных 140-летию со дня рождения преподобномученицы Елисаветы Феодоровны
Москва, 1 ноября 2004 года

Сегодня мы собрались здесь, чтобы по случаю 140-летия со дня рождения святой преподобномученицы Елизаветы вспомнить о ее жизненном подвиге. Всякий, кто знакомится с жизнью святой Великой княгини, не может не поразиться многообразию ее творческого служения Господу. Ее жизнь для нас, современных христиан России, имеет огромное значение, поскольку являет собой пример воплощения христианского идеала в обществе, которое по своим проблемам очень схоже с нашим временем.

Современному христианину сегодня не просто выстраивать свою жизнь согласно православной вере. В миру он встречается со многими серьезными препятствиями. Поэтому среди некоторых верующих распространяется мнение, что жизнь Церкви должна быть максимально удалена от мира, его забот и проблем. Опасность видится в том, что контакты Церкви с представителями светского государства, международных организаций, иных конфессий и религий могут исказить церковную жизнь и даже вероучение. Действительно, нельзя отрицать, что христианин, выбравший тесный путь спасения души, часто рискует совершить падения. Но, если это происходит, то происходит не из-за слабости Церкви перед миром, а от неумения пользоваться несокрушимой силой, которую дает благодатная жизнь в Церкви.

Жизнь Елизаветы Федоровны, которая по долгу своего положения постоянно находилась в эпицентре общественной жизни, даже тогда, когда она стала настоятельницей Марфо-Мариинской обители, свидетельствует о том, что искренняя и горячая вера не может быть поколеблена никакими страстями и отступлениями окружающего мира. Наоборот, вера дает силы и мудрость нести свет Христовой истины в мир и просвещать его. Кто-то может сказать, что во времена Елизаветы Федоровны христианину было легче жить в обществе. Православие уважалось и поддерживалось государством. В большинстве своем народ был верующим. Сегодня же мы живем в условиях, когда христианские идеалы постепенно вымещаются из общества.

Конечно, разница между дореволюционным и нашим временем существует, но процесс развоцерковления общественной жизни угрожающими темпами начал развиваться уже в XIX — начале XX веков в Западной Европе, откуда была родом Великая княгиня, и России. Тогда образовывался сильнейший зазор между внешней декларативной приверженностью христианским нормам в общественной жизни и реальными мировоззренческими взглядами, в том числе среди представителей правящих кругов. Конечно, в Императорском Доме и аристократических кругах России было не мало хороших и преданных своему Отечеству людей. Однако многие представители аристократии увлекались модными учениями, и Православие не представляло для них первостепенного интереса. Случаи благочестивой семейной жизни или избрания монашеского пути среди высшей аристократии были единичными. Именно в такой среде, настроенной на земные радости, Гессенской принцессе Элле, вышедшей в 1884 году замуж за брата Государя Александра III — Великого князя Сергея Александровича, приходилось жить. Сохранение обычаев христианской жизни в таком обществе нередко вызывало непонимание и даже осуждение.

Оказавшись на своей новой Родине, Елизавета Федоровна с готовностью и открытостью исполняла все обязанности, вытекавшие из ее высокого положения. После назначения Сергея Александровича на пост генерал-губернатора Москвы она стремилась сделать все, чтобы улучшить жизнь москвичей и заслужить их доверие и любовь. Она смогла завоевать сердца простого народа и дворянства, но здесь она столкнулась и с интригами, недоброжелательством, лицемерием. В этой обстановке Елизавета Федоровна стремилась сохранить простоту жизни и общения, не привязываться к вещам, и смотреть на них как на средства для помощи ближнему. Постепенно установка на поиск глубокого смысла во всех обстоятельствах жизни вызрела в сердце Великой княгини в полный отказ от богатой и роскошной обстановки, а ее многочисленные украшения послужили основным источником средств для организации обители Милосердия в Москве. Решившись на этот шаг после гибели мужа, она встретила непонимание старых друзей и знакомых. Так в одном из писем она писала: «Я знаю, что надо мной будут смеяться из-за того, что я хочу перенести свое существование в нищенскую среду».

Не поддаться влиянию среды, соблазнам роскоши и легкой жизни могла только подвижническая душа. Подвижничество — это один из основных принципов христианства. Его требование одинаково для каждого христианина, независимо от того, мирянин он, монашествующий или священнослужитель. То, что Елизавета Федоровна явила пример благочестивой жизни в миру, очень важно для нашего времени, когда большинство православных христиан нуждается в ориентирах для устроения правильной жизни в обществе. На мой взгляд, в последнее время в православной среде закрепилось одностороннее представление о подвижничестве. Его существование допускается только вдали от мира, в пустыне или монастыре, а в миру оно признается нереальным. Думаю, что это лукавое оправдание собственного духовного нерадения. Елизавета Федоровна показала нам пример, доказывающий обратное, и созвучный мысли, записанной ее Августейшей сестрой Государыней Александрой Федоровной в своем дневнике: «Нам нужно искать своего спасения в том положении, в какое поместило нас Провидение, а не строить воздушные замки, воображая, как добродетельны мы были бы в каком-то другом положении».

Горение веры, то есть направление всех своих сил на исполнение заповедей Божиих в тех обстоятельствах, в которые поставил Господь — это качество, необходимое для подвижнического свидетельства перед миром. Мы знаем, насколько вопрос истинной веры был важным для Елизаветы Федоровны, выросшей и воспитанной в протестантской традиции. Только через 7 лет после свадьбы с Сергеем Александровичем она перешла в Православие. Перед этим она основательно изучала веру своего мужа: читала книги, посещала службы, общалась с духовенством. Известно, как своим решением о переходе в Православие она боялась огорчить родных, особенно отца. Елизавета употребила всю свою любовь и ласку, чтобы не ранить близких людей своим решением. Думаю, что в этом проявилась ее твердость и способность выстраивать правильную иерархию ценностей, в которой истина Христова стоит на первом месте. В жизни Елизаветы Федоровны горение веры развилось в высшую форму свидетельства о Христе — мученичество. Когда в 1917—1918 годах стало ясно, что гибели от рук революционеров ей не избежать, Великая княгиня стала готовить себя к этому свидетельству. Ее твердость и сознательность, с которыми она шла на встречу страданиям за Христа, проявились в отказе на неоднократные предложения немецкого правительства покинуть Россию.

На протяжении ее земной жизни молитвенный и религиозный настрой Великой княгини не могли оставаться в ее деятельной натуре без должного внешнего выражения. Еще в детстве родителями Елизаветы были заложены основы милосердного отношения к ближнему и соучастия к его нуждам. Дети посещали больницы вместе с матерью, выполняли домашнюю работу, заботились о младших, занимались рукоделием, обучались науке и различным искусствам. Поразительно, что во время своего медового месяца, время которого отводится для тесного общения между новобрачными, Великая княгиня находила время, чтобы посещает село, расположенное рядом с поместьем Сергея Александровича — Ильинским, и помогала решать проблемы крестьянского быта. Этот дар любви и заботы о ближнем постепенно, но твердо занимал центральное место в жизни Великой княгини. После трагической гибели мужа от руки террориста в 1905 году она целиком посвятила свою жизнь служению Господу и отдала для этого дела все свои силы и материальные средства.

Посвящение обители милосердия святым сестрам Марфе и Марии выражало главную идею, которую Елизавета Федоровна стремилась воплощать в своем служении Богу: сочетание личных аскетических подвигов с деятельным служением ближнему. На обратной стороне кипарисовых крестов, которые носили крестовые сестры обители были начертаны слова Спасителя: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем умом твоим, и всею крепостью твоею; возлюбиши ближнего своего, яко сам себе». Перед посвящением в настоятельницы обители в 1910 году Елизавета Федоровна объявила сестрам: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

Обитель вела очень обширную деятельность. При ней функционировали больница, амбулатория, аптека, приют. Известно, что Великая княгиня одна или в сопровождении одной сестры посещала район Хитрова рынка, самое опасное место Москвы. Там она помогала больным, брала на попечение детей бедных родителей. Кроме того, матушка находила время посещать дальние монастыри России, помогать миссионерам в удаленных уголках Империи, благотворить сельским священникам.

Во время организации обители милосердия высказывались различные оценки идеи Великой княгини. Некоторые обвиняли ее в перенесении протестантских влияний на российскую почву. Но путь личного подвига Елизаветы Федоровны и опыт ее обители доказали, что опасения были напрасны. Напротив, многие убедились, что она начала поистине масштабную задачу — осуществление конкретных дел, направленных на воцерковление жизни российского общества, то есть возвращение в общественную жизнь России Православия.

Лучшие умы того времени уже видели большую проблему между внешней приверженностью Православию и фактическим развоцерковлением повседневной жизни различных слоев общества. Многими гражданами России была утеряна цельность религиозной и общественной жизни. Об этой трагедии национальной жизни с начала XIX века открыто говорили славянофилы. На философском уровне они указали необходимые условия для духовного возрождения России. Существует расхожее мнение, что славянофилы идеализировали допетровскую Россию, не замечая ее недостатков. Напротив, порой они были самыми объективными критиками существовавшей тогда реальности. Предметом их восхищения было внутреннее устроение русского человека того времени, который и в личной, и в общественной жизни проявлял себя как цельная натура. Именно к восстановлению подобной цельности религиозных и национальных начал призывали славянофилы. Обитель Елизаветы Федоровны, укорененная в православной традиции и открытая к решению самых актуальных проблем общества, стала одним из центров обновленной религиозной и национальной жизни. В противоположность революционному идеалу человека она предложила идеал деятельного христианина, любящего свое Отечество.

Вместе с трудами в Марфо-Мариинской обители Елизавета Федоровна принимала активное участие в деятельности Императорского Палестинского общества, председательство в котором она унаследовала от своего супруга. Она заботилась об отправлении паломников из простых людей, способствовала строительству гостиниц и других зданий на Святой Земле. С ее именем тесно связано открытие Русского подворья в городе Бари в Италии. Можно смело назвать Великую княгиню одной из покровительниц русского паломничества.

Для нас, русских людей, является удивительным явлением преданная любовь Елизаветы Федоровны, иностранки по происхождению, к своему второму Отечеству — России. После смерти мужа и во время начала революционных событий 1905−07 годов, когда уже ничего казалось бы ее не связывало с Россией, и ей представлялась реальная возможность уехать в Германию к своей родне, она писала своему брату: «Я буду жить и умру здесь. Мне кажется, что я вросла в это место, и не боюсь». Великая княгиня поражала русских людей своей искренней любовью к русскому языку, культуре, народному быту. Простые люди признавали ее своей и ласково называли: «Великой Матушкой».

Вместе с российским обществом она переживала все недуги того времени, среди которых особенно тяжким был терроризм на политической почве. Поразительно, насколько проблемы России начала прошлого века схожи с проблемами начала XXI века. Сто лет назад по всей стране прокатилась волна террористических убийств — теракты против министров, губернаторов, начальников полиции, представителей власти. В 1905 году террорист Каляев взрывом бомбы убивает мужа Елизаветы Федоровны — великого князя Сергея Александровича. Какова же была реакция Великой княгини? Для меня совершенно очевидно, что ее действия могут быть сегодня для каждого христианина, носящего не военную, а гражданскую одежду, примером настоящего христианского ответа на разгул террора.

Несмотря на сильнейшее потрясение, она стойко пережила трагедию. Проводя все дни траура в молитве, она находила силы подбадривать окружающих. Хорошо известно, как она своими руками собирала разорванные бомбой останки мужа, как поехала к умирающему кучеру и смогла его утешить перед кончиной. На третий день после убийства она посетила террориста Каляева и призывала его к покаянию. Убийство любимого мужа не сломило Великую княгиню. Промысел Божий открыл перед ней высокое служение Господу. Деятельное милосердие и всецелая преданность Господу стали ее лептой в созидание мирного российского общества.

Сегодня Россия сталкивается с тем же явлением терроризма. Отличие состоит только в его идейной оболочке, а фанатичность и ненависть к людям, не разделяющим убеждения террористов, остаются теми же. И как сходна логика этих людей, отстоящих друг от друга на столетие. В этом отношении характерно поведение Каляева в тюрьме. Когда ему от имени Государя предлагали подать прошение о помиловании, то террорист заявил: «Я хочу умереть, я должен умереть. Моя смерть будет даже полезнее, чем смерть Великого князя Сергея для цели революции».

Патриотическая деятельность Великой княгини проявилась особенно ярко в военные годы. Во время русско-японской войны она сделала много, чтобы поднять патриотический дух русских людей и реально помочь воюющей русской армии. Для этого она пошла на беспрецедентный шаг — организовала женские мастерские в залах Кремлевского дворца для помощи солдатам и офицерам. С непосредственным участием Елизаветы Федоровны были организованы санитарные поезда и помощь вдовам, развернуто строительство санатория для раненых на берегу Крыма. С началом Первой мировой войны Великая княгиня включилась в организацию медицинской помощи фронту. Ей даже довелось инспектировать госпиталя и медицинские склады в Галиции.

Революция в сердце Великой княгини не вызвала ненависти к русским людям. Она стремилась продолжать свое служение любви и милосердия, не разделяя народ на «своих» и «чужих». О людях, поддавшихся революционному дурману, она писала следующее: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы… должны устремить свои мысли к Небесному Царствию… и сказать с покорностью: «Да будет воля Твоя».

Обращаясь к сегодняшнему дню мы видим, что Великая княгиня подает нам пример не только своей земной жизнью, но и продолжает участвовать в судьбах русского Православия. Промыслительно, что ее мощи оказались в Иерусалиме, как она пожелала сама в 1888 году, находясь на освящении русского храма на Елеонской горе. После революции храм святой Марии Магдалины оказался на попечении Русской Православной Церковью за границей, которая в трудные годы безбожия оказалась хранительницей имущества Русской Церкви в различных странах мира. По известным причинам Русская Зарубежная Церковь смогла прославить Великую княгиню в лике святых на 11 лет раньше, чем это было сделано в России. Благодаря этому церковному акту с 1981 года ее честные останки стали почитаться русскими людьми как святые мощи.

В настоящее время частицы мощей Великой княгини и ее верной спутницы Варвары совершают шествие по всей территории Русской Православной Церкви. Так, через несколько десятков лет святая Елизавета вновь возвратилась в свою любимую Россию, православный народ которой встречает ее с радостью и слезами покаяния. Почитание в Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Церкви святой преподобномученицы Елизаветы способствует живому осознанию духовного и национального единства русского народа, проживающего в различных уголкам мира. Верю, что и предстательством Великой Матушки Елизаветы совершается сегодня процесс восстановления единства русского Православия, собирания духовных сил русского народа.

Основной целью моего выступления было показать, насколько пример жизни Елизаветы Федоровны важен для сегодняшних христиан в России. Многие проблемы начала двадцатого века оказались схожими с проблемами сегодняшнего дня. В историософском смысле современность как бы вернулась в точку, с которой начали искривляться пути России в 1917 году. Господь дает России вновь возможность сделать выбор: совершать свой исторический путь со Христом или без Него. Что нас ожидает без Христа, мы уже проходили и хорошо знаем. Поэтому, вдохновляясь примером Елизаветы Федоровны, мы должны сделать все, чтобы Россия выбрала путь исполнения Христовой правды.

Святая преподобномученица Елизавета, моли Бога о нас!


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика