Русская линия
Православие.Ru Владимир Иванов09.06.2004 

Житие святого мученика Ерменигельда, царевича Готфского

Святой Ерменингельд был сыном готского короля арианина Леовигильда. Подобно своему королю подавляющее большинство готов и его сыновья Ерменигельд и Рекаредо исповедовали арианство. Святой Ерменигельд и Рекаредо были сыновьями Леовигильда от первого брака. Его первой женой была Феодосия, двоюродная сестра святителя Леандра, архиепископа Севильского.

Леовигильд стал управлять Испанией в 568 году, и это произошло следующим образом. После смерти в 568 году короля Атанахильда в вест-готской монархии, занимавшей приблизительно территорию современной Испании и запада Франции, наступил период междуцарствия и лишь спустя пять месяцев на трон был избран король Лиува I, который стал править в тогдашней столице вестготского государства Нарбонне. Он избрал в соправители своего брата Леовигильда, поручив ему управление Испанией. Столицей Испании становится в 569 году город Толедо. В 573 году умирает Лиува, и Леовигильд становится единым королем вестготов или визиготов.

Леовигильд правил 14 лет, которые прошли в постоянных сражениях за безопасность государства и расширение границ со свевами, франками и византийцами. Кроме того, постоянно происходили внутренние восстания, усмиряемые его железной рукой, часто с большой жестокостью.

Когда Леовигильд стал суверенным монархом, он разделил свою власть с сыновьями — Ерменигельдом и Рекаредо, с тем, чтобы, по крайней мере, один из них наследовал трон. Такое правление было введено с целью сохранить власть монарха в этой семье, и было фактически узурпацией власти, противоречащей германской традиции свободного избрания монарха. Возможно, именно по этой причине во время правления Леовигильда среди знати, которая считала себя обделенной в правах на трон, возникало множество заговоров против короля. Возможно, эти заговоры поддерживались соседними королевствами, жаждущими похоронить любым способом все возрастающее могущество Леовигильда.

После смерти первой супруги Леовигильд женился на Годсвинте, вдове короля Атанахильда. По высказываниям одного из древних хронистов, она была «крива телом и душой». Годсвинта таила в себе скрытую злобу и ненависть к христианам. Одна из ее дочерей от первого брака Гелесвинта, бывшая замужем за франкским королем Луильперихом Руанским, была убита по приказанию своего мужа на супружеском ложе, а франки были православными. (Эта трагедия стала темой для нежной элегии поэта Венансио Фортунато, посвященной Гелесвинте). Другая дочь Годсвинты Брунехильда была замужем за франкским королем Сигибертом Реймсским, и их союз был счастливым и плодовитым. Однако поступок православного короля Луильпериха, убившего ее дочь, оставил в душе Годсвинты неутолимую горечь и желание отомстить любому христианину, что возымело затем трагические и кровавые последствия.

579 год стал радостным и торжественным для визиготского королевства. В этот год состоялась свадьба между православной принцессой Ингундой и готским первенцем Ерменингельдом. Ингунда была сестрой Австразийского короля Чильдеберто II и дочерью Сигиберта I и Брунехильды, счастливой дочери Атанахильда и Годсвинты. Годсвинта стала плести интриги вокруг этого брака между своей внучкой и пасынком, в которых, наряду с личными, и политические мотивы играли, без сомнения, важную роль.

Ингунда была православной, остальные члены семьи и королевский двор вестготов был арианским. Годсвинта настойчиво пыталась, сперва, притворяясь ласковой бабушкой, а затем, выступая как грозная и властная королева, добиться, чтобы Ингунда отказалась от Православия и приняла арианское крещение. До нас дошли диалоги этих двух женщин, в которых внучка, непреклонная в своей вере, страдала от угроз разгневанной бабки. Дворцовая атмосфера становилась с каждым днем все более невыносимой, особенно для Ерменигельда, покоренного любовью и добродетелью своей жены.

Чтобы избежать скандалов, которые могли стать известными народу, большинство которого составляли православные испаноримляне, было принято решение отправить молодоженов в Севилью, территорию пограничную с владениями византийцев, где нужен был королевский представитель, которому монарх мог бы без опасения доверять. Кроме того, с удалением от двора Ингунды Леовигильду было проще осуществлять политику религиозной унификации страны, по сути означавшей насильственное обращение христиан в арианство. По мнению короля, эта мера должна была укрепить политическое единство страны. Кроме того, Леовигильд рассчитывал, что за время пребывания Ингунды и ее мужа королевича Ерменингельда в Севилье ее религиозное упорство пройдет, она подрастет и «поумнеет», ведь в пору своего бракосочетания Ингунда была еще почти подростком.

Нелегко оценить миссию св. Ерменингельда в Бетике (области юго-западной Испании, приблизительно совпадающей с современной испанской провинцией Андалузией). Современные авторы используют двусмысленные фразы, что речь шла об управлении той областью в качестве королевского представителя, а не суверенного монарха. Любое расчленение визиготского королевства шло в противоречие с политикой объединения, проводимой Леовигильдом.

Одновременно с удалением из Толедо Ерменингельда король начинает активную политику по обращению к арианству всех своих подданных, религиозного объединения ариан-вестготов и православных испаноримлян. В 580 году в Толедо состоялся Собор арианских епископов, который «облегчил» путь христиан к вероотступничеству. Он признавал действительным православное крещение, если при Таинстве произносилась арианская крещальная формула. Была много случаев вероотступничества, например, епископ Сарагосский Висент, обратился к арианству даже не столько по богословским убеждениям, столько из-за страха и расчета.

Преследования, подогреваемые и подстрекаемые королевой, «головой, ответственной за принятые меры», изобиловали ссылками, экспроприациями, телесными наказаниями и заключениями. Однако вместе с этим проявилась душевная стойкость, твердость веры и мужество ряда архиереев, таких, например, как Масона Меридский, столп гонимого Православия, который не оробел перед угрозами. Он был изгнан со своей кафедры, и на его место был назначен арианин Сунна. В «Историю великих архиереев» этот Сунна вошел как человек «отвратительный, гнусного зверского лица, свирепого взгляда, грубых манер…», незаконно захвативший кафедру, которого Масона вызвал на публичный диспут, где с легкостью одержал победу. Однако, но это не помешало тому, что у Церкви отобрали в пользу еретиков находившуюся в юрисдикции святителя Масоны базилику святой Евлалии, как поступили и с базиликой Пресвятой Девы Марии Толедской и другими многочисленными православными храмами королевства. Были попытки убить энергичного архиерея, и король пригрозил ему ссылкой, которую святитель воспринял с иронией: «Ты предлагаешь мне ссылку? Имей в виду, что я не боюсь угроз. Меня не пугает ссылка. И поэтому я прошу тебя, чтобы ты, если знаешь хоть одно место, где нет Бога, послал меня туда». «Безумец, есть ли такое место, где нет Бога?», — прервал его король. «Если ты знаешь, что Бог есть везде, — ответил Масона, — почему же ты угрожаешь мне ссылкой? В любом месте, куда бы ты меня не послал, я знаю, что у меня не будет недостатка в Божией помощи. И я так в этом уверен, что чем больше ты будешь меня притеснять, тем более мне будет помогать и утешать милосердие Божие».

Подобно Масоне, из своих епархий были изгнаны св. Леандр Севильский, св. Фульгенций Эсихский, Фроминий Агдский.

Святой Исидор Севильский, выдающийся церковный деятель, историк и образованнейший человек своего времени, говоря о тех преследованиях, сообщает, что Леовигильд «переполненый арианским фанатизмом, преследовал православных, изгоняя епископов, захватывая церковное имущество, лишая Церковь прав. Этим он достиг того, что многие переходили в ересь, напуганные наказаниями или прельщенные деньгами и королевскими милостями».

А в это время, будучи правителем Бетики в Севилье, окруженный преданным двором, Ерменингельд возродил в доме мир и покой. Ингунда могла свободно исповедовать свою веру и впервые почуствовать радость материнства с рождением сына, которому дали имя Атанахильд.

Прибытие Ерменингельда в Севилью совпадает с пребыванием на епископской кафедре св. Леандра, старшего из четырех святых братьев и сестер, прибывших из Картахены в визиготскую землю, которые кто на епископской кафедре, кто в монастыре стали светильниками и примерами добродетельной жизни. Святой Леандр был старшим сыном, два других сына — святитель Исидор, избранный на Севильскую кафедру после смерти св. Леандра и святитель Эсихский Фульгенций, сестра — преподобная Флорентина, основавшая первый женский монастырь в Испании.

Благодаря продолжительным беседам королевича с епископом Леандром и добродетельному примеру супруги Ингунды, Ерменингельд познал истину христианской веры и ложь арианской ереси, далекой от Божественной правды, поскольку она отвергала основной догмат — Божество Господа Иисуса Христа и единосущие Пресвятой Троицы. Под воздействием благодати Божией он отрекся от арианства и стал членом православной паствы, приняв крещение с именем Иоанн.

Интересно, в этой связи, отметить роль православных правительниц в средневековой Европе, благодаря которым обращались к вере сперва их мужья, а затем и целые народы. Бургундская королева Клотильда повлияла на обращение франкского короля Хлодвига, своего мужа; Меровингская королева Берта, которая, была замужем за Этельбертом Кентским, стала своеобразным «мостом» для проникновения Православия на юг Англии; Этельберта, супруга короля Нортумбрийского Эдвина, представила ему монаха Павлина Йоркского, крестившего в реках Нортумбрии массы народа, после этой встречи и сам король стал христианином. Королева Теодолинда повлияла на просвещение ломбардов; наконец наша славная равноапостольная великая княгиня Ольга много поспособствовала просвещению подчиненных князю Игорю руссов и своего внука святого Владимира, крестившего Русь.

В Испании на Ингунду выпала миссия подготовить страну к официальному принятию Православия, но миссия эта стоила многих жертв, скорбей и потерь.

Преследование православных, начатое Леовигильдом, как и следовало ожидать, вместо того, чтобы укрепить единство страны, стало причиной более глубокого разделения. До достижения политического спокойствия визиготам было еще далеко. Испаноримляне считали вестготов не своими соотечественниками, а скорее оккупантами; варвары занимали все главные должности и при дворе, и в армии. Только германские имена встречаются в официальных документах той эпохи.

В этот период в государстве было множество внутренних нестроений, сопровождаемых многочисленными восстаниями, которые Леовигильд был вынужден с жестокостью подавлять, будучи не в силах мирно потушить их горящие очаги. Баски, кантабрийцы, левантийцы, жители Ороспеды представляли серьезную угрозу готской монархии. И более всего угрозу представляли такие регионы как Севилья и Кордова, совсем недавно отобранные у византийцев, ставшие пристанищем противников вестготов, всегда готовых проявить свою непокорность. С той же проблемой столкнулись готы полтора века спустя при борьбе с арабским вторжением.

Обращение св. Ерменингельда в Православие повлекло за собой волну негодования арианской знати: Толедский двор разгневался на короля Леовигильда, подстрекаемый неописуемым гневом королевы Годсвинты и ее фанатичного арианского окружения. По-видимому, желанием короля преградить путь возможным последствиям такого неожиданного для двора обращения королевича, объясняется ужесточение гонений, до этого времени скрытых. Король стал опасаться распространения Православия среди вестготов. В Бетике, напротив, собиралось сопротивление вокруг правителя области — св. Ерменингельда, в котором они видели защитника своих религиозных убеждений и политических интересов. Его поддерживали Севилья, Кордова и Мерида. Ерменингельд чеканит собственную монету в Севилье. Противостояние с самого начала развивалось трагически. Пограничные православные народы — свевы, византийцы и франки — почувствовали уникальность совпадения ряда событий и были наготове, чтобы извлечь из них лучшее для себя.

Св. Ерменингельда мучили сомнения. С одной стороны, сыновний долг почтения к родителю призывал его подчиниться воле отца и не поднимать на него меча. С другой, гонения на православных, приобретавшие все более жестокие формы, побуждали его выступить защитником истинной веры. Долгие мучительные часы проводил он в раздумьях, выбирая между верностью своему отцу монарху, с которым он делил трон, и своей ответственностью как верующего православного правителя, царствующего над народом, составлявшим в своем большинстве православное население, несправедливо притесняемое в своей вере арианами, которые принуждали его к вероотступничеству. Решение, которое можно было бы принять в такой сложной ситуации, не могло созреть одномоментно, и приходилось действовать соответственно развивающимся событиям.

Между отцом и сыном произошел конфликт. Вероятно, Леовигильд настаивал на принятии вновь отвергнутого арианства и прибытии Ерменингельда в Толедо. На оба приказания тот ответил отказом, решившись действовать по-другому. Возможно, имели место дипломатические контакты с соседними королевствами, у которых он просил военной помощи, или они сами предлагали ее, в том случае если Леовигильд попытается с помощью силы ослабить сопротивление своего сына. Действительно, св. Леандр отправился в Византию, чтобы привлечь внимание императора Маврикия к происходившим в Испании событиям, и вернулся с обещаниями последнего предоставить военную помощь. Между тем в бетийскую коалицию вступали и другие города Луситании[1], не подчинявшиеся Ерменингельду; обещания и заверения поступили от свевов и, вероятно, от франков. Севильский принц почувствовал себя уверенно, взвесил силы и провозгласил себя королем. Несколько монет и надписей, дошедших до нашего времени, свидетельствуют о том, что Ерменингельд был провозглашен этим титулом. Нам сейчас трудно судить, имел ли Ерменингельд намерение создать королевтсво, независимое от королевтства его отца, или же заменить его на визиготском троне.

Леовигильд решил положить конец неповиновению. В 582 году Леовигильд начинает войну против своего сына и легко овладевает Меридой и Касересом. Свевский король Мирон[2] решает поддержать Ерменингельда. В 583 году Ерменингельд терпит сокрушительное поражение от своего отца Леовигильда, при попытке прорвать осаду Севильи. Мирон, чьи войска были окружены Леовигильдом, складывает оружие и возвращается в Галисию. Вскоре после того как его сменил на троне его сын Эборико, он умирает.

Св. Ерменигельд остался один, имея в распоряжении лишь войска своей провинции, и с каждым днем утрачивал контроль над разными ее областями, завоевывавшимися войсками его отца. В Севилье Ерменингельд приготовился к защите; он отправил свою жену и сына в византийскую область и укрепился вместе с войсками в замках и специальных оборонительных сооружениях. Одно за другим они завоевывались толедцами; мужество оборонявшихся не помешало тому, что замок Оссет, внутри Севильи, пал под напором нападавших. Город взят, и св. Ерменингельд вынужден бежать в Кордову, преследуемый войсками Леовигильда. Леовигильд вступает в Севилью. В феврале св. Ерменингельд закрепляется в предместье Кордовы и обращается за помощью к правителю южноиспанской области, принадлежащей византийцам. Он устраивает бегство жена и сына, ожидая подкрепления от византийцев из Картахены. Но войска не пришли, поскольку византийский начальник был подкуплен Леовигильдом за 30.000 сольдо золотом. Жена и сын Ерменигельда были захвачены византийцами и доставлены в Константинополь: Ингунда умерла по дороге, а сын Атанагильд стал главным заложником. Это был 584 год.

Преданный византийцами, видя, что он проиграл, св. Ерменингельд просит прибежища в одной из церквей Кордовы. Его брат Рекаредо, тогда еще арианин, пришел в храм, чтобы от имени отца предложить Ерменингельду испросить у него прощения и сдаться в обмен на жизнь. Святой Ерменингельд принял это предложение, смирился с поражением, стал узником отца, но остался верным Православию и уповал на помощь Божию, предавая себя Его спасительной воле. Известно, что св. Ерменингельда перевезли сперва в Севилью, затем в Валенсию. Затем состоялось примирение, как кажется, оно было искренним с обеих сторон, ведь ни сын не желал поднимать руку на отца, ни отец, в глубине души не хотел зла родному сыну, и только затмившие разум властолюбие и религиозная нетерпимость, разжигаемые в его душе супругой, арианским двором и врагом рода человеческого, пробудили в нем вражду к св. Ерменингельду. Леовигильд вернул своему первенцу многие из его прежних достоинств, и был готов забыть все, что произошло между ними, однако Годсвинта, жена короля, смогла возбудить новые подозрения против св. Ерменингельда. Подозрения Леовигильда против сына усилились, когда стало известно, что, франкский король, шурин королевича, попытался помочь ему, вторгшись в Нарбонскую Галлию. Гунтрам Бургундский послал военные суда на помощь Галисийским свевам, в то время как сам он напал на визиготов в Септимании из Бокас дель Родано и Тулузы. Кантабрийский флот, посланный на помощь свевам был уничтожен, а сам Гунтрам, захватив Каркасоне, не смог взять Нимес, и в конце концов был полностью разбит войсками Рекаредо.

По проискам Годсвинты св. Ерменигельд был вновь схвачен и заключен в темнице в Таррагоне. Теперь его обвиняли не в предательстве, а в ереси; ему предлагалась свобода взамен на отказ от православной веры. Св. Ерменингельд усердно молился Богу, что бы Он укрепил его в исповедании веры, добровольно умерщвлял плоть вдобавок к своим страданиям и оделся в рубище, как кающийся. На Пасху король послал к нему арианского епископа, пообещав простить его, если королевич примет причастие из рук прелата. От известия об категорическом отказе св. Ерменингельда на Леовигильда напал один из частых приступов гнева и ярости, и он направил в тюрьму отряд солдат с приказанием убить сына. Королевич получил это известие с глубоким смирением и умер от первого удара, заколотый в собственной камере Сисбертом.

Мученик Ерменингельд, обманутый теми, кому он доверял, осмеянный своими врагами, несчастный в своей отчизне не удостоился, среди современных ему историков, за исключением разве что св. Григория Великого, и одной фразы в свою честь. Св. Григорий Великий вменяет в подвиг святому Ерменингельду обращение его брата Рекаредо и всей визиготской Испании к Православию. Вскоре Леовигильд стал сожалеть о содеянном. И хотя он клятвенно не отрекался от арианства, есть надежда, что это привело его на смертном одре к православной вере. Умирающий в 586 году Леовигильд, завещал своему второму сыну Рекаредо принять Православие и поручил его св. Леандру Севильскому, которого вернул из ссылки, в качестве наставника. Мы не можем осуждать Ерменингельда за грех восстания против отца, ибо как замечает св. Григорий Турский, он полностью смыл этот грех своими страданиями и своей мученической смертью. Кроме того, св. Ерменингельд искренно пытался поступать ради блага людей и веры. Через его смерть Господь явил Свою силу, ибо то, чего не удалось добиться мечом, было совершено примером смиренных страданий и смерти и молитвами св. Ерменингельда, ибо практически сразу после смерти отца и брата Рекаредо принимает Православие, и 8 мая 589 года, спустя четыре года после смерти св. Ерменингельда, Православие принимает на Третьем Толедском Соборе визиготский народ, торжественно отрекаясь от арианства. Так, в королевстве было достигнуто истинное религиозное единство в истинной спасительной вере. Эта дата, без сомнения, стала одна из наиболее значительных во всей испанской истории. Это событие было трогательно воспето в речи святителя Леандра, произнесенной на Соборе в базилике в Толедо.

Святитель Григорий Великий писал, что святой Ерменингельд «получил за свое мученичество истинный королевский венец».

В 1585 году, когда исполнилась 1000 лет мученической смерти св. Ерменингельда, папа Сикст VI причислил его к лику святых, по ходатайству испанского короля Филиппа II. Память святого мученика Ерменингельда, царевича Готфского, празднуется 14 ноября по новому стилю. Согласно полному месяцеслову Востока в этот же день празднуется память святителя Леандра, архиепископа Севильского. Мощи царевича-мученика покоятся в церкви во имя святого Ерменингельда в Севилье.

В составлении жития использованы материалы:

1) Житие и исторические публикации с сайта братства во имя св. Ерменингельда (Испания)

2) Житие святого мученика Ерменигельда, составленное святителем Димитрием Ростовским



[1]Луситания — тогда область на юго-западе Пиренейского полуострова, включавшая в себя Бетику и некоторые другие территории.

[2] Свевское королевство занимало территорию нынешней средней и северной Португалии и северо-запада Испании или Галисии.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика