Русская линия
РИА НовостиАрхимандрит Елисей (Ганаба)27.07.2004 

Интервью с главой Русской духовной миссии в Израиле архимандритом Елисеем

В чем видит свои задачи Русская духовная миссия в Иерусалиме?
Русская духовная миссия в Иерусалиме выполняет одновременно несколько функций. Ее первоочередная задача духовная — это молитва у святых мест, у Гроба Господня за Отечество, за Русскую Православную Церковь. Не менее важна для миссии пастырская забота о паломниках, прибывающих в Святую Землю, их обустройство и духовное окормление. Занимаемся мы и представительской деятельностью, представляем Русскую Православную Церковь при Иерусалимском Патриархате, осуществляем контакты с миссиями инославных церквей и государственными властями Израиля.

Сегодня для большинства россиян Ближний Восток — это одна из самых «горячих точек» планеты. Влияет ли палестино-израильский конфликт на желание посетить Святую землю?
Как ни горько признавать, но в последние три года поток паломников на Святую землю значительно сократился. В конце 19-го века сюда ежегодно приезжали до 12 тысяч россиян. В годы Советской власти паломничество по вполне понятным причинам практически сошло на нет. Лишь в начале 90-х годов, когда исчезли идеологические препятствия для поездок в Израиль, на землю, по которой ходил Христос, стали приезжать группы россиян из 50−100 человек. В 1999—2000 годах число богомольцев достигло, в общей сложности, 1300 в год. Однако с началом интифады произошел новый спад, и число паломников уменьшилось почти в три раза. Сегодня число православных из России, Украины и Молдавии, желающих вознести спасительную молитву у святых мест, стало снова расти вместе с надеждами на восстановление мира. В любом случае, наших нынешних и бывших соотечественников приезжает больше, чем граждан других православных стран — Греции, Кипра, Румынии, не говоря уж о последователях иных конфессий.

Миссия существует уже более 150 лет. За это время она в значительной степени расширила свои владения и свое влияние…
На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. До Первой мировой войны Россия владела немалыми земельными участками на территории Палестины. Некоторые земли были куплены на так называемый паломнический, «вербный» сбор, который проводился по всей России, и принадлежали Церкви. Другие приобретались на деньги царской семьи и средства Императорского Православного Палестинского общества и становились государственной собственностью России. Когда после революции 1917 года связь с Россией прервалась, управление миссией в Иерусалиме перешло в руки Русской Зарубежной Церкви, а Палестинское Общество распалось на российское и зарубежное. Вся собственность нашей Церкви в Палестине перешла в ведение ее эмигрантской ветви.
После создания Государства Израиль в 1948 году и признания новыми властями Московского Патриархата правопреемником дореволюционной Церкви все имущество, расположенное на израильской территории, было возвращено нам. Зарубежная Церковь сохранила владение собственностью, оставшейся на территориях Западного берега и в Восточном Иерусалиме, принадлежавших тогда Иордании. Сейчас, когда часть этих земель отошла Израилю, а часть занимает Палестинская автономия, мы восстановили свои права и на часть этой собственности: в 1997 году палестинские власти официально передали нам монастыри в Хевроне и Иерихоне.
К этому времени российских владений существенно поубавилось. С несколькими пустующими объектами предпочла расстаться Зарубежная Церковь. Немало собственности было продано Израилю Советским государством. В 1964 году мы лишились большинства построек и территорий на Русском подворье в Иерусалиме. Там, где раньше располагались российское консульство, гостиный дом, больница, обосновались городской муниципалитет, местная полиция и даже тюрьма. Безвозвратно утрачены принадлежавшие России территории в Хайфе, Назарете, Афуле, Рамле, Кфар-Кане. Однако в данном случае речь идет о государственной собственности. Церковное имущество с действующими храмами осталось в ведении РДМ.

И как сегодня используются эти объекты?
На сегодняшний день в ведении миссии находится 16 объектов, среди которых семь храмов, где проводятся богослужения. В нашей домовой церкви Святой мученицы царицы Александры в здании миссии проводятся основные богослужения в зимнее время. Немало православных прихожан посещают храм в Яффо, расположенный на территории монастыря Святого апостола Петра и праведной Тавифы. Действует и принимает молящихся храм Святого пророка Илии на горе Кармель в Хайфе. В Тверии, в живописном месте у Галилейского моря стоит храм Марии Магдалины. Особое значение имеет для нас Горненский женский монастырь, где постоянно проживают 60 насельниц и два духовника, а в его гостевых домиках обычно размещаются паломники. На территории монастыря монахини, паломники и прихожане молятся в храме Казанской иконы Божьей Матери и пещерном храме Иоанна Крестителя. Все эти объекты нормально функционируют, но есть и другие, требующие внимания, вложения сил и средств, а в некоторых случаях — дожидаются урегулирования политической ситуации.

Вы хотите сказать, что в настоящее время вы можете задействовать все объекты в полной мере?
Именно. К примеру, мы почти не используем участки земли в районе Лубие между Хайфой и Тверией с видом на гору Блаженств и в Кане Галилейской, месте, где Иисус превратил воду в вино, а также «нижний участок» вблизи от Средиземного моря в Хайфе. Предстоит разобраться и с перспективами использования принадлежащих РДМ «Дома дружбы» в центре Назарета и «Дома со сводами» в Тверии. Оба эти здания могли бы стать удобными домами для гостей и паломников. Два жилых дома на улице Пророков в Иерусалиме сданы в аренду израильской стороне. Да и большую часть здания РДМ арендует Мировой суд Израиля. Неспокойная обстановка на палестинских территориях не позволяет водить паломников в мужской монастырь Живоначальной Троицы в Хевроне и монастырь Иоанна Предтечи с часовней в Иерихоне или устраивать их в гостином доме в Вифлееме, расположенном недалеко от Базилики Рождества Христова.
Гефсиманским монастырем с храмом Марии Магдалины официально владеет зарубежное Палестинское Общество. Ему же принадлежит храм Александра Невского, примыкающий к Храму Гроба Господня. Это уникальное с точки зрения истории христианства место, где еще первым начальником РДМ архимандритом Порфирием (Успенским) в ходе раскопок был обнаружен Порог Судных Врат, через которые Спаситель, неся крест, вышел из Иерусалима по пути на Голгофу. К сожалению, не только паломники, но и клирики РПЦ и Зарубежной Церкви не имеют свободного доступа к этому святейшему месту.
Не используется по назначению и здание Сергиевского подворья, в котором останавливались наиболее знатные паломники — члены царской семьи и дворяне. В доме, на котором сохранилась эмблема ИППО, в настоящее время находятся департаменты израильского министерства сельского хозяйства. Понимая, что это спорная территория, они поддерживают помещения в порядке, но для их возврата просят представить доказательства наследственных прав на здание, построенное главой Палестинского Общества Великим Князем Сергеем Александровичем. В решении этого спора весьма пригодились бы навыки и опыт именитых российских юристов. Ведь Императорское Православное Палестинское Общество восстановлено в современной России и продолжает традиции своих предшественников.
Наверняка можно вести разговор и о восстановлении прав на другие, забытые участки на территории Израиля и в районах Палестинской автономии. Все это — часть нашей общей истории, возродить которую — долг Русской Православной Церкви, Палестинского Общества, государственной власти, каждого россиянина".

Корреспондент РИА «Новости» Орестов Р.О.

25 июля 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика