Соотечественники | Владимир Рамирес | 26.04.2004 |
В 1920—1930-х годах в результате коллективизации у миллионов русских крестьян отняли землю. У староверов ситуация была вдвойне сложнее. Им пришлось бежать из России не только по политическим причинам, но и по религиозным, так как революция была нетерпима к религии любого типа. А так как староверы не собирались отказываться от своей религии, то их жизнь оказалась в опасности.
Собрав свой нехитрый скарб, сотни русских семей, а иногда только вдовы с детишками, переправившись через Амур, укрылись на китайской территории. Там они жили до конца 40-х годов, пока китайская революция не стала подвергать гонениям русских беженцев и не начала проводить свою аграрную реформу.
На этот раз русским староверам пришлось бежать намного дальше. Благотворительные организации позаботились о них. Погрузившись на пароходы, они отправились в путь по другую сторону океана, в Бразилию. Оттуда часть из них перебралась в Уругвай, Аргентину, Парагвай, Чили и, наконец, в начале 80-х годов несколько семей прибыли в Боливию, в частности, в ее тропическую зону (Санта-Крус и Кочабамбa). Правительство пошло им навстречу и выделило на своей территории земли для семей староверов.
С тех пор наши соотечественники живут в Боливии: по своим канонам, вдали от больших городов. Кое-кто перебрался в Бени, Ла-Пас, но все — неизменно в жарких тропических районах, занимаясь земледелием и животноводством. В основном выращивают рис, кукурузу, сою, в чем достигли высот мастерства.
Староверы ведут особый образ жизни, строго соблюдая установленные правила.
Одна из укоренившихся традиций — это брак. Каждая семья заинтересована в том, чтобы их дети как можно раньше (13 лет — подходящий возраст) нашли себе спутника жизни. В нынешних условиях обычно ищут себе суженую за сотни километров в других колониях. Нередко поиски уводят женихов и за тысячи километров от дома, так как староверческие поселения разбросаны по всему континенту от Аргентины до Канады. Бывают случаи, когда русские девушки выходят замуж за местных парней. В этом случае избранник обязан принять веру своей невесты и соблюдать традиции староверов как свои, включая освоение языка и чтение святых книг.
В соответствии с установленными канонами, женщина должна иметь столько детей, «сколько Бог даст»; предохраняться от беременности — грех. Дети рождаются в деревне, бабки-повитухи помогают роженице. Если роды трудные, то разрешается обратиться за помощью в больницу.
В США и Канаде среди русской молодежи влияние современной жизни и западные ценности потихоньку берут свое. Ребята говорят по-русски лишь тогда, когда общаются со своими бабушками и дедушками. А в Боливии сохраняются столетней давности привычки и традиции: если подросток или ребенок нарушит правило, то не только родители, но и вся община наказывает его морально во время молебна, когда все собираются вместе.
Отличительной особенностью староверов всегда были их жесткие патриархальные каноны, один из которых — четкое соблюдение религиозного календаря. В каждой деревне есть свой молельный дом с иконами, литыми из металла (позолоченными или посеребренными). Под руководством настоятеля все приходят молиться Богу, как правило, два раза в день (утром и днем). Молятся староверы подолгу и истово. Они считают, что долгая молитва не отнимает силы, а наоборот, их придает. В воскресенье и в праздники молитва занимает часы, и взрослые ее выстаивают на ногах. В эти дни работать запрещено, никто не осмеливается нарушить это правило.
Крайняя патриархальность староверов выражается и в бытовых канонах, где записано, что мужчина не должен брить бороду всю жизнь. Женщинам же не надлежит пользоваться косметикой («каким Бог создал человека, таким он и должен быть!»), а носить полагается сарафан до пят и замужним — платок на голове. Они стараются всегда носить поясок («он связывает с Богом»).
Все продукты, употребляемые в пищу, должны быть выращены и изготовлены самими членами общины. Но в настоящее время кое-что (например, соль, сахар, постное масло), покупается в магазине. Староверы не будут есть ни в кафе, ни в ресторане, ни в чужом доме, ни в компании с чужими людьми. Для них существуют понятия «чистое» и «поганое». Покидая дом, они всегда берут с собой пищу и даже воду.
Учителя (из своих же членов общины) преподают детям чтение и письмо, чтобы те могли читать священные книги, написанные на старославянском языке. Просмотр телевизора, посещение кинотеатров, чтение светской литературы считается лицедейством, противным Богу. Хотя не запрещено, чтобы дети ходили в обычную сельскую школу, где они учатся на испанском языке и таким образом могут общаться с местным населением.
Обычно староверы не поют светские песни, стремясь сохранять благочестие, но на праздниках все и поют и танцуют. Они не курят, из спиртных напитков пьют только брагу, приготовленную ими самими.
Каково будущее этих мужчин и женщин, самоотверженных в своем труде и самозабвенно преданных своей вере? Пожалуй, нельзя его предсказать. Несмотря на их отчаянное сопротивление внешнему влиянию, молодые люди из среды старообрядцев все же впитывают в себя современные тенденции. Невозможно предсказать, надолго ли староверы задержатся на этой земле. В любой момент, как уже не раз случалось в истории их общин, они могут покинуть Боливию, освещенные своей неповторимой верой в Бога места и пуститься в путь в поисках своего нового настоящего и похожего на прошлое будущего…