Время новостей | Ирина Белашева | 26.07.2004 |
Основательница Марфо-Мариинской обители в Москве, Елизавета Федоровна отказалась выехать за границу после Октябрьского переворота и разделила участь царской семьи — ее живой сбросили в шахту в районе уральского Алапаевска вместе с ее келейницей инокиней Варварой. Вместе с остальными Романовыми они были канонизированы Зарубежной церковью в 1990 году. Однако, ее мощи — в отличие от останков Николая II и его детей — не требовали длительных поисков и судебно-медицинской экспертизы. Останки великой княгини и инокини были вывезены через Пекин и Египет еще в разгар Гражданской войны. Лишь в 1921 году их доставили в Палестину, где и захоронили в крипте под церковью Марии Магдалины на Гефсиманском холме. Елизавета Федоровна в свое время присутствовала на освящении этого храма, построенного по инициативе Александра III.
Представители двух русских православных церквей особо подчеркивают, что символическое возвращение в Россию новомучениц является весьма значительным шагом в сближении патриарха Алексия II и предстоятеля РПЦЗ митрополита Лавра. Ведь именно во время майского визита последнего в Москву и была достигнута договоренность о «паломничестве» святыни. «Это событие поможет начавшемуся сближению двух частей Русской церкви, разделенных революцией и Гражданской войной», — говорит Александр Мельник, глава Фонда Андрея Первозванного, одной из общественных организаций, по инициативе которой и стало возможно принесение в Россию святых мощей. При этом обе стороны дипломатично умалчивают, что в 90-х годах прошлого века РПЦ могла получить святые мощи без всякого согласия заокеанских иерархов, когда с помощью палестинских полицейских представители Москвы пытались вернуть себе принадлежавший РПЦЗ храм в Иерусалиме.