Русская линия
Российская Федерация сегодня А. Щербаков04.05.2004 

Агафья, подверженная Госстраху
Чудны дела твои, Господи

Похоже, тех, кто сознательно бежит «славы людской», она сама преследует с мистической настойчивостью. Вот уже много лет пресса «раскручивает» (и не без успеха!) таежную отшельницу Агафью Лыкову, тихо живущую на далеком урочище Еринат, в верховьях реки Абакан. С особым вниманием за всеми перипетиями ее судьбы следят сибиряки — жители Хакасии и Красноярского края. Здесь Агафья, пожалуй, популярнее, чем иные звезды эстрады и политики. Притом не только среди обывателей, но и представителей, как говорится ныне, властных структур.

Например, года полтора назад, когда проходила Всероссийская перепись населения, здешние СМИ с упоением живописали, как переписчики добирались аж до Лыковской заимки, затерянной в таежных дебрях, и Агафья Карповна покорно отвечала на все их вопросы. Особый «прикол» труженики пера и эфира увидели в том, что она, неистовая старообрядка, то есть приверженица строгих канонов русского древлеправославия, прежде избегавшая контактов со светской властью, вдруг «смирилась». К примеру, незадолго перед тем журналистам краевой газеты «Красноярский рабочий», побывавшим у Агафьи и, кстати, правдиво рассказавшим о ней в книге «Путь на Еринат», она твердо заявляла: «Мы в 1932 году от паспортов в горы ушли. Вера нам запрещает иметь документы и участвовать в светских делах. Лучше смерть примем, чем пойдем на святотатство…» Ну, а теперь вот, мол, «поступилась принципами». И где же ее хваленая твердость нрава?

Впрочем, большинство здравых людей отнеслись с пониманием к шагу Агафьи. В конце концов, она такая же россиянка, как все мы, и почему бы ей не поучаствовать в столь патриотическом деле, как перепись населения, и заодно не послужить уточнению числа своих единоверцев в стране?

Совсем другой коленкор — нынешняя «сенсация». Тут поначалу волна разочарования окатила почти всех поголовно: в начале года по Хакасии и югу Красноярья прошел слух, будто бы одна вездесущая страховая компания сумела застраховать от несчастного случая даже таежную затворницу Агафью Лыкову. И народ закачал головами: «Ай-яй-яй, что ныне деется с людьми! Даже Агафья не устояла перед рыночными зазывалами. Да и на чем споткнулась-то, сердешная, — на жалкой страховке!»

Но все же не обошлось и без сомнений. Если здраво рассудить, какой смысл страховать отшельницу, которая сроду не работала ни на каких предприятиях, зарплаты не получала и даже от государственной пенсии по старости решительно отказалась? «Усадьба» ее, почти робинзоновская, тоже явно некорыстная. Из каких таких доходов она будет платить страховые взносы? Разве что благотворители нашлись, решили помочь одинокой старушке, так и это маловероятно при нынешних нравах.

Невольно свет на загадочную историю пролила республиканская газета «Хакасия», опубликовавшая материалец «Таежная отшельница — клиентка «Росгосстраха». Его сопровождали два портрета — худенькой страстотерпицы Агафьи и лоснящегося довольством батыра, очень похожего на управа ООО «Росгосстрах-Сибирь» по Республике Хакасия Олега Хомченко. Но суть была даже не в них, а в краткой пометке статьи — «На правах рекламы».

Вон, оказывается, откуда весь сыр-бор! Бедная Агафья попросту стала жертвой рекламного трюка. Работники редакции, пожелавшие остаться неизвестными, рассказали, что никто из страховой компании, ни тем более сам Хомченко, в таежной дали не бывал и Агафью не видел в глаза. Страховку ей пыталась, по их просьбе, вручить сотрудница редакции, навестившая Еринат с попутным вертолетом. Но тоже без успеха. Беседу о пользе страхования Агафья вежливо разделила, но полиса категорически не приняла. Даром что бесплатного.

И что же, страховщики отказались от «сильного» рекламного хода и выбросили злосчастную бумаженцию? Ничуть не бывало. Им удалось уговорить другого таежного отшельника, Ерофея Седова, несколько лет назад поселившегося на Еринате по соседству с Агафьей, принять отвергнутый документ «на сохранение». Говорят, Ерофей Сазотьевич тоже было сперва заупрямился, но потом взял, «на всякий случай». Видно, еще недалеко ушел от соблазнов мира сего.

Впрочем, в заметке о сих страстях лишь намеком сказано, что Агафья Лыкова «пожалуй, единственная клиентка «Росгосстраха», которую застраховали без заявления страхователя». Ну, а мы-то теперь знаем, что в переводе с рекламного это означает, по сути, подлог. И, если хотите, насилие над личностью. Ведь Агафью Карповну застраховали не просто без ее просьбы и согласия, но и против воли. Воистину без меня меня женили…

Ну ладно, пусть страховщики с комсомольским менталитетом не понимают всех глубин веры невольной «клиентки», не уважают ее религиозных чувств, но они должны же знать хотя бы о суровости законов, защищающих права человека и свободу личности.

О том, что их попирать «некрасиво», даже если это делается в рекламных целях, во имя «святого» дела выколачивания прибыли. Но, похоже, не знают и знать не хотят. И потому от их Госстраха невольно отдает «госужасом».

N8, 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика