Русская линия
НГ-Религии Дмитрий Урушев16.07.2004 

Парижский мезальянс
После Зарубежной Церкви настала очередь Экзархата

Продолжается собирание русских церковных сообществ вокруг Московского Патриархата, начатое при поддержке государства и самого президента Путина.
После визита в Москву с 14 по 28 мая этого года первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра (Шкурлы) и его исторической встречи с Патриархом Алексием II ни у кого больше нет сомнений в том, что в скором времени можно ожидать воссоединение этих ветвей русского православия, разделенных трагической историей ХХ века.
Вслед за Зарубежной Церковью становится вполне логичным воссоединение с Московским Патриархатом и другой ветви русского зарубежного православия — Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции, являющейся Экзархатом, находящимся в подчинении Константинопольского Патриарха
Западноевропейский Экзархат был основан в 1930 г. в Париже митрополитом Евлогием (Георгиевским), прервавшим общение с Московским митрополитом Сергием (Страгородским), Местоблюстителем патриаршего престола, и одновременно отказавшимся войти в юрисдикцию Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. В результате митрополит Евлогий и его паства перешли в юрисдикцию Вселенского Константинопольского Патриарха.
С 1 мая 2003 г. Экзархат возглавляет архиепископ Команский Гавриил (де Вильдер), фламандец, уроженец Бельгии, бывший католик, принявший православие. Административный центр Архиепископии находится в Париже.
«НГР» уже неоднократно публиковала материалы о взаимоотношениях Экзархата и Русской Православной Церкви (РПЦ). Эта тема стала особенно актуальной после письма Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 1 апреля 2003 г. В нем Патриарх предлагал западноевропейским приходам русской традиции вернуться в лоно Русской Матери-Церкви и составить единый митрополичий округ под юрисдикцией Московского Патриархата. На страницах нашей газеты эту проблему уже обсуждали русские парижане: Никита Струве, Никита Кривошеин, Михаил Соллогуб и Василий фон Тизенгаузен, секретарь Епархиального совета Архиепископии.
Мнения эти диаметрально противоположны. Одни из представителей эмиграции высказывались за то, что Архиепископии следует поддерживать братские отношения с Москвой, но оставаться в юрисдикции Константинополя. Другие же, наоборот, уверены в том, что только временные политические обстоятельства вынудили митрополита Евлогия в 1930-е гг. искать поддержки у Константинополя и сейчас, когда Церковь на родине свободна, существование Парижского экзархата является анахронизмом.
Именно этим разномыслием вызвано создание в Париже «Движения за поместное православие русской традиции в Западной Европе» (OLTR), которое выступает за возвращение русских приходов в лоно Матери-Церкви и сохранение традиционного русского духа в диаспоре… Обо всем этом говорил в своем интервью нашей газете барон фон Тизенгаузен («НГР», # 8 от 12 мая 2004 г.).
Вскоре после этой публикации мы получили письмо из Парижа, за подписью профессора А. Нивьера, члена Епархиального совета, в котором от имени архиепископа Гавриила сообщалось, что барон фон Тизенгаузен более не является секретарем Епархиального совета и его мнение не отражает официальной позиции Экзархата. Все это свидетельствует о том, что в Архиепископии существуют противоречивые и взаимоисключающие тенденции.
Сам архиепископ Гавриил высказал свою точку зрения по данному вопросу в интервью парижскому еженедельнику «Русская мысль» (# 8 (4493), 26 февраля — 3 марта 2004).
В этом интервью владыка Гавриил достаточно пространно рассуждает о взаимоотношениях Архиепископии и Московской Патриархии, а также о письме Патриарха Алексия II. Письмо это пришло в Париж в тот самый момент, когда скончался архиепископ Евкарпийский Сергий (Коновалов), возглавлявший Западноевропейский экзархат с 1993 г., а его преемник еще не был избран.
Экзархат, по словам архиепископа, был всегда готов к диалогу и общению с Россией. Еще в 1945 г. митрополит Евлогий написал ходатайство о воссоединении с Московским Патриархатом и получил соответствующий указ Патриарха Алексия I (Симанского). Одновременно митрополит обращался в Константинополь с просьбой вернуться в юрисдикцию Москвы, но ответа не получил и поэтому до конца жизни оставался экзархом Вселенского Патриарха.
Сам владыка Гавриил поддерживает теплые отношения с представителем Московского Патриархата в Париже, архиепископом Корсунским Иннокентием (Васильевым), совершает совместно с ним богослужения и, видимо, вполне этим удовлетворен. Но мирным отношениям, как утверждает Гавриил Команский, повредило письмо, подписанное Патриархом, которое архиепископ определил, как «шаг, чреватый ненужными раздорами в церковном теле».
По мнению архиепископа, после того как в Париже получили патриаршее письмо, обстановка обострилась. И это обстоятельство осложнило продолжение диалога. А предложением о создании единого митрополичьего округа архиепископ Гавриил, как он сам признался, «был очень удивлен и даже уязвлен».
Представитель Константинопольской Патриархии даже подозревает, что письмо от имени Московского Патриарха было подготовлено в Париже в рядах «Движения за поместное православие», в среде эмигрантов, увлеченных великодержавными идеями президента Путина и желающих духовного единения с постсоветской родиной.
Париж не спешит сближаться с Москвой. И дело здесь не только в политике… Не последнюю роль играют культурные и национальные аспекты: дело в том, что Архиепископия приходов русской традиции в значительной мере утратила свой изначальный облик. Более половины приходов уже нерусские, а в русских приходах теряется знание родного языка и культуры, что, впрочем, нисколько не огорчает владыку Гавриила, заявляющего: «Мы же не русская колония!» Поэтому для многонационального Экзархата было бы нежелательным соединение с Московским Патриархатом, который, по мнению архиепископа, «на данный момент ведет довольно националистическую политику, что и настораживает многих православных как нерусского, так и русского происхождения».
Эти православные, по словам владыки Гавриила, не хотят воссоединения с Москвой: «Повсюду я слышу просьбу: владыка, останемся там, где мы есть, потому что мы здесь свободны!» Однако вопрос о дальнейшем существовании русского православия на Западе, судя по всему, архиепископа Гавриила не беспокоит. И это вполне понятно! Так же, как понятно, почему русских людей, оставшихся таковыми, несмотря ни на какие испытания, это не может не беспокоить.
Недавно мы получили из Парижа письмо князя Александра Трубецкого, который намеревался ответить на интервью архиепископа Гавриила на страницах «Русской мысли», однако редакция отказала ему под предлогом завершения полемики на эту тему… Руководствуясь правилом: «Да будет услышана и другая сторона», мы предлагаем вниманию читателей письмо князя Трубецкого.

7 июля 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика