Русская линия
Волжская коммуна (Самара) Владимир Клименко11.06.2004 

Почем оцерковление властей города Самары?

Несмотря на конституционное отделение церкви от государства, по другим законам и подзаконным актам Русская православная (христианская) церковь (РПЦ) получила весьма большие права, позволяющие ей почти беспрепятственно заниматься распространением христианского вероучения (а точнее сказать, религиозно-мистического мировоззрения), образовательной, издательской, коммерческой и иной деятельностью. Государство безвозмездно передало церкви культовые здания и сооружения, земли, одарило всякого рода льготами, благодаря чему дела церковных коммерсантов заметно пошли в гору.

Центральными властями, властями субъектов Федерации, муниципалитетами допущен сознательный законодательный и правоприменительный перекос, в результате которого христианские общественные организации, входящие в структуру РПЦ, стали получать постоянную финансовую подпитку из бюджетов всех уровней, тогда как множество других общественных организаций — светских — не получают никакой финансовой поддержки.

На наших глазах в течение последних двенадцати лет бывшие атеисты-коммунисты превращались в «верующих», власть предержащие получали церковные ордена и медали за рвение по части строительства храмов, выделения немалых денег из бюджетов всех уровней на многочисленные церковные нужды, зачастую нарушая при этом законы Российской Федерации. Процесс оцерковления пошел. Мало того, в среде церковников довольно широко распространено убеждение, что «христианство не помещается в рамки закона, поэтому закон вторичен». Попробуем же, однако, во всем этом разобраться с позиции здравого смысла и закона.

Напомним оцерковляющимся о том, что «религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации». Это цитата из 21-й статьи действующего федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятого Государственной Думой 19 сентября 1997 года.

Как показало время, самарскими законодательными и исполнительными органами власти, а также органами надзора за исполнением законов Российской Федерации (прокуратурой) этот закон был воспринят как «прикладной», необязательный для исполнения в полной мере по букве и по духу. Иначе как объяснить безнаказанные нарушения основных положений упомянутого закона депутатами городской Думы, чиновниками администрации г. Самары?

Пункт 3 статьи 4 закона, например, гласит: «Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в РЕСТАВРАЦИИ, СОДЕРЖАНИИ И ОХРАНЕ ЗДАНИЙ И ОБЪЕКТОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ПАМЯТНИКАМИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ…»

Закон, как известно, нельзя нарушать либо толковать его содержание как-то иначе. Что же происходит на самом деле? Власти г. Самары выделяют из дефицитного бюджета немалые средства не только на реставрацию культовых объектов, являющихся памятниками истории и культуры, но и на строительство новых культовых зданий и сооружений со всеми инженерными сетями, «подрезая» статьи бюджета, предусматривающие поддержку сфер образования, культуры, здравоохранения, коммунальных и социальных служб, транспортников, дорожников и т. д.

По данным департамента финансов администрации г. Самары, только в 2001 году законодательной и исполнительной властью областного центра из резервного фонда (!) было выделено 3 млн. 600 тыс. рублей Епархиальному управлению Русской православной церкви НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ, то есть на возведение новых культовых зданий и сооружений, не являющихся памятниками истории и культуры, что является нарушением закона. Но церковники берут эти деньги и используют по своему усмотрению. Что это — искушение? Или неуважение законов светского государства?

Специально для правоохранительных органов еще раз напоминаю номера постановлений главы администрации г. Самары, на основании которых бюджетные деньги незаконно переводились через управление по вопросам культуры и организации досуга населения администрации г. Самары на счет Епархиального управления РПЦ, использовавшего их на строительство новых культовых зданий и сооружений: N203-р от 30.05. 2001 г., N278-р от 03.07.2001 г., N247-р от 15.06.2001 г., N320-р от 31.07.2001 г., N346-р от 22.08.2001 г., N500-р от 05.12.2001 г.

Подозреваю, что сумма незаконно выделенных из городского бюджета средств на строительство новых христианских церквей и прочих объектов за годы мэрства господина Лиманского значительно больше. Но установить этот факт можно только оперативно-следственным путем в рамках возбужденного уголовного дела по признакам ст. 160 УК РФ — нецелевое использование бюджетных средств. На что я лично очень надеюсь, несмотря на все конъюнктурные изъяны в политических, правоохранительных и иных кругах…

Ежегодная совокупная финансовая помощь Епархиальному управлению РПЦ со стороны городской администрации составляет более 8 млн. рублей. Деньги эти берутся, подчеркну, не из карманов чиновников, а из бюджета, иными словами — из карманов налогоплательщиков.

Объективности ради следует отметить, что Самарская епархия РПЦ одаривается большими денежными вливаниями и со стороны областных властей. И здесь не обходится без нарушений.

Кирилло-Мефодиевский собор, как известно, построен недавно, не является памятником истории и культуры. Как мне объяснили специалисты бюджетного комитета Самарской губернской Думы, «деньги приходу выделены на оплату работ по внутренней отделке собора». Подобные работы, замечу, по всем церковным и светским канонам должны осуществляться за счет средств, поступающих в приход от прихожан, но никак не за счет областного бюджета! И где же тут око прокуророво? Где принципиальность избранных самарским народом законодателей-депутатов и чиновников от исполнительной власти?..

Пунктом 4 статьи 4 федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» должностным лицам органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления запрещается использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

Относительно корректно в данном аспекте ведут себя главы большинства муниципальных образований, депутаты законодательных собраний, а вот самый злостный нарушитель названной статьи закона из всего чиновничьего сословия губернии, на мой взгляд, — глава Самары Георгий Лиманский.

Один из обслуживающих мэра журналистов (он, кстати, бывший коммунист, армейский политработник, а ныне верующий-фанатик) прямо так и написал: «Открытая, твердая религиозная… позиция Георгия Лиманского оказывает сильное воздействие на неверующих граждан всех социальных слоев населения».

В искренности религиозных убеждений и чувств господина Лиманского я лично глубоко сомневаюсь, а вот в том, что он нарушитель закона — не сомневаюсь нисколько.

«За прошедшие пять лет, — продолжает тот же „летописец“ Лиманского, — не было, пожалуй, и дня, чтобы глава губернского центра не решал те или иные проблемы Самарской епархии. Георгий Сергеевич, по сути, открыл двери школ, ПТУ, техникумов для православных священников».

В этом и заключается нарушение закона Лиманским — главой муниципалитета. Не положено ему выказывать свое отношение к религии, поскольку живем мы в светском государстве. Кажется мне все это пропитанным лицемерием и ложью политических замыслов, далеких от чистого родника веры…

Если в голове Лиманского укладываются одновременно убеждения коммуниста-зюгановца, центриста-грызловца, а также православного христианина, то это не очень хороший диагноз…

Для подкрепления моих выводов приведу здравые рассуждения архиепископа Иоанна (Шаховского). В своей работе «Церковь и государство» он предупреждает: «…если государство по неразумию и неверию своих правителей и идеологов хочет смешать всю кристальную воду Церкви с землею государства, то церковные люди (а если они и государственные — то особенно) должны все сделать, чтобы не допустить этого смешения, ибо оно есть — грязь».

Принимающим «дары данайцев», я бы пожелал воспринять и глубоко осмыслить слова архиепископа Иоанна о том, что «общая греховность мира влияет на снижение церковной культуры в церквах. Они заражаются „государственностью“ и, „оставляя первую любовь“ (Откр. 2,4), живут лишь отражением, бледным духом Церкви… Это одна из опасных болезней их земной истории».

А церковным и светским чиновникам напомню слова известного религиоведа, руководителя учебно-научного центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета Николая Шабурова: «Церковь второй раз наступает на те же грабли. Когда-то она настолько слилась с самодержавием, что, круша опостылевший царизм, российские мужики с тем же остервенением крушили церкви и убивали священников».

5 июня 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика