Русская линия
Русский журнал Максим Момот20.04.2004 

Во что мы верим
О проблемах межконфессиональных отношений РЖ рассказывают представители российских православных, мусульманских, иудейских, буддийских, католических, кришнаитских и иеговистских общин

Нельзя сказать, что отношения между религиозными общинами России носят бесконфликтный характер. Информация о существующих проблемах постоянно просачивается в СМИ. Сегодня одной из главных тем обсуждения является перспектива принятия специального закона «О традиционных религиях», закрепляющего их статус. Во-первых, не вполне ясно, по каким признакам религия может быть отнесена к традиционным. Во-вторых, непонятно, в чем будет заключаться этот статус при гарантированном Конституцией равноправии всех религиозных объединений. Существуют принципиально разные оценки того, каким образом церковь должна взаимодействовать с государством.

В поле общественного внимания попал также ряд конкретных вопросов, таких, например, как закрытие московской общины свидетелей Иеговы и строительство в Москве кришнаитского храма. Эти проблемы носят отнюдь не частный характер. Вариант их решения, без сомнения, будет важным прецедентом.

О проблемах межконфессиональных отношений РЖ рассказывают представители российских православных, мусульманских, иудейских, буддийских, католических, кришнаитских и иеговистских общин.

Священник Михаил Дудко, заведующий сектором общественных связей отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, положительно оценил возможное принятие закона «О традиционных религиях». «Очевидно, что традиционные для России религии должны приобрести в законодательстве соответствие своему реальному статусу», — отметил он в интервью РЖ. К числу традиционных религий Михаил Дудко отнес православие, ислам, буддизм и иудаизм по признаку длительности их существования на территории страны.

Законодательно закрепив свой реальный статус, РПЦ, по мнению Михаила Дудко, сможет оказывать России большую помощь. «У нас слишком мало ресурсов, кроме нефтяных, чтобы пренебрегать такой помощью, — говорит собеседник РЖ. — Церковь должна помогать нашему государству и нашим гражданам, православие имеет огромный потенциал». Нельзя не использовать такую возможность, когда нашим детям внушают, что кроме традиционных есть еще и «альтернативные» ценности, сводящиеся, по большей части, к неконтролируемому и опасному для общества удовлетворению своих желаний.

«Проблемы проще предупреждать, чем решать», — напоминает Михаил Дудко. Поэтому разумнее всего было бы прививать необходимые ценности с детства, для чего в школах следует ввести предмет «Основы православия». «Заставить верить нельзя, но можно дать возможность выбора, — подчеркивает Михаил Дудко. — Мы получим более здоровое и жизнеспособное общество». Церковь должна помогать государству там, где она сильна.

Возникающие в связи с преподаванием основ православия в школе проблемы, на взгляд Михаила Дудко, носят лишь технический характер и никак не осложнят межконфессиональные отношения в стране. «Православная церковь не выступает за то, чтобы в школе запрещали преподавать основы других религий, — подчеркивает собеседник РЖ. — Мы не против того, чтобы мусульманские родители или иудейские родители могли объединяться и предоставлять своим детям возможность изучать основы собственной веры».

Касаясь вопроса о строительстве в Москве кришнаитского храма, Михаил Дудко отметил, что не только РПЦ, но и все традиционные религии России относятся к нему отрицательно. «Это опасная религия, — считает священник. — По многим показателям она попадает в категорию сект или новых религиозных движений, кришнаиты полностью контролируют сознание своих последователей». Кроме того, строительство нового храма носит явно проповеднический характер. Это серьезно меняет религиозную картину Москвы, исторически православного города. Впрочем, РПЦ вовсе не стремится запретить кришнаитам удовлетворять свои религиозные потребности, но не таким образом.

Из слов Михаила Ардова, протоирея Российской православной автономной церкви, явствует, что русское православие далеко не так однородно, как кажется.

Против определения «автономная» в названии своей церкви Ардов возражает, но таково указание Минюста: оба слова — и «русская», и «российская» РПЦ закрепила за собой. Термин «традиционная религия» вообще, на его взгляд, выражает лишь «желание Московской патриархии и чиновников советского образца закрепить свое положение». Закон о традиционных религиях, по мнению собеседника РЖ, «будет нарушать антимонопольное законодательство». «В нашей стране борьба за монополию православия и Московской патриархии просто антиконституционна», — подчеркивает Михаил Ардов.

От современного Российского государства, которое священник определяет как «казнокрадократию» и «клептократию», церковь должна держаться подальше. Власти также не должны вмешиваться в церковные дела. Пример терпимости по отношению к другим конфессиям подает сам Михаил Ардов, считая несправедливым решение суда о закрытии московской общины свидетелей Иеговы и не возражая против строительства кришнаитского храма в Москве.

Кирилл Фролов, член Центрального совета Союза православных граждан, руководитель информационно-аналитической службы СПГ, касаясь вопроса взаимоотношений церкви и государства, высказался за социальное партнерство государства и традиционных религий. К последним он относит религии, существующие на территории России тысячу лет и более. «Такое ранжирование полезно и необходимо», — подчеркивает собеседник РЖ. Он также считает важным «преодолеть указ Ленина от 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви».

Логика здесь такова. Православные — большинство населения России, а значит, и большинство налогоплательщиков. Соответственно, они имеют право на преподавание основ православия в государственных школах. Более того, они имеют право и на возведение православных храмов за государственный счет, как строят больницы и стадионы. Можно построить множество недорогих православных храмов, посредством которых церковь смогла бы оказывать значительное воздействие на общество. Представителей РПЦ также необходимо допустить на федеральные каналы.

Такое воздействие, по мнению Кирилла Фролова, необходимо, поскольку без него невозможно решить основную из стоящих перед страной задач — остановить вырождение и деградацию нации. «В решении проблемы демографии государство не может обойтись без РПЦ, — указывает Кирилл Фролов. — Только религиозная мотивация может подвигнуть людей к рождению детей, предотвратить аборты». Без населения страна не сможет сохранить свою территорию.

СПГ выступает против планов кришнаитов построить в Москве храм, размеры которого не будут соответствовать их численности. Кришнаитов всего пять тысяч, тогда как один православный храм приходится на 17 тыс. человек.

Определяя традиционные для России религии, шейх Фарид Асадуллин, заведующий отделом науки Московского муфтията, в интервью РЖ сослался на преамбулу соответствующего российского закона, где в качестве таковых указываются те религии, укорененность которых в Российском государстве имеет давнюю историю.

Государство, указывает Фарид Асадуллин, не должно вмешиваться в дела религии. Задача же религиозных организаций — окормлять паству и не более того. Раздувать вопрос со строительством кришнаитского храма до вселенских масштабов не стоит, государство должно решать проблемы официально зарегистрированных конфессий в рабочем порядке.

«В настоящий момент мы сталкиваемся с одной проблемой, которую я считаю позором для России, — продолжает Фарид Асадуллин. — Это исламофобия. Есть ислам, одна из великих мировых религий, и есть люди, прикрывающиеся религиозными лозунгами». Правоохранительные органы должны отличать одно от другого, нельзя экстраполировать негативные оценки на всю многомиллионную мусульманскую общину России.

Игорь Антонов, руководитель буддийской общины «Русский национальный буддийский центр «Нингма», также считает, что церковь должна лишь удовлетворять духовные запросы граждан и не вмешиваться в политику. Причем желательно действовать не так навязчиво, как свидетели Иеговы, останавливающие людей на улице. «Один свидетель Иеговы признался мне, — говорит собеседник РЖ, — что рядовые иеговисты, которые подходят к людям на улице, получают $ 700».

Кришнаиты также, по всей видимости, не бедствуют. Их движение, скорее всего, было поддержано серьезными государственными структурами. У буддийской общины дела обстоят не так хорошо — до сих пор в Москве нет своего храма. В 1970-е годы японский миллионер хотел построить буддийский храм в столице, но партийные власти не разрешили. В Москве есть только японское ритуальное сооружение на бывшей ВДНХ.

«Московское правительство поступило в соответствии с конституцией, и это свято», — так прокомментировал РЖ решение московских властей о выделении земли для строительства кришнаитского храма раввин Зиновий Коган, председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций в России (КЕРООР) Однако, на его взгляд, «экзотические религии хороши там, у себя». «Камни в реке хороши, когда смотришь на них сверху, — продолжает Зиновий Коган. — А вынешь из воды, принесешь домой — они тускнеют».

Религия, на взгляд собеседника РЖ, — это образ жизни: «можно сказать, православие, а можно — русский образ жизни». Устный закон четко выделяет четыре традиционные религии. Традиционную церковь отличает то, что люди сами туда приходят, их не завлекают раздачей бесплатных брошюр и т. д.

Священник Игорь Ковалевский, генеральный секретарь Конференции католических епископов России, указал, что религии, исповедуемые большинством населения, могут представлять особое значение лишь в смысле культуры. Но «никаких юридических преференций для определенных религиозных объединений быть не может».

По словам Игоря Ковалевского, особых проблем с государственными органами у католической общины России нет. «У нас вполне неплохие отношения со СМИ, по крайней мере крупными, и центральными властями, — говорит он. — Проблемы могут быть на местах, они связаны с общей бюрократизацией российской жизни и возникают у любых организаций».

Как подчеркивает Максим Осипов, координатор по связям с общественностью Общества Сознания Кришны, особая роль в российской истории традиционных религий акцентируется лишь в преамбуле соответствующего закона, которая не имеет юридической силы.

«Со стороны государства мы видим похвальную политику поддержки многоконфессиональности в России, однако СМИ часто становятся жертвой неинформированности или политических интересов, — считает Максим Осипов. — Кто-то говорит о том, что кришнаитов не признают в Индии, хотя президент Индии открывает наши храмы».

«Высказывание уважаемого нами раввина Шаевича я отнесу к недоразумениям, он человек веселый», — так представитель Общества Сознания Кришны прокомментировал заявление Адольфа Шаевича (КЕРООР), предложившего построить кришнаитский храм вместо Москвы на Чукотке.

Председатель руководящего комитета свидетелей Иеговы Василий Калин поделился с РЖ своими воспоминаниями о недавнем судебном процессе, приведшем к закрытию московской общины. «Я лично был на процессе в те дни, сам выступал, ощущение такое, что попал в 60-е годы, — говорит он. — Моего брата тогда судили… Государство в 1990-ом году реабилитировало нас, и сейчас пойти вспять — это безумие». «Я не верю, что закроют свидетелей Иеговы, потом начнут закрывать другие церкви, — продолжает Василий Калин. — Это будет конец свободы, но я думаю, что власти на это не пойдут».

Строительство кришнаитского храма в Москве председатель руководящего комитета свидетелей Иеговы считает вполне оправданным. «Это даже лучше для власти, — считает Василий Калин. — В советские времена мы собирались на квартирах по 5−10 человек, и органы думали, не шпионы ли мы». В храме люди будут собираться открыто, каждый сможет прийти и посмотреть.

12 апреля 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика