Русская линия
Труд Андрей Полунин29.09.2004 

Хмельное наваждение
За 10 последних лет число пьющих подростков выросло втрое. Госдума пытается исправить ситуацию

В ближайшее время депутаты Госдумы рассмотрят во втором чтении проект закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления в общественных местах пива и напитков, изготавливаемых на его основе». Если законопроект поддержит думское большинство, продажа пива несовершеннолетним будет полностью запрещена. Кроме того, хмельной напиток запретят продавать вблизи детских, медицинских и общеобразовательных организаций, а также распивать в общественных местах — на улицах, стадионах, в транспорте, парках.

«Антипивной» законопроект — не первый удар по интересам «пивного лобби». В сентябре нынешнего года Госдума внесла поправки в Федеральный закон о рекламе: запретила транслировать «пивную» рекламу с 7 до 22 часов на телевидении и радио, использовать для нее образы людей и животных, а также утверждать, что употребление пива имеет значение для достижения общественного, спортивного и личного успеха. Поправки вступили в силу с 5 сентября 2004 года (кроме одной — о запрете использовать образы, которая начнет действовать с 1 января 2005 года) и привели к сокращению объемов рекламы пива на телевидении в 2,5 раза.

Кроме «антипивного» законопроекта депутаты доработают Кодекс об административных правонарушениях — введут ответственность за распитие пива в транспорте и на улице. Сейчас кодекс предусматривает штраф за «уличное» потребление алкоголя — от 3 до 5 МРОТ (минимальный размер оплаты труда). Однако речь идет только об алкогольных напитках крепостью свыше 12 градусов, и пиво под эту категорию пока не попадает.

Россия не одинока в борьбе с «уличным стилем» потребления алкоголя. В Испании, например, закон запрещает распивать любые алкогольные напитки в общественных местах. Кроме, разумеется, кафе и ресторанов. Подобные законы есть и в Ирландии. В Вашингтоне за распитие спиртных напитков на улице полагается штраф в 100 долларов либо 90 дней тюремного заключения. Поэтому предприимчивые янки прячут бутылочки в пакеты: полиция не имеет права туда заглядывать (пакет — частная собственность). К 2007 году, возможно, запрет на распитие слабоалкогольных напитков на улице коснется всех стран Евросоюза. Его нарушение будет караться штрафом в 3 тысячи евро.

Вот как комментирует ситуацию советник Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Евгений НИКИТУХИН:

— Я считаю, коррективы в законопроект внесены правильные. Ненормально, когда на улице, в вагоне метро или троллейбусе вы наталкиваетесь на компанию с бутылками.

Защитники пива выкладывают, как последний козырь, такой аргумент: со временем пиво якобы вытеснит куда более зловредную водку. Но, по мнению психиатра-нарколога, руководителя клиники психологической адаптации Алексея Магалифа, это спорное утверждение.

— Пока мы видим другой процесс, — говорит он. — При традиционном уличном распитии пиво становится первым шагом на пути к водке. Оно общедоступно, удобно расфасовано. Многие, особенно подростки, выбирают сорта покрепче — по принципу дешево и сердито. А ведь четыре бутылочки пива средней крепости — это стакан водки.

До последнего времени пиво в России официально не считалось алкогольным напитком. Это позволяло рекламировать и продавать его практически без ограничений. За прошлый год, по данным Союза российских пивоваров, россияне выпили 757,3 миллиона литров пива на общую сумму 5,2 миллиарда долларов. Результаты активной маркетинговой политики измеряются не только в литрах. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, около 4 миллионов подростков у нас в России — наркоманы, токсикоманы и алкоголики.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика