Русская линия
Архангельский епархиальный вестник Валентина Музыкина16.04.2004 

«Где находится храм и совершается Божественная литургия, живется легко»

Множество паломников и туристов со всей России и из-за рубежа едут на легендарные Соловецкие острова через карельский городок Кемь. На побережье Белого моря это самая близкая и удобная точка для переправы на святой остров. В Кеми же находится станция — узел железнодорожных путей. До революции тут проходили крупные тракты, соединящие значительные российские города. Кстати, тогда Кемский уезд относился к Архангельской губернии. В начале XX века была построена Мурманская железная дорога, и поток паломников, устремляющихся на Соловки через Кемь, еще увеличился. Не случайно именно здесь издавна существовало и подворье Соловецкого монастыря — на берегу Попова острова.
20−30-е годы — страшное время для России. Местом Голгофы для русского народа считаются Соловки. А в Кеми в те годы находился пересыльный пункт Соловецкого лагеря особого назначения. Не все осужденные достигали места своего заключения… Слова «Попов остров» ассоциировались тогда с местом унижения, страха и гибели.
Великое множество благочестивых людей со всей России лежат в кемской земле, множество мощей новомучеников сокрыты здесь под спудом. Известно, что здесь скончался в лагерной больнице и был похоронен священномученик Василий Надеждин.
На побережье, на узкой полосе между храмом и морем, сохранилась насыпь бывшей лагерной железной дороги. По ней проходили заключенные Соловецкого лагеря. Среди них были священномученик Иларион (Троицкий), священномученик Петр (Зверев). Этим путем прошли отец Павел Флоренский, Георгий Осоргин, Олег Васильевич Волков…
Но возродился Соловецкий монастырь, и современные паломники вновь потянулись на острова в Белом море. Возникла необходимость в восстановлении и Кемского подворья. С 1992 года трудами соловецкого иеродиакона Иринарха (+1994) было положено начало новой жизни Соловецкого подворья на карельском берегу.
В ноябре 1993 года Святейший Патриарх Алексий II благословил учредить Кемское подворье Соловецкого монастыря. Администрация города Кемь передала подворью обветшалый корпус довоенной постройки (бывший клуб воинской части). Настоятелем был назначен иеромонах Антоний (Плясов). Началось сооружение деревянного храма во имя Живоначальной Троицы. Первая Божественная литургия в этом храме была совершена в День Святой Троицы 15 июня 1997 года.
С января 2001 года настоятелем подворья является иеромонах Симеон (Хисамутдинов). Архангелогородцы знают этого священника — несколько лет он служил на Соловецком подворье в Архангельске.
Уже более десяти лет Кемское подворье восстанавливается и живет, выполняя свое нелегкое послушание — прием и отправку гостей на Соловки.
Первые впечатления паломников и туристов, прибывших на это каменистое карельское побережье, бывают довольно унылыми. Рабочеостровск — так называется то место, где находится подворье и причал. Это маленький поселочек с одноэтажными деревянными домишками, ветхими заборами и покосившимися сараями. Жителей почти не видно. Горы серых опилок и прочего «деревянного золота» — отходы деревоперерабатывающего завода — дополняют пейзаж. Впечатление жизни создают лишь большая пристань на берегу моря да постоянно уходящие-приходящие катера.
Впрочем, с такой картиной «кемского мира» не согласен иеромонах Симеон, настоятель подворья. Уж ему-то как раз скучать некогда, особенно в период навигации — четыре летне-осенних месяца.
Подворье находится в 15 метрах от берега. На его территории — храм, братский корпус, хозяйственные постройки (столярные мастерские, гаражи). Со стороны моря разбиты теплицы, огородик.
Когда Белое море вскрывается ото льда, поселок оживает. Начиная с июня на Соловки устремляются паломники — одиночные и большие группы. Прибывают поездами со всех уголков страны, но сейчас все популярнее становятся автобусные туры.
Организованные группы принимать легче: часто их сразу встречает монастырский катер, и паломники без задержек отправляются на острова. Когда же обстоятельства складываются не так удачно, каждый путешествующий может найти приют на монастырском подворье.
Конечно, условия тут самые скромные и даже суровые. Паломницкая расчитана на 70 человек, но временами людей в ней останавливается гораздо больше. Но тех, кто едет на Соловки помолиться, некомфортные бытовые условия не смущают. Кстати, как отмечает отец Симеон, благочестивым людям Господь в дороге помогает: и погода не подводит, и транспорт сразу находится, и билеты… Впрочем, ведь и в Кеми можно не просто скучать. «Нормальные» паломники стараются не сидеть сложа руки. Они и помолятся тут, и к месту захоронения священномученика Василия сходят, и по хозяйству помогут. Отец Симеон любит архангелогородцев: летом сюда приезжают его духовные чада с тем, чтобы помогать принимать нескончаемый поток паломников. Таких тружеников-подвижников настоятель на подворье приглашает с удовольствием.
Что заботит настоятеля подворья в Кеми? Конечно, нестабильное финансовое положение: оно зависит от благотворителей. Твердых источников дохода даже на повседневные нужды нет. Плохо, что ни у подворья, ни у Соловецкого монастыря нет собственного причала в Кеми, приходится пользоваться чужими. Этот вопрос нужно решать.
Зимой, когда затихает бурная паломническая жизнь, немногочисленные постоянные насельники подворья занимаются строительством. Проводится благоустройство братского и гостиничного корпуса. Сейчас к концу идет строительство храма: уже установлены купола и крест над алтарем.
При храме Живоначальной Троицы образовался приход из местных жителей — небольшой, но дружный. По словам отца Симеона, это в основном народ простой, к священнику относящийся с доверием, и за послушание Господь им многое дает.
Власти Кеми «православно ориентированы», многие ходят в храм. Кстати, в этом небольшом городке есть и Благовещенский мужской монастырь, принадлежащий Петрозаводской и Олонецкой епархии, а также старинный Успенский собор, сейчас не действущий.
На вопрос, нет ли тайного желания перебраться поближе к цивилизации, отец Симеон отвечает:
— Да, у нас непростые бытовые условия, но в том месте, где находится храм и совершается Божественная литургия, живется легко: Господь смягчает суровость местности. А зимняя тишина способствует размеренной монашеской жизни.

март 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика