Русская линия
Труд Валерий Коновалов07.06.2004 

Здесь — душа Русской Церкви
Это поняли после поездки по России зарубежные православные священники

Стало тихо. Журналисты приготовили диктофоны, фотоаппараты, телекамеры. А делегация Русской зарубежной церкви выстроилась в центре зала лицом к парадному входу. Впереди митрополит Лавр. За ним все остальные. Ждали появления Патриарха Алексия. Пауза затягивалась. Видимо, что-то задерживало патриарха. Но гости стояли недвижно, без какого-либо беспокойства или недовольства. Так ожидают вышестоящего руководителя.
А когда двери распахнулись и вошел Алексий II с сопровождающими, на бесстрастных монашеских лицах гостей и хозяев засветились искренние чувства взаимной теплоты.
Дело было в Даниловском монастыре при последней официальной встрече духовных лидеров двух частей Русской церкви. Эмоциональный фон этой встречи, может быть, лучше всего говорит об итогах официального визита в Россию делегации Зарубежной церкви, первого за всю историю церковного раскола.
Оправдались надежды на то, что личные контакты и непосредственные впечатления помогут «зарубежникам» преодолеть многие предубеждения, мешавшие сближению Русской православной церкви и Русской зарубежной церкви. Надеялись на это не без оснований. Один из активных участников переговорного процесса с зарубежной стороны архиепископ Берлинский и Германский Марк еще накануне визита замечал, что большинство священников, побывавших в России, становятся сторонниками объединения, а среди противников в основном те, кто в нынешней России не был.
Так получается, что если увидеть своими глазами жизнь нашей Церкви и нашей страны, то многое становится ясно. И такая возможность у зарубежной делегации была. Гости проехали по России от Урала до Балтики, посетили многие святые места, присутствовали на богослужениях, встречались с представителями власти и народа.
Протоиерей Гавриил Макаров из Австралии признался, что никакие рассказы или описания не могли бы передать силу увиденного своими глазами.
— Люди в столице и в глубинке, которые радовались нам, как родным, — сказал он, — лучше любых аргументов доказывают родство двух частей Русской церкви.
А протоиерей Александр Лебедев, настоятель Спасо-Преображенского собора Лос-Анджелеса, заявил, что теперь еще лучше понял своего сына, который однажды решил вернуться из США в Россию, потому что «в Америке нет души, а в России есть».
— Несмотря на семидесятилетний период господства в России безбожной власти, — сказал он, — православные христиане сохранили в своем сердце тайну Святой Руси. Советская система не вытравила из русских православную веру и благочестие.
Важным было и то, как сойдутся между собой по-человечески Патриарх Алексий и митрополит Лавр. Уже после первой их встречи близкие к первоиерархам люди с той и другой стороны откровенничали:
— Они друг другу понравились.
Подтвердил это и глава внешнеполитического ведомства Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл:
— Личные встречи, участие в молитве, разговор лицом к лицу способствовали растапливанию последних остатков льда в наших отношениях.
Но каковы практические последствия этого сближения?
Очевидно, что «зарубежники» признали приоритет Московского патриархата. Речь идет уже о формах включения Русской зарубежной церкви в структуру Русской православной церкви. Скорее всего, это будет самоуправляемая Церковь под юрисдикцией Московского патриархата. «Зарубежники» получат место и голос в Синоде, но сохранят свою имущественную автономию. Выгоды объединения очевидны для обеих сторон. Московский патриархат расширяет свое влияние в мире, а Зарубежная церковь, до сих пор практически никем не признанная, наконец легализуется. Как быстро пойдет процесс? Быстрее, чем можно было представить, считают сведущие люди из церковных верхов. Комиссии с двух сторон уже работают активно. Осенью на архиерейских соборах де-юре будет разрешено евхаристическое общение, но де-факто и сейчас никто не будет запрещать своим прихожанам считать Церковь единой. Когда есть общий язык, формальности уладятся быстро. А главное: в российской жизни закрепляется прецедент — после многих разъединительных процессов начинается консолидация, объединение.

3 июня 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика